Просто добавь воды: как устроена индустрия спортивного питания
История так называемого спортивного питания началась в 1950-х годах и была связана с развитием в США культуризма, или бодибилдинга. Правда, сейчас сведения о рационе атлетов того и даже более позднего времени выглядят несколько наивно. Например, рецепты белковых коктейлей, описанные в книгах Арнольда Шварценеггера, для современной индустрии скорее романтический вклад в историю спорта, чем реальный лайфхак. Для повышения силы, выносливости и увеличения мышечной массы современные спортсмены не пьют сухое молоко, а используют специализированные добавки — протеиновые смеси, гейнеры и жиросжигатели. Многочисленные баночки и капсулы, которыми заставлены полки спортивных магазинов и ресепшены тренажерных залов, могут вызвать недоверие. Однако этот рынок не имеет ничего общего с запрещенной фармакологией, допингом и органично вписывается в фитнес-индустрию.
Плацебо для мотивации
Несмотря на широкое использование специализированных добавок среди профессиональных спортсменов и качков-любителей, в достижении спортивных результатов им отводится не слишком большая роль. «Добавка — просто эффективный заменитель пищи, когда нет возможности нормально питаться, — отмечает фитнес-эксперт Ярослав Лаушкин. — Что касается наращивания мышечной массы, то здесь имеет большое значение и генетика, и образ жизни, и гормональный фон спортсмена. А в смысле употребления белка — будет это курица или протеин — разница только в удобстве и быстроте усваиваемости пищи».
«Когда у тебя нет возможности перекусить, можно выпить протеиновый коктейль, — соглашается с ним фитнес-модель Саша Версаль. — Сама я принимала добавки в период интенсивных тренировок, перед соревнованиями, когда не могла добрать необходимое количества белка из обычной еды».
При подготовке к соревнованиям, будь то кроссфит или дзюдо, врач обычно прописывает спортсмену длинный список биодобавок, где один препарат дополняет другой, и они работают комплексно. В условиях фитнес-зала шейкер с протеиновым коктейлем, скорее, играет роль мотивационного плацебо.
По мнению тренера Владимира Акуленкова, спортивное питание, наряду с гаджетами и спортивными приложениями на телефоне, приобщает к миру фитнес-индустрии и помогает ощутить себя частью процесса.
«В психологическом контексте добавка даже полезнее. Многие мои знакомые принимают разнообразное спортивное питание, которое мало влияет на процесс, но очень к нему мотивирует», — отмечает Лаушкин.
В России и мире
Среди мировых производителей спортивного питания абсолютным лидером, что исторически закономерно, являются США. На их долю приходится порядка 80% мирового рынка. Родина бодибилдинга не только выделяется объемом и разнообразием такой продукции, но и производит спортивное питание, которое считается классикой. Главный хит американской компании Optimum Nutrition протеин Gold Standard Whey был разработан еще в 1980-х годах и за почти полувековую историю маркетинговых усилий заработал репутацию эталона.
Среди европейских брендов благодаря высоким стандартам качества производства спросом пользуется спортивное питание немецких компаний. Германия — единственная из европейских стран, которая составляет конкуренцию как по размеру, так и по объему продаж американскому рынку. Немецкая компания Weider Global Nutrition — второй по востребованности бренд спортивного питания в мире.
Что касается российского рынка спортивного питания, то он начал активно развиваться всего несколько лет назад, в 2014 году. До повышения курса доллара рацион атлетов обеспечивали в основном зарубежные поставки.
«Если до 2014 года отечественных брендов спортивного питания было от силы пять, то сейчас их насчитывается около 200», — говорит директор одной из самых известных российских компаний по производству спортивного питания GeneticLab Nutrition Руслан Халецкий. Впрочем, сами продавцы спортпита советуют не обольщаться широким ассортиментом, так как отечественные компании в основном не производят, а упаковывают зарубежное сырье.
Часть сырья для изготовления протеина и других добавок поставляют из стран Северной Европы, где сильны традиции сыроварения и сосредоточены крупные концерны по производству белка. Неслучайно большинство отечественных компаний находятся в Санкт-Петербурге, ближе к поставщикам. Некоторые производители ради удешевления продукции могут использовать также и китайское сырье, уверяя, что на качестве продукта это никак не отражается и что подобная практика одинаково распространена как на нашем, так и на зарубежном рынке.
Предложение от российских производителей пока не слишком удовлетворяет отечественного потребителя. Посетители фитнес-залов и профессиональные спортсмены выбирают американские и европейские бренды спортивного питания, несмотря на их более высокую стоимость.
«В периоды интенсивных тренировок я рекомендую спортсменам протеин и другие добавки американских брендов, у наших мне не очень-то нравятся вкусовые качества, да и особенного доверия к ним нет», — отмечает Владимир Акуленков. «Некоторые люди лучше вообще обойдутся без спортдобавок, чем будут принимать российские препараты», — расстраивается Руслан Халецкий.
Повод не доверять отечественному производителю у покупателя есть. По признанию самих участников рынка, индустрия спортпита в России пока что напоминает «челночный базар». Очень много контрафактной продукции, расфасованной в гаражах и квартирах. Кроме того, рынок наводняют черные импортеры, не дающие легальным дистрибьюторам реализовывать оригинальный товар.
БАДы и спортпит
Рынки спортпита и БАДов тесно связаны. По сути, спортивное питание — это и есть биодобавки. Протеин, L-карнитин, ВСАА — многофункциональные препараты, которые можно употреблять с разными целями. Но доверия к производителям БАДов в России еще меньше, чем к брендам спортивного питания, и сфера «около фитнеса» для потребителя более прозрачна и понятна. К тому же стоимость аптечных биодобавок в среднем в пять-шесть раз выше цен на те же самые препараты, выпускаемые под спортивными марками.
«Среди потребителей спортпита в США больше людей, которые не занимаются спортом вообще, чем посетителей фитнес-клубов», — говорит Руслан Халецкий. А фитнес-тренер Александр Пономарев замечает, что «человеку без занятий физкультурой необходимо принимать перечень добавок, просто об этом никто не говорит. Например, магний из обычной пищи практически нельзя получить, а он оказывает положительное влияние на сердце».
Ответственные производители спортпита жалуются на повсеместное информационное искажение, которое мешает правильному развитию отрасли и, в конечном счете, реализации продукции.
Многие производители биодобавок чрезмерно преувеличивают их свойства, обещая потребителям вечную жизнь. А БАДы, позиционируемые как спортивное питание, СМИ часто презентуют обывателю как стероиды и «непонятную химию». Исправить ситуацию может время, считают участники рынка. По их оценкам, лет через пять-десять рядовому потребителю уже не придется доказывать, что протеиновый батончик можно съесть не опасаясь, даже если у тебя диабет.
Протеиновый тест
Индустрию спортивного питания называют особенной, отмечая, что в ней не работают базовые законы маркетинга, рекламы и продаж. Влияние самого потребителя на развитие рынка здесь гораздо значительнее, чем в любой другой отрасли. Каждый новый продукт спортивное сообщество проверяет «в ручном режиме». Десятки видеоблогов на YouTube посвящены лабораторным тестам на состав протеина разных брендов, подробным обзорам спортивных добавок, выбору лучшего BCCA, где качки со страшными лицами обнаруживают, что протеиновая смесь содержит не 80%, как заявлено на упаковке, а только 72% белка. «Это колбасу вряд ли кто-то понесет в лабораторию, а спортсмены с высокой ответственностью относятся к своему питанию, так как от этого зависит качество их телосложения», — объясняет Александр Пономарев.
Такой взыскательный подход к выбору добавок может обернуться потерей репутации одного бренда и помочь созданию нового бизнеса. Например, через критику известных марок спортпита в своем видеоблоге известный в этой среде Борис Цацулин пришел к созданию собственной линейки БАДов CMTech. Цацулин сначала сформировал лояльную аудиторию, а потом запустил производство.
Специфическая борьба за клиента напрямую делает этот бизнес непривлекательным для крупных компаний. К тому же, по словам участников рынка, большой прибыли продажа спортивных добавок не приносит.
По данным последних маркетинговых исследований, 20% посетителей российских фитнес-клубов принимают спортивное питание, по прогнозам, эта цифра будет только расти. Пока же отечественный рынок спортивного питания выглядит довольно грубо и хаотично. «В этом смысле его можно сравнить с развивающейся сферой образовательных услуг — многочисленными фитнес-семинарами, онлайн-школами, всего этого тоже сейчас очень много», — считает Ярослав Лаушкин.
Так или иначе, BCAA, протеины, гейнеры, минералы и другие полезные для самочувствия добавки можно рассматривать как своеобразное доказательство того, что главный двигатель фитнес-индустрии — это в конечном итоге продажа мотивации.
Топ спортивных добавок
Протеины, или белковые концентраты — спортивная добавка номер один. Это продукты с высоким содержанием белка и почти нулевым — углеводов. Попадая в организм, протеин распадается на аминокислоты, из которых как раз синтезируются белковые молекулы в организме, в том числе и в мускулах. Необходим спортсменам в периоды активных тренировок, чтобы при похудении не терять мышечную массу.
L-карнитин — вещество, которое используют для повышения физической выносливости и для переработки жира в энергию. Рекомендуется принимать спортсменам на «сушке»: подкожная жировая клетчатка активнее расходуется на энергетическое обеспечение организма при тренировках. Около 95% карнитина накапливается в сердце и скелетных мышцах.
Гейнер — углеводно-белковая смесь, которая способствует набору массы и восстановлению энергетического баланса. Употребляется в период активных физических нагрузок для ускорения роста мышц. Противопоказан спортсменам на «сушке».
Аминокислоты — дополнительный структурный источник роста мускулатуры. Являются энергетическим подспорьем при тренировках, ускоряют белковый синтез и придают новые силы для упражнений.
BCCA — цепочка трех аминокислот: лейцина, изолейцина и валина. Исходный материал для строительства и регенерации клеток. В основном используют для восстановления организма и облегчения мышечной боли после тренировок.
Креатин — карбоновая кислота, которая в организме человека участвует в энергетическом обмене в мышечных и нервных клетках. Прием добавок с креатином увеличивает его запас в мышцах, что повышает выносливость, помогает тренироваться более длительное время.
Глутамин — заменимая аминокислота, в изобилии содержащаяся в мышечных клетках и крови. Во время усиленных тренировок или стресса уровень глутамина в крови падает, что ослабляет иммунную систему. Поэтому прием рекомендуется в период интенсивных физических нагрузок.