Впечатления, 01 ноя, 19:32

Культурная афиша ноября: Дягилев, Татлин и «Ковчег искусства»

Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская — о том, чем нас завлекают музеи, концертные залы, галереи и кинотеатры
Читать в полной версии
(Фото: Михаил Вильчук / Центр «Зотов»)

«Ионеско»

2, 3 ноября На сцене Театра Ермоловой

Начало 30-го сезона в своей творческой биографии Диана Вишнева отмечает вместе с созданным ею фестивалем современной хореографии Context. Занимаясь исследованием форматов, форм и возможностей, фестиваль часто выходит за рамки привычного и с точки зрения репертуара, и с точки зрения классических площадок. «Ионеско» — вечер в двух актах. В первом труппа Context появится в «Театре бесконечно повторяющихся действий» Олега Степанова. Во втором Диана Вишнева и Жиль Роман станут героями из «Стульев» Мориса Бежара.

Диана Вишнева (Фото: Алиса Асланова)

«5 углов»

7 ноября — 10 мая Фонд Ruarts

Новое исследование фонда Ruarts, посвященное теме искусства уличной волны, смотрит на мир глазами коллекционеров. «5 углов» — это пять собраний: самого фонда и его основателя Марианны Сардаровой, арт-директора Ruarts Катрин Борисов, а также художника Дмитрия Аске, сооснователя Биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабины Чагиной и основателя издательства тиражного искусства «Формат Один» Эльчина Али-заде. Эти коллекции и становятся углами или точками зрения, двух одинаковых среди которых не найти.

Дима Retro, «Вечное ожидание», 2021 (Фото: пресс-служба Фонда Ruarts)

XVI фестиваль «Дягилев P.S.»

12 ноября — 14 декабря БДТ, «Балтийский дом», Александринский театр, ЦСИ им. Сергея Курехина, Музей театрального и музыкального искусства, Дом танца «Каннон Данс», Дом Радио

Свой новый сезон фестиваль «Дягилев P.S.» открывает постановкой «Сати/Весна священная» Театра танца Си Син, сразу перекидывая мостик от сегодняшнего дня к десятым годам XX века, когда Сергей Дягилев, не планировавший представлять публике ничего привычного, взбудоражил ее балетом «Весна священная», поставленным на музыку Игоря Стравинского. Через несколько лет музыку к новому балету «Русских сезонов» написал и Эрик Сати. Имена двух композиторов соединяются в вечере одноактных балетов Театра танца Си Син. Уже в контекстах сегодняшнего дня прозвучат произведения, ставшие каноническими, — они дадут старт фестивалю с большой и очень разной программой балетов, музыкальных вечеров и выставки «Пьер и Сильфиды».

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Спектакль «Сати/Весна священная» (Фото: пресс-служба «Дягилев P.S.» )

«Татлин. Конструкция мира»

22 ноября — 22 марта Центр конструктивизма «Зотов»

При всем масштабе фигуры и воплощенных ею замыслов, выставок, целиком и полностью посвященных Владимиру Татлину, в России за последние 30 лет не было. Центр конструктивизма «Зотов» (герой проекта «РБК Визионеры») исправляет эту ситуацию проектом «Татлин. Конструкция мира». В частности, он на конкретных примерах, эскизах и реконструкциях позволяет убедиться, насколько смелыми были мечты и взгляды авангардиста. Башня Татлина, не воплотившись в жизни, воплотилась в истории и стала одним из главных символов русского авангарда. На выставке она появляется в основательном контексте: как появлялись идеи и во что воплощались во всей последовательности и всем масштабе творческого пути Владимира Татлина.

12 главных выставок осени: Малевич, Куинджи, Пивоваров и Крайний Север

Владимир Татлин. Угловой контррельеф «Воздушный таран», 1915. Реконструкция, 2008 (Фото: Михаил Вильчук / Центр «Зотов»)

«Мастер и Маргарита»

8, 9 ноября Большой театр

Масштабный балет, поставленный специально для труппы Большого театра хореографом Эдвардом Клюгом в 2021 году, вызывает ажиотаж каждый раз, когда попадает на афишу. Сюжет романа Михаила Булгакова волей и художественной мыслью постановщика оказывается связан с белой плиткой бассейна. Именно такую метафору выбирает Эдвард Клюг, решая вопрос множественных сложносочиненных декораций емко и метко, вполне в булгаковском ключе. Музыку для балета написал композитор Милко Лазар, который «делит» сцену и внимание с произведениями Альфреда Шнитке.

Сцена балета «Мастер и Маргарита» (Фото: пресс-служба «Большой театр»)

«Сентиментальная ценность»

В прокате с 20 ноября

На улице Осло стоит дом. Он видел многие поколения и многие драмы, он хохотал, замирал, прятался вместе с детьми, содрогался, когда хлопают двери. Он продолжает стоять и сегодня, проживая новую свою главу. Сестры Нора и Агнес в нем уже не живут. Нора — театральная актриса, каждая премьера которой — громкий успех, если не считать того, что перед выходом на сцену она неизменно пытается сбежать подальше. У Агнес — семья. Однако в дом возвращается Густав: режиссер с новым сценарием подмышкой и отец, давно уехавший подальше от семьи. Их история полнится травмами и трещинами, которые каждому еще предстоит прожить, чтобы снова почувствовать себя частью целого. «Сентиментальная ценность», получившая в этом году на Каннском фестивале Гран-при жюри, позволяет вспомнить и драматурга Генрика Ибсена, и режиссера Ингмара Бергмана с его «Осенней сонатой». В сценарии Йоакима Триера, как и всегда, совсем нет фальши или натянутости: это касается и актерской игры, и костюмов, и любой мелькающей в кадре детали. Все здесь — жизнь. Не просто отдельной семьи с ее конкретными сентиментальными — и не очень — ценностями, но в определенном смысле каждого из нас.

Канны-2025: Триер № 2 и автобиографическое «Паломничество»

Кадр из фильма «Сентиментальная ценность» (Фото: Zentropa Entertainments)

«Новая волна»

В прокате с 6 ноября

Режиссер Ричард Линклейтер с головой нырнул в мир французской новой волны, чтобы понаблюдать за тем, как Жан-Люк Годар снимает свой дебют «На последнем дыхании». Он не готов соглашаться на привычные правила, потому что уже изобрел свои. Сегодня они вошли в историю мирового кинематографа, но пока, в 1959 году, кажутся съемочной группе слегка странными, если не сказать сомнительными. Взгляд визионера никогда не оказывается привычным, и Годар — одно из ярких тому подтверждений.

Итоги кинофестиваля «Маяк-2025»: ода дебютам и визионерству

Кадр из фильма «Новая волна» (Фото: Canal+)

«КВ-7. Олег Кудряшов»

25 октября — 25 января Пространство «КВ-7» музея «Полторы комнаты»

Первая в Петербурге персональная выставка и ретроспектива творчества художника Олега Кудряшова одновременно с этим еще и разговор: о сложной судьбе и ее поворотах, об авторском методе и чуткости взгляда и линии Кудряшова. Выбиравший цинковые листы, он сравнивал свои гравюры с живописью и никогда не оборачивался на других, идя своим собственным путем. Куратор и инициатор выставки — Александр Бродский, чьи художественные и архитектурные решения всегда составляют отдельное впечатление. В случае с выставкой в «КВ-7» это, помимо прочего, возможность оказаться в настоящей мастерской Кудряшова.

Как Команда музея «Полторы комнаты» увидела Петербург и мир Иосифа Бродского в сегодняшнем дне

Работа Олега Кудряшова (Фото: пресс-служба музея «Полторы комнаты»)

XVII международный фестиваль Vivacello

7–19 ноября Концертный зал им. Чайковского, ДК «Рассвет», Рахманиновский зал консерватории

Под неизменным кураторством виолончелиста Бориса Андрианова Vivacello из года в год представляет программы, в центре внимания которых — виолончельная музыка. Это не только тотальное погружение в историю, но и возможность наблюдать за тем, что происходит в сегодняшнем дне: каждый год по заказу фестиваля современный композитор пишет сочинение для виолончели с оркестром. В этот раз это триптих Георгса Пелециса «Молдавские вина», который прозвучит на концерте-открытии. Важным фестивальным акцентом также станет внимание к струнно-смычковым инструментам разных культур — так Vivacello совершит своеобразное музыкальное путешествие вокруг света.

Фото: пресс-служба Vivacello

Первый книжный фестиваль Дома культуры «ГЭС-2»

1–3 ноября Дом культуры «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2» проводит свой первый книжный фестиваль, смотря на тему чтения широко, через попытку понять и принять разные точки зрения и взгляды. Книги — действительно та призма, которая позволяет взглянуть на мир и самого себя в нем шире и объемнее. На парковке «ГЭС-2» на три дня обоснуются стенды сотни издательств, а в самом Доме культуры пройдут дискуссии и паблик-токи с участием издателей, писателей, просветителей, а вместе с тем открытые встречи книжных клубов и читки современной прозы.

Фото: Анна Завозяева / Дом культуры «ГЭС-2»

«Ковчег искусства»

25 октября — 7 декабря Masters: dom

Экспозиция, представляющая произведения современных художников из собрания основателя школы Masters Полины Бондаревой, знаменует начало новой главы. В октябре у школы появился дом в историческом здании Кокоревского подворья, где будут проходить не только семинары или лекции студентов Masters, но события публичной программы и выставки, первой в череде которых и стал «Ковчег искусства», позволяющий взглянуть на время через призму личного выбора.

Основатель Masters Полина Бондарева — о Левашовском хлебозаводе и двух столицах

Выставка «Ковчег искусства» (Фото: пресс-служба Masters:dom)

«Гриша не свидетель»

26 ноября Театр «Практика»

Показанный на Питчинге Мастерской Брусникина (герой проекта «РБК Визионеры») эскиз режиссера Андрея Гордина превратился в спектакль на сцене театра «Практика». «Гриша не свидетель» поставлен по одноименному роману в стихах писателя Насти Рябцевой и на сцене обретает форму поэтического стендапа о мальчике Грише, которому надоело быть безмолвным наблюдателем происходящих вокруг него событий: так, слово за словом, шаг за шагом меняется его личная действительность, а вместе с тем и мир вокруг.

Фото: пресс-служба театра «Практика»

4-я ярмарка современного искусства |catalog|

28–30 ноября ЖК «Золотой»

К четвертому своему выпуску ярмарка |catalog| меняет площадку проведения, а это всегда гарантирует новые контексты и смыслы. Жилой квартал «Золотой» на берегу Москвы-реки сполна погрузится в мир современного искусства. Концепция этого выпуска и публичная программа окажутся связаны с темой потребления и тем, как современное искусство становится неотъемлемой частью жизни и ее образа.

Фото: пресс-служба CATALOG / Артем Виндриевский