Стиль
Здоровье Как мама 8 детей руководит ведущей юридической компанией
Стиль
Здоровье Как мама 8 детей руководит ведущей юридической компанией
Здоровье

Как мама 8 детей руководит ведущей юридической компанией

Как мама 8 детей руководит ведущей юридической компанией
Управляющий партнер юридической компании O2 Consulting Ольга Сорокина, советник лиц из списка Forbes, отвечающий за сопровождение сделок в Кремниевой долине, рассказывает о своем образовании, карьере и ключевых навыках совмещения семьи и бизнеса.

Школа

«К семи годам я прочитала не только обширную домашнюю детскую библиотеку, но и все книги районной библиотеки и заставила родителей записать меня в Ленинскую.

Я хорошо училась, побеждала на олимпиадах, особенно по языкам и истории. Любила и технические науки, особенно алгебру. Окончила школу с медалью. В связи с тем, что мама мечтала, чтобы я выучила французский язык (видимо, это была ее несбывшаяся мечта), меня отправили в школу, где основные предметы преподавались на французском.

Я долго выбирала между профессией археолога-историка, переводчика и факультетом информационных технологий, появившимся в Бауманке. В итоге нашлись мудрые люди, которые отговорили от переводческой карьеры и карьеры археолога и посоветовали что-то более коммерчески востребованное — юриспруденцию. Надеюсь, что мир не потерял в моем лице великого математика, но умение логически мыслить и быстро считать крайне помогает мне сейчас в моей профессии.

Думаю, что в конечном итоге выбор специальности "международное право" был предопределен моей любовью к языкам, к путешествиям, к коммуникациям и умением отстаивать свою позицию и принципы.

В этом году я также начала учиться психологии. Это мое давнее хобби, которое постепенно начинает обрастать академическими знаниями».

Как мама 8 детей руководит ведущей юридической компанией

Первый брак

«С первым мужем мы познакомились, когда мне было 17 лет, и я мечтала уехать учиться на юридическом факультете в Сорбонне, для этого искала возможность работать в Париже. Он был представителем успешного французского бизнесмена, проводил мое первое собеседование и в итоге сделал так, чтобы я во Францию не уехала. На момент знакомства он работал переводчиком, сейчас у него ряд бизнесов, связанных с недвижимостью и инвестициями, один из них — околоюридический. После знакомства мы через несколько месяцев поженились и уехали на учебу в США. На тот момент это было очень авантюрным решением — уехать без копейки денег, без опыта и без связей. Сейчас уже с улыбкой вспоминаются времена, когда мебель и детскую коляску мы искали на развалах по ночам».

Выбор между семьей и карьерой

«Мне кажется, во время моей юности выбор "семья или карьера" не стоял так остро, как он стоит сегодня перед многими женщинами. Тогда наличие и карьеры, и семьи было скорее нормой, чем исключением. Я всегда продолжала учиться и работать — и во время беременности, и с рождением детей. Наверное, мне повезло в том плане, что жизнь никогда остро не ставила передо мной данный выбор: находиться дома и заниматься семьей или забыть о семье и строить карьеру.

Жизнь складывалась таким образом, что у меня всегда была поддержка близких (родителей, мужей, их родителей) в том, что я делала в плане карьеры и бизнеса. Бабушки и дедушки были рады возможности быть с детьми, и первый, и второй супруг также предпочитали видеть рядом женщину, которая состоялась в профессии. Со временем, когда появились деньги на помощницу по дому, стало еще проще. Я с легкостью делегировала хозяйственную часть людям, у которых уход за домом получается намного лучше и эффективнее, чем у меня, и стала заниматься тем, что приносит максимальное удовлетворение: это мое любимое дело и воспитание детей. Безусловно, отдельных моментов, когда надо делать маленькие выборы (семья или бизнес) в моей жизни было множество: сократить каникулы и уехать в командировку или нет, вернуться домой к детскому празднику или остаться на важные переговоры и так далее. Но глобально этот выбор не стоял никогда».

Как мама 8 детей руководит ведущей юридической компанией

Рождение детей и вехи в карьере

«Первый ребенок, Каролина, родилась в 1993 году в США. Да, мы запланировали это специально к поездке, чтобы воспользоваться более качественной медициной. Беременность я переносила очень легко, досрочно сдала на отлично сессию в МГЮА и с середины второго курса уехала в США. Там ходила в университет на лекции до самого конца, и сразу после родов (Каролина родилась в конце июля) профессора разрешали приходить на занятия с ребенком и выходить, если она начинала "шуметь". Но Каролина была спокойным ребенком, которого получалось совмещать с учебой безболезненно.

Иван родился в 1995 году в Дублине. Стратегия была похожей: досрочная сдача экзаменов в МГЮА за третий курс и отъезд в Ирландию. Тогда в Ирландии был период экономического бума Celtic Tiger. У меня появилась возможность поработать с ирландской компанией, которая занималась учреждением юридических лиц на территории Ирландии, предоставляющих существенные налоговые льготы. Было решено воспользоваться беременностью, чтобы взять академический отпуск и уехать в Дублин. Иван был еще спокойнее Каролины и первые шесть месяцев своей жизни, можно сказать, проспал. Мы вернулись в Россию, оставшиеся полгода я много ездила, помогая выстраивать партнерские отношения с иностранными юридическими компаниями для бизнеса, организованного мужем. Всегда ездила вместе с детьми, мне с ними, и в поездках тоже, активно помогали бабушки.

В 1997 году в нашей семье появилась Алина, она — дочь моего первого мужа от первого брака. Ее мама погибла в автокатастрофе, и шестилетний ребенок оказался в нашей семье, став нашей старшей дочерью. На тот момент я активно училась и одновременно работала, Ваня был маленьким, поэтому первый год забота о ней была в большей степени возложена на бабушку и няню.

В 1998 году у нас родился Святослав. Это был очень сложный период. Я оканчивала университет, и у меня была масса потенциально привлекательных предложений работы, а наличие новорожденного ребенка сильно ограничивало карьерные возможности. Поиском работы я начала заниматься за полгода до получения диплома. У меня были предложения от швейцарских банков, от международных юридических компаний, выходящих на российский рынок. Я как специалист, свободно говорящий на четырех языках, с образованием в России и США, с опытом работы за границей была крайне востребована, но беременность скорректировала планы.

Я решила отложить мысли о работе до рождения ребенка. Удалось снова договориться о досрочной сдаче сессии и переносе даты защиты дипломной работы на более поздний срок. Я уехала рожать в Ирландию (там было все надежно и понятно, были проверенная клиника и врач). Уехала я буквально за месяц до родов или даже меньше и вернулась через месяц после них. Из детей взяла с собой только Каролину, чтобы она два месяца походила в английский садик и начала осваивать язык. Алина уже была в школе, а Ваня был слишком маленьким, и я бы не справилась.

После возвращения и получения диплома (Святославу было три месяца) я приняла решение все-таки выйти на работу, но с сентября, а до этого немного отдохнуть. Нашла няню и разослала резюме по всему миру. Начала получать интересные предложения. В августе случился кризис 1998 года, многие офисы иностранных корпораций закрылись, сотрудники вернулись обратно в Европу и получили места, на которые я рассчитывала. В этот же момент в компании моего мужа уволился глава юридического департамента, и супруг предложил мне временно занять эту позицию, пока не найдут другого человека. Я была очень молода, у меня не было управленческого опыта, но была высокая экспертиза, благодаря которой мне удалось завоевать уважение и авторитет более взрослых и опытных коллег. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Быстро найти человека не получилось, а с функционалом я справлялась намного лучше, чем мой предшественник, поэтому вскоре искать специалиста перестали, и я проработала на этой должности практически шесть лет». 

Как мама 8 детей руководит ведущей юридической компанией

Трагедия и развод

«Спустя шесть лет, в 2004 году, мы решили родить еще одного ребенка. Старшие стали более или менее самостоятельными, на тот момент были уже отличные финансовые возможности для обеспечения образования, лечения, проживания и тому подобного. Получилась двойня — мальчик и девочка. Беременность была очень тяжелой, я была худой и теряла вес, а дети — крупными. Я практически не могла есть и спать, а тем более работать. За два месяца до родов я отправилась к своему врачу в Дублин. Мое состояние ухудшалось, было решено произвести досрочную операцию на сроке 34 недели. К сожалению, девочку не получилось спасти, она умерла сразу после рождения, Марк в тяжелом состоянии находился около месяца в отделении интенсивной терапии, и для него все закончилось хорошо.

Для меня это был драматический и переломный момент в жизни. Я пересмотрела многие взгляды на жизнь, на отношения, на приоритеты.

Через несколько месяцев мы с мужем приняли решение о разводе. В этот период я стала также искать другие варианты работы и впервые за семь лет вышла на рынок труда. Я была очень удивлена, обнаружив, что моя стоимость на рынке очень высока, и конкуренция за меня у работодателей была очень активной».

Второй муж

«На момент знакомства с мужем я успешно занималась консультированием в области корпоративного права и международных налогов, имела высокую позицию и хороший пул доверенных клиентов. У него тоже была успешная карьера: он работал топ-менеджером крупной производственной компании.​ У каждого был опыт первого брака, опыт в бизнесе и четко сформированное понимание важных жизненных принципов и того, что мы хотим и ожидаем от жизни и от партнера. В чем-то отношения было строить намного легче, в чем-то — сложнее. Да, я вышла замуж с пятью детьми. Многих это удивляет, но я не считаю, что наличие детей каким-либо образом усложняет или упрощает вступление в брак. Своего человека в целом непросто найти. И выстроить с ним отношения — тоже сложная задача». 

Еще дети и новые карьерные достижения

«В 2006 году родился Артур, и я вышла на новое место работы, выторговав у работодателя специальные условия по режиму работы и графику отпусков. Торг оказался формальным, так как по факту работа была более чем интенсивная. На тот момент к помощи по дому и с детьми активно привлекался домашний персонал. Няня Артура, например, до сих пор работает у нас в семье.

В 2007 году родилась Ева — запланированно, хоть они с Артуром и погодки: мой муж ну очень хотел девочку.

С Артуром и Евой я работала до последнего дня беременности и рожала всегда в выходные. Все в офисе шутили, что дети очень ответственные и специально выбирают выходные для родов. Выходила на работу почти сразу. Сначала работая дистанционно с редким подключением к ключевым встречам, потом чаще. Сцеживала молоко в офисе и передавала с водителем, иногда в офис привозили ребенка на кормление.

Все это время я продолжала быть работником по найму. Хоть и топ-менеджером, но наемным.

В конце 2011 года родился Макс. Это время — начало предпринимательской карьеры. На тот момент исполнился год, как я была управляющим партнером собственной компании. Многое было проще, так как был опыт управления временем, людьми, ресурсом, понимания приоритетов и распределения функционала. Была сильная команда людей, и я могла уже не работать с большой интенсивностью, а погружаться в процессы по мере необходимости.

Старшие девочки на тот момент были уже в университетах, старшие мальчики — относительно самостоятельными без кризисов переходного возраста. А с младшими (когда их не больше четырех) я уже научилась неплохо справляться».​

Как мама 8 детей руководит ведущей юридической компанией

Как пришло решение работать в большом бизнесе

«Решение работать в большом бизнесе — это всегда не какое-то спонтанное решение, а последовательное развитие человека. Я развивалась как эксперт, росло количество клиентов, количество проектов, росли размер и значимость проектов, которые я вела и за которые отвечала, росло количество представителей крупного бизнеса, которые доверяли мне решение своих вопросов и задач. Как итог — я оказалась в том месте, где нахожусь сейчас.

Кстати, решение о переходе от работы по найму в свой бизнес далось мне тяжело. Я крайне ответственный человек, и принять на себя ответственность не только за себя и свою семью, но и за многих людей со своими семьями (сотрудников), взять на себя все риски возможных неудач и вероятные негативные финансовые последствия, с этим связанные, — вот это было крайне тяжело. Семья (на тот момент в лице второго мужа и детей) очень меня в этом поддержала. Муж вообще считал, что я должна была это сделать гораздо раньше».

Персонал для работы с детьми

«В домашнем персонале для меня самое важное — это доверие, поэтому прежде всего я подбирала тех, кто имел рекомендации от известных мне людей, мнению которых я доверяла. Но к этому мы пришли не сразу, это было сформировано в результате опыта, к сожалению, не всегда позитивного.

Сейчас наша помощница по хозяйству работает у нас уже 12 лет, и это тот человек, которому я доверяю в очень большой степени и который относится к детям с большой любовью и вниманием.

Что касается именно "детского" персонала, я никогда не брала детям "гувернеров" — точнее, такой опыт был со старшими детьми, но недолгий и себя не оправдал. Единственные помощники, которых мы привлекали и привлекаем, — это няни для совсем малышей, водители и помощники в быту. Что касается остальных направлений — развитие, образование, воспитание, — это задача родителей и выбранных ими профессионалов: учителей, тренеров, искусствоведов. Но они не относятся к категории домашнего персонала.

Для меня всегда был ключевым вопрос образования и развития детей. Я считаю, что это самое главное в жизни, основной капитал, который необходим детям для их будущего. В текущий момент это основная статья расходов нашей семьи: выбору школ и других образовательных учреждений мы уделяем самое большое внимание. Любой алмаз не сможет сверкать без должной огранки, поэтому даже самому талантливому ребенку (точнее, талантливому — особенно) необходимы высокого уровня педагоги и профессионалы, которые будут его мотивировать, поддерживать и вместе с родителями вести по жизни».

Как мама 8 детей руководит ведущей юридической компанией

Поворотные этапы в карьере

«В моей карьере было несколько поворотных пунктов, и все они тем или иным образом были связаны с выходом из зоны комфорта. Первым стал переход из компании, у истоков которой я стояла, в одну из ведущих и быстрорастущих на тот момент консалтинговых фирм.

Переход этот, как ни странно, изначально был связан с желанием изменить баланс соотношения карьеры и семейной жизни в пользу детей. Я решила, что мама с большим количеством детей, младшему из которых полгода, не должна так активно работать, и приняла решение сбавить обороты и перейти из консалтинга в спокойный инхаус, где заканчивают работу в шесть вечера, а клиенты не требуют срочных встреч в выходные. Я обозначила хедхантерам свои пожелания, и каким-то чудом меня уговорили сходить на собеседование в другую консалтинговую компанию, хотя я даже не рассматривала вариант работы консультантом. А там управляющий партнер меня убедил, что я — человек, созданный для консалтинга, что я должна работать с разными проектами и клиентами, развивать и продавать свои таланты переговорщика и консультанта. За это я ему бесконечно благодарна, так как сейчас я уверена, что мой путь в инхаусе никуда бы меня не привел.

Второй переломной точкой стал неожиданный для меня переход в собственный бизнес в виде принятия предложения о партнерстве. Я всегда была очень консервативным человеком, которому важны гарантии в том, что касается места работы и дохода. Будучи экспертом высокого уровня, востребованным на рынке, я была готова работать с максимальной интенсивностью, но при этом никогда не помышляла о собственном бизнесе: мне было страшно думать об ответственности за людей, о рисках, о возможных убытках и так далее. В этой связи предложение партнерства стало для меня неожиданностью, но все-таки было мною принято как вариант мягкого перехода от работы по найму к чему-то своему.

Спустя буквально год или два случился еще один неожиданный поворот. Один из управляющих партнеров принял решение выйти из консалтингового бизнеса и перейти в инхаус на топовую управленческую позицию, а мы (две молодые женщины-партнера) остались с компанией и кучей проектов, которые нужно реализовывать, с офисом, который нужно оплачивать, с людьми, которым нужно платить зарплату... И вот тогда уже не было времени думать, а надо ли нам это, нужно было быстро учиться решать все эти вопросы, начинать растить и развивать свой бизнес.

Благодаря этому опыту я поняла, что человек не всегда хорошо и глубоко понимает собственную природу, свои способности и даже желания. И как бы банально это ни звучало, но любое движение вперед сопряжено с выходом из зоны комфорта».

Как совмещать материнство и бизнес 

«Я всегда говорю о том, что для совмещения карьеры и семьи нужна совокупность многих факторов и критериев, один из которых — хорошее здоровье. В целом я достаточно сильный в этом плане человек с хорошими запасами энергии и здоровья. Думаю, что благодаря этому стало возможным такое совмещение. Я всегда работала до последнего дня беременности и с рождением каждого ребенка всегда молниеносно возвращалась к работе или к каким-то отдельным задачам. Это не означало полноценное возвращение в офисную жизнь, но я могла уже из роддома подключаться к конференц-звонкам, брать в командировку новорожденных детей, сцеживать молоко в кабинете и приезжать на конференции в сопровождении всего своего детского сада. Не считаю это чем-то неправильным. Это мой выбор, который для меня удобен и комфортен. Жизнь показала, что дети от этого ничего не потеряли, а только приобрели. По крайней мере, старшая дочь, которая недавно вышла замуж, планирует реализовать похожую модель совмещения бизнеса и семейной жизни.

Тяжелее всего совмещение мне давалось во время рождения и первых лет жизни детей-погодок — шестого и седьмого ребенка. Между всеми детьми разница примерно два-три года, и это прекрасная разница, удобная для родителей. Когда дети — погодки, это физически довольно тяжело для матери, плюс если на это накладывается интенсивно развивающийся бизнес, становится еще сложнее. Пройти через этот период помогла поддержка мужа и близких, а также тот факт, что у меня в целом очень хорошие, достаточно послушные и позитивные дети, с которыми легко».

Как мама 8 детей руководит ведущей юридической компанией

Самые драматичные моменты

«Я стараюсь не доводить жизнь до драмы. Наверное, самым запоминающимся моментом была ситуация с рождением седьмого ребенка, дочки. Тогда в компании был ряд сложных проектов, я себя не очень хорошо чувствовала в пятницу и хотела уйти пораньше, но мой коллега — управляющий партнер компании — привык к тому, что я всегда полна сил и энергии, и никак не мог меня отпустить, постоянно ставя задачи и подключая меня к очередным встречам и совещаниям. В итоге я ушла из офиса вечером, и мы поехали с мужем и детьми в детский центр и в магазин, чтобы закупиться на выходные и развлечь детей...

Пришлось ехать уже достаточно поздно, мы долго стояли в пробках, мне становилось все хуже и хуже. В самом конце перед закрытием центра я стала подозревать, что, возможно, это начинаются роды. Но я все-таки решила дождаться закрытия заведения (мы же обещали детям, что они поиграют хотя бы час-полтора), а потом мы по пути в больницу отвезли детей домой и еле успели к моменту рождения. Малышка родилась через 10 минут после того, как мы пересекли двери приемного покоя».

Самые сложные периоды 

«Самое сложное — глобальные изменения в жизни. Таких периодов было несколько. Это, безусловно, период развода и период построения новой семьи, включая установление отношений между детьми и вторым мужем, это переход от работы по найму в собственный бизнес, это переезд в другую страну. Но я должна сказать, что все самые сложные периоды всегда заканчиваются новым рывком и выходом на новые уровни, это обеспечивает развитие и движение вперед».

Время с детьми 

«Я считаю, что провожу с детьми больше времени, чем многие мамы, которые занимаются только домом и воспитанием детей. Во-первых, четыре раза в год у нас с детьми всегда есть совместные долгие каникулы (обычно по 14 дней) — это горные лыжи в Альпах, это две недели на островах (обычно Сейшелы, но в последнее время нам также стали нравиться Багамы и Карибский регион), это какая-то познавательная поездка (в этом году были национальные парки США, в прошлом году — ЮАР) и летняя поездка по Европе. Это дает возможность 24 часа находиться вместе, вместе познавать новое, общаться, учиться. Мы всегда вместе в выходные, часто вырываемся в короткие поездки по Европе, в том числе вместе с друзьями и их детьми, иногда просто проводим дни дома за фильмами и настольными играми.

По будням мы общаемся не так часто, и это связано не столько с моей занятостью, сколько с занятостью самих детей. До 16:30 у них школа, после этого — многочисленные занятия. Даже если я на такие занятия их отвожу, то в ожидании я занимаюсь своей работой, они занимаются своим делом. Общение в будни происходит за завтраком и иногда за ужином (если все умудрятся собраться вместе)».

Как мама 8 детей руководит ведущей юридической компанией

Советы женщинам, которые хотят преуспеть в бизнесе

«Главное — понимать свои желания, не быть подверженным стереотипам и давлению социума. Никто не знает, как правильно именно для вас, для вашего бизнеса и для вашей семьи, поэтому нужно всегда быть открытым поддержке и позитиву и иметь высокую степень устойчивости в отношении всех "доброжелателей", которые будут вам говорить, что вы все делаете неправильно.

И еще важно понимание того, зачем вы идете этим путем. Если путь баланса бизнеса и карьеры — это ваш путь, то вы преуспеете, а если это путь, который вам навязывают, то есть шанс, что трудности окажутся непреодолимыми. Общайтесь с яркими успешными людьми, учитесь, развивайтесь, набирайте профессионалов в команду и наслаждайтесь каждым моментом жизни!»