Стиль
9 фильмов, сериалов, документалок и мультфильмов о визионерах
Стиль
9 фильмов, сериалов, документалок и мультфильмов о визионерах
РБК Визионеры

9 фильмов, сериалов, документалок и мультфильмов о визионерах

Хеди Ламарр в фильме «Я возьму эту женщину»
Хеди Ламарр в фильме «Я возьму эту женщину»
Кинокритик Егор Москвитин советует, что посмотреть о тех, кто меняет мир в целом и мир кино в частности

Bombshell: The Hedy Lamarr Story

Документальный фильм о Хеди Ламарр — великой актрисе и недооцененной изобретательнице, придумавшей и запатентовавшей множество технологий. Для киноманов Ламарр — первая женщина, которая разделась догола на экране, провела в таком виде десять минут, вдобавок еще и сыграла первый в истории кино оргазм. Дело было в 1933 году в чехословацком фильме «Экстаз», который взял несколько призов на втором Венецианском кинофестивале в фашистской Италии, но был тут же запрещен в фашистской Германии и много где еще. Сама же Ламарр после премьеры перебралась в Голливуд и стала секс-символом. Но настоящее визионерство удивительной женщины заключалось в другом. Во время войны она придумала способ защиты торпед от перехвата по радиочастоте. А после Второй мировой запатентовала идею частотного сканирования, без которой не было бы GPS. Другие изобретения, которые без Ламарр могли бы появиться позже, — Bluetooth и Wi-Fi. И да, смотреть документальный фильм о ней — это настоящий, а несыгранный, как в 1933 году, экстаз.

«Колбаса Митрофана Аксенова»

Кадр из фильма «Колбаса Митрофана Аксенова»
Кадр из фильма «Колбаса Митрофана Аксенова»

Русский философ и ученый Митрофан Аксенов мало кому известен — а между тем еще в конце XIX века он сформулировал теорию времени, предвосхитившую учение Эйнштейна. Нобелевскую премию ему не дали, труды его не сохранили, а имя забыли. C этой несправедливостью и решает с присущим ему авантюризмом и юмором бороться режиссер Алексей Федорченко. Изобретательный документальный фильм восстанавливает биографию гения, напоминает про бесконечную ценность человеческой жизни, доступно — с помощью палки колбасы — объясняет сложные научные концепции и при этом развлекает зрителя. Федорченко сам ведет расследование, дурачится в кадре, напускает мистики в духе «Кода да Винчи», не стесняется обращаться к экстрасенсам и остроумно использует графику. Но главное в этой истории — место на карте, куда режиссер ведет зрителя. Фильм не только воспевает забытого мыслителя, но и доказывает, что если человек действительно хочет, то может установить истину в любом вопросе.

«Мистер Селфридж»

Кадр из сериала «Мистер Селфридж»
Кадр из сериала «Мистер Селфридж»

Страстный, смешной и теплый сериал о британском предпринимателе, который стал Ричардом Брэнсоном за сто лет до Ричарда Брэнсона. Родившийся в 1858 году Гарри Селфридж изменил представления Лондона, а вслед за ним и всего мира о том, как должна вестись розничная торговля. Селфридж придумал рождественские распродажи, первым озвучил девиз «клиент всегда прав» и открыл универмаг Selfridges, в стенах которого родились все базовые представления о рекламе, маркетинге, пиаре и стимулировании сбыта. Когда Лондон громили суфражистки, Селфридж выставлял на витрины манекены в зеленых платьях — женщины чувствовали в этом поддержку и не били окна любимого универмага. Когда в Англии гастролировал русский балет, Селфридж предлагал танцовщицам становиться его моделям и лицами бренда. И таких воодушевляющих предпринимательских кейсов в сериале бессчетное множество. Вдогонку к «Мистеру Селфриджу» хочется посоветовать сериал «Джулия» о Джулии Чайлд, изменившей наши представления о домашней еде, сериал «Мастера секса» о женщине и мужчине, которые разобрались в том, что такое сексуальность, и фантастический сериал «Разрабы» об айтишниках, которые попытались разгадать замысел Бога.

«Марс Экспресс»

Кадр из фильма «Марс Экспресс»
Кадр из фильма «Марс Экспресс»

Вымышленные ученые тоже могут вдохновлять. Взять, например, одну из сенсаций прошлогоднего Каннского кинофестиваля — мультфильм «Марс Экспресс», названный в честь настоящей космической станции, сумевшей обнаружить подледное озеро (то есть жидкую воду) на Красной планете. Это редчайшее кино-единорог — анимационный (!) неонуар (!!) и киберпанк (!!!) из Франции (!!!!). По сути, что-то среднее между «Аниматрицей», «Бегущим по лезвию» и «Вспомнить все». Но история здесь важнее формы, какой бы невероятной та ни была. Антигерой фильма — инженер, освобождающий роботов от власти людей. Герои — женщина-детектив и ее напарник-репликант. Спор между человеком, бывшим человеком и сверхчеловеком превращает «Марс Экспресс» в картину чрезвычайной важности, настоящую гостью из будущего. Но эта анимация — только для взрослых. А детям будет полезно посмотреть другой европейский мультфильм, нарисованный авторами «Рататуя», — сказку «Волшебное приключение да Винчи». Незаметная, но стойкая прививка креативности и бесстрашия для юных фантазеров.

«Почему мы креативны»

Постер фильма «Почему мы креативны»
Постер фильма «Почему мы креативны»

Кстати, о креативности! Как тут не вспомнить документальный фильм, который задает суперзвездам современности — от Квентина Тарантино и Анджелины Джоли до Стивена Хокинга и Хидео Кодзимы — один и тот же вопрос: «Почему вы креативны?» И это «вы» с течением фильма превращается в «мы», потому что творческий дух, как и вирус счастья и жажда свободы, страшно заразен. Вышедший в 2018 году фильм, может быть, еще и не разрушает образ творца как мучающегося гения, но уже минирует этот храм непостижимых лишений и страшных страданий. Вывод автора, любознательного немца Херманна Васке, опросившего за тридцать лет аж сто и одну знаменитость, соблазнительно прост. Чтобы творить, нужно оставаться ребенком, а чтобы оставаться ребенком, нужно быть любимым. Единственный недостаток фильма — он страшно короткий. Но это можно исправить мини-сериалом Visionaries: Inside the Creative Mind. Он примерно о том же, но с другим набором героев — от Тома Форда и Энни Лейбовиц до Джеймса Кэмерона и музыканта will.i.am. И с гораздо более глубоким погружением в судьбу каждого из визионеров.

«Сотни бобров»

Кадр из фильма «Сотни бобров»
Кадр из фильма «Сотни бобров»

Фильм-сенсация о том, что иногда будущее можно разглядеть в прошлом. Американский режиссер и сценарист Майк Чеслик и его соавтор и актер Райланд Бриксон Коул Тьюз за крошечные деньги сняли в 2022 году исключительное кино, которое не назвать иначе как чудом. Это немая черно-белая комедия про охотника из Америки XIX века, который решает убить сто бобров, чтобы завоевать сердце дочери местного купца. Борьба героя с коварными животными, снежной стихией и собственными демонами каким-то образом умудряется набирать обороты почти сто минут. Это «Выживший», если бы вместо Ди Каприо в нем сыграл Чарли Чаплин. Актеры в костюмах бобров и зайцев — самые нелепые звери на экране со времен «Кокаинового медведя». А немой эксцентричный юмор, который заставляет зрителей хохотать и хлопать в ладоши, восходит к Леониду Гайдаю и братьям Маркс, напоминая «Деревню дураков». Пожалуй, это самый изобретательный микробюджетный фильм десятилетия, и теперь остается только ждать, когда его авторам дадут сотни миллионов долларов и приказ спасти вселенную Marvel.

«Бедные-несчастные»

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Триумфатор Венецианского кинофестиваля с дичайшим сюжетом: в вымышленной версии викторианской Англии живет доктор Франкенштейн (Уиллем Дефо), который скрещивает бульдогов с курицами, собирает самого себя по кускам и воскрешает мертвую девушку (Эмма Стоун), пересаживая той мозг ее нерожденного младенца. Ребенок в теле взрослой женщины оказывается свободным от социальных норм и быстро перевоспитывает всех мужчин вокруг. Поскольку «Бедные-несчастные» стартовали в одно лето с «Барби» и в одном месте с «Присциллой» (драмой Софии Копполы о жене Элвиса Пресли), основной посыл фильма прозвучал предсказуемо скучно. Куклы перерезают нити кукловодов, женщины обретают волю, объекты действия становятся субъектами, а мир перестает быть мужским. Но режиссер Йоргос Лантимос слишком далеко заглянул в будущее, чтобы всерьез ограничиваться в 2023 году темой борьбы за гендерное равенство, тем более что для себя он уже закрыл этот вопрос в «Фаворитке» 2018 года. «Бедные-несчастные» — это скорее пророчество о мире, где внутренний ребенок победил критикующего родителя. О том же, кстати, предупреждают не менее визионерские хорроры прошлого года — «Все страхи Бо» и «Герой наших снов», персонажи и авторы которых тоже чересчур увлеклись психотерапией. Тотальная свобода — это либо комедия, либо ужас.

«Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»
Кадр из фильма «Оппенгеймер»

История визионера, рассказанная визионером. Пожалуй, слишком очевидный выбор для списка «фильмов о тех, кто меняет мир», но хочется обратить внимание вот на что — режиссер полностью сливается с героем, уравнивая язык науки и язык кино. Монтаж построен по принципу цепной реакции. Каждый конфликт разрешается будто атомным делением и высвобождает энергию для новых событий. А сценарий напоминает о теории игр. Герой Роберта Дауни-младшего издалека наблюдает за разговором двух ученых и думает, что они строят заговор против него. Это побуждает к действию его и к противодействию — Оппенгеймера. Спираль недопонимания закручивается, и только перед титрами мы понимаем, что роковой разговор был совсем о другом. Кристофер Нолан, каким занудой его ни считай, снял фильм о самом главном для человечества сегодня — о непредсказуемости эскалации конфликта. И в то же время о самом личном для него самого: о том, что тотальное одиночество совместимо с любовью к целому миру, а физика и лирика подчиняются одним и тем же законам. Величайший советский фильм «Девять дней одного года», кстати, был ровно о том же. И снят он в 1962 году на том языке, который американское телевидение освоит лишь 40 лет спустя в лучших сериалах HBO и AMC. Тоже визионерство.

«Все везде и сразу»

Кадр из фильма «Все везде и сразу»

Кадр из фильма «Все везде и сразу»

И напоследок фильм, изменивший все. Фантастическая комедия про людей с сосисками вместо пальцев, взявшая «Оскар». Независимое кино, ставшее блокбастером. Треш-балаган с восточными единоборствами, в которых используют не нунчаки, а секс-игрушки. Философское эссе о том, что виновник всех депрессий на свете — космический пончик с черной дырой посередине. Ода женской твердости и мужской хрупкости. Немое кино про разговор двух камней в пустыне. Легкомысленный боевик и безумный комикс, за которыми скрывается всеобъемлющая семейная сага. Союз двух режиссеров, Дэниела Шайнерта и Дэна Квана, предвосхищающий союз двух концов света, какими бы мрачными ни были геополитические прогнозы. Кино из будущего, которое может и вдохновлять, и пугать, но которое неизбежно наступит. А в какой-то из мультивселенных наверняка уже наступило. 

Авторы
Теги