Стиль
Впечатления За искусством в Вену: что покупают на viennacontemporary
Стиль
Впечатления За искусством в Вену: что покупают на viennacontemporary
Впечатления

За искусством в Вену: что покупают на viennacontemporary

Стенды галерей на ярмарке современного искусства viennacontemporary 2016
Стенды галерей на ярмарке современного искусства viennacontemporary 2016
На прошлой неделе завершилась ярмарка современного искусства viennacontemporary, а на днях уже объявили даты следующей ярмарки — в 2017 году она пройдет с 21 по 24 сентября. «РБК Стиль» рассказывает, почему в это время в Вене непременно стоит побывать.

В длинном коридоре Marx Halle, нового постоянного места венской ярмарки, гостей встречают красной ковровой дорожкой и звуковой инсталляцией — последнюю создала венская галерея Tonspur, специализирующаяся на саунд-арте. Идя по коридору, ты слышишь детский смех, чьи-то разговоры, шум — или же тебя пугает внезапный звук выстрела.

 
Фото: crm.viennacontemporary.at

У тех, кто следит за viennacontemporary издалека, может создаться впечатление, что перед нами очередная русская ярмарка, только в Австрии. Председатель правления ярмарки Дмитрий Аксенов, арт-директор Кристина Штейнбрехер-Пфандт (и пусть вас не смущает двойная фамилия) и вся Москва, а точнее ее арт-сообщество, в сентябре планируют посетить Вену и восторгаться работами своих же московских коллег.

Однако, стоит лишь оказаться в Marx Halle, вздрогнуть от звука выстрела, увидеть первую галерею, и ты понимаешь, что не стоит делать необоснованных выводов. Лучше увидеть все своими глазами и приятно удивиться. А совсем идеальный вариант — заговорить цифрами.

Статистика свидетельствует о том, что количество посетителей в этом году увеличилось вдвое. Совсем недавно гостей было порядка 14 тыс., а сейчас ярмарку посетили более 28 тыс. человек. И это за пять дней, включая день превью, куда просто так не попадешь и билет не купишь. 

Приобрести произведение искусства в Вене себе может позволить почти каждый — скромные по меркам ярмарок работы стоят €300-400, а дорогие — €350 тыс. – 400 тыс. Средний ценовой диапазон €15 тыс. – 20 тыс. Что подходит и начинающим, и молодым коллекционерам.

В этой ценовой категории коллекционеры могли приобрести, например, новые работы Олега Доу на стенде испанской галереи Senda. И гости ярмарки этим шансом воспользовались — как уверяет директор галереи, Олег Доу на viennacontemporary пошел на ура.

 

«Я считаю, что венская ярмарка хорошо себя зарекомендовала. В этом году «Галерея 21» представила российских авторов. Среди новых для нее имен назову Сергея Шутова, включая работу 1991 года «Мальчик, играющий с водой». Также я привезла на ярмарку работы Архипова, Лоцманова, Данберг, Погоржельского. Перформанс Наташи Данберг «Мадам Франкенштейн» вызвал интерес, — говорит директор и совладелец галереи современного искусства «Галерея 21» Ксения Подойницына. — Особо отмечу организацию дискуссии на тему ценообразования и спроса на работы современных художников, где был представлен первый аналитический обзор российского рынка современного искусства InArt2016. К сожалению, уровень подготовки и качественная программа ярмарки не смогли обеспечить нужный интерес коллекционеров и уровень продаж. Вопреки прогнозам, продались три не самых дорогих работы».

 
Сергей Шутов. «Мальчик, играющий с водой»
Сергей Шутов. «Мальчик, играющий с водой»

У Михаила Овчаренко, директора галереи «Риджина», сложились более положительные впечатления. «Ярмарка держит свой уровень, с каждым годом в список участников добавляются сильные европейские галереи, — отметил Михаил. — Местная публика все активнее интересуется русским искусством, что не может не радовать. У нас в этом году особым спросом пользовались работы Егора Кошелева. Из работ 2016 года непроданной осталась лишь одна. Активно покупались работы Даниэля Рихтера, чья крупная ретроспективная выставка открылась в музее Луизиана в Копенгагене».

Остались довольны венской ярмаркой и в галерее Triangle. «Мы участвуем в viennacontemporary второй год, и сейчас почувствовали более серьезный и осознанный интерес к российскому искусству со стороны западных коллекционеров, — признается Эльвира Тарноградская, совладелица галереи Triangle. — В этом году у нас приобретали работы и иностранцы, и русские, проживающие за границей. У нас на стенде были работы Алексея Мандыча, Андрея Анро, Валерия Чтака, Кирилла Кто и видео Саши Пироговой. Все они вызвали бурный интерес у посетителей. Отдельно хочется отметить и высокий уровень организации ярмарки».

 

Галерея из Китая Boers-Li и ее совладелец Джиа Вей (Jia Wei) отмечают хорошую энергетику накануне публичного открытия. «Организаторы ярмарки предоставили действительно отличный сервис, в день превью было много важных коллекционеров, — говорит Джиа Вей. — Мы единственная китайская галерея на ярмарке, которая представляет китайских художников нескольких поколений. Интереса проявили много, но мы понимаем, что люди должны лучше узнать наших художников, чтобы почувствовать уверенность для покупки их работ. Мы познакомились с серьезными коллекционерами, которые ими заинтересованы, и это для нас хороший шанс».

 
Стенд Boers-Li Gallery
Стенд Boers-Li Gallery

Румынская галерея с простым русским именем Иван, что на самом деле является фамилией владельца и директора, Мариана Ивана (Marian Ivan), является одним из постоянных клиентов венской ярмарки. «Мы уже восьмой раз в Вене, теперь с новым ребрендингом — и второй раз на viennacontemporary, — рассказывает глава Ivan Gallery.  Для нас венская ярмарка – прежде всего площадка, где мы знакомимся и налаживаем контакты с культурными институциями, 
коллекционерами из Вены. В целом все прошло хорошо, но в этом году к нам на стенд заходило меньше иностранных коллекционеров, в основном были русские. Последние, правда, купили у нас только одну работу. Наши лучшие продажи происходят не во время ярмарки, а после. Каждый раз мы продаем много работ тем, с кем на ней познакомились».

 

Необычный совместный стенд представили две галереи — annex14 (Швейцария) и Daniel Marzona (Германия). Объединившись в одном пространстве, они разделили его пополам — и разместили там обе галереи, тем самым предлагая работам своих художников вступить в диалог друг с другом. «По нашему мнению, на ярмарке представлены галереи хорошего уровня, — говорит Андреас Фуррер (Andreas Furrer) из галереи annex14. — Здесь приятная атмосфера и хороший сервис. Нас в этом году в основном посещали коллекционеры из Австрии и Германии, было несколько и из стран Восточной Европы. Русские к нам практически не заходили, да и покупки в основном совершали иностранцы, австрийцы и немцы. У нас были художники из Польши и Хорватии, но их «земляки» ими не заинтересовались».

 

Мнения складываются абсолютно разные, что неудивительно, ведь viennacontemporary можно считать молодой ярмаркой, с только что зафиксированным постоянным местом и датами. Ей еще есть куда расти и она знает, над какими ошибками работать. Между тем, перед организаторами стоят более глобальные и высокие цели, чем просто сделать ярмарку. Они хотят вписать viennacontemporary в активную культурную жизнь Вены. Для этого Дмитрий Аксенов организовал RDI Creative, чтобы его друзья и начинающие коллекционеры ничего не пропустили и не запутались в событиях. Например, в этом году специально для русских посетителей Дмитрий Гутов водил экскурсии по Альбертине. А там действительно есть на что посмотреть.

Если останутся время и силы после ярмарки, туров RDI Creative, ужинов и завтраков с коллекционерами, можно успеть пройтись по выставке Ая Вэйвэя в Бельведере, а еще — заглянуть на Стерлинга Руби в Зимний дворец принца Евгения Савойского. Увидеть его тряпичные скульптуры в парадных залах — действительно бесценно.

Теперь можно спокойно вносить Вену в свои сентябрьские планы путешествий, сразу после московской Cosmoscow и перед лондонской Frieze. Быть коллекционером не так легко!