Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Стиль Унесенные временем: драгоценные клетки, бинокли и пудреницы
Стиль
Унесенные временем: драгоценные клетки, бинокли и пудреницы
© пресс-службы
Футляр для косметики с бриллиантами огранки «роза» и золотой бинокль, изготовленные ювелирами — «РБК Стиль» вспомнил некогда популярные объекты, которые редко встретишь в современном обиходе.

Tiffany & Co.

Театральный бинокль из золота с бриллиантами, 1893 год

В истории Tiffany & Co. было немало драгоценных объектов, созданных для знаменитой Blue Book и по специальным заказам знати: от относительно ординарных предметов вроде драгоценных вееров до настоящей ювелирной экзотики — женских велосипедов с элементами из серебра и ручками из слоновой кости. Один из таких в 2008-м был продан на аукционе Bonhams в Нью-Йорке за $57 тыс.

Бинокли с логотипом Tiffany & Co. также нередко встречаются на аукционах — следуя викторианской моде, ювелирный дом выпускал их с 1846 года, создавались они в разном декоре и материалах (распространены были, например, бинокли в перламутре и серебре).

В конце XIX — начале XX века бинокль был чуть ли не необходимым аксессуаром светской дамы. Для их создания использовали самые драгоценные материалы: встречались бинокли с панцирем черепахи и золотые, декорированные цветными драгоценными камнями, бриллиантами, эмалями, сложной гравировкой. Бинокли не только помогали лучше разглядеть происходящее на сцене в театре, они привлекали внимание и к своей владелице, были символом ее достатка. В такие бинокли часто смотрели даже не в сторону сцены — дамы разглядывали наряды и украшения друг друга.

В 1893 году Tiffany & Co. представила сразу несколько драгоценных биноклей в ежегодной Blue Book (издававшемся с 1845 года каталоге новых уникальных украшений, позднее давшем имя ежегодной высокоювелирной коллекции). Стоили золотые бинокли с драгоценными камнями от $150 до $1,6 тыс. (в пересчете на современные деньги это было бы примерно от $4 тыс. до $40 тыс.). Один из них был приобретен сэром Августом и леди Харрис и преподнесен в качестве свадебного подарка на свадьбу короля Георга V и королевы Марии.

 

 

Chaumet

Футляр для косметики с декором в китайском стиле, 1925 год

Первая мировая война изменила роль женщин в обществе, а с этим — и их манеру одеваться, носить украшения, краситься. Короткие стрижки, платья свободного кроя, сотуары и бандо, сигареты с мундштуком и яркая помада. Драгоценные футляры для косметики тогда стали предметом востребованным, создавали их разные ювелирные дома. Один из интересных образцов таких объектов — футляр для косметики с декором в китайском стиле, созданный Жозефом Шоме в 1925 году. Как говорит генеральный директор Chaumet Жан-Марк Мансвельт: «В ревущие двадцатые дамы могли закурить сигарету или освежить макияж на публике, а потому в Chaumet начали создавать такие драгоценные аксессуары, как портсигары или пудреницы, которые соответствовали стилю украшений тех лет. Эта драгоценная косметичка была сделана в модном тогда китайском стиле — нефритовая пластинка инкрустирована бриллиантами огранки «роза» и дополнена элементами из ляпис-лазури». Сейчас объект находится в исторической коллекции Chaumet.

 

 

Van Cleef & Arpels

Клетка для любимого питомца, 1935 год

Сейчас этот редкий объект из желтого золота, стекла, ляпис-лазури, коралла, берилла, агата, эмали, дерева, рубинов и сапфиров находится в исторической коллекции Van Cleef & Arpels и его время от времени можно видеть на знаковых выставках (например, в Музеи Московского Кремля он приезжал на выставку «Индия: драгоценности, покорившие мир» в 2014-м), подписан он как «Клетка с птицами», и вопросов подпись не вызывает: в золотой клетке действительно сидят вырезанные из камня неразлучники. Но совсем не таким было назначение предмета, когда его по заказу одного из индийских махараджей (имени в Van Cleef & Arpels не называют) создали в 1935-м. «Заказал этот махараджа клетку, созданную исключительно из драгоценных материалов для… своей любимой лягушки, — рассказывает хранитель наследия Van Cleef & Arpels Катрин Кариу. — Эта лягушка, как говорят, предсказывала погоду: в зависимости от ее изменений она взбиралась и спускалась по золотой лестнице. Только несколькими годами позже домик для лягушки был превращен в клетку для двух неразлучников из зеленого берилла с глазами из рубинов. Я бы сказала, что этот экстравагантный объект в его ценности, совершенстве исполнения и нестандартном назначении — символ Индии времен махараджей».