Стиль
Герои Глава Mila Marsel: «Люкс требует инвестиций и в технологии, и в промысел»
Стиль
Герои Глава Mila Marsel: «Люкс требует инвестиций и в технологии, и в промысел»
Герои

Глава Mila Marsel: «Люкс требует инвестиций и в технологии, и в промысел»

Фото: Пресс-служба
Мила Марсель рассказала «РБК Стиль» о том, как появился бренд Mila Marsel, что ее вдохновляет и как органично сочетать технологии и ремесленный промысел в моде

Мы встретились с Милой Марсель в ее новом бутике Romanoff на Патриарших, откуда открывается красивый вид на Малый Патриарший переулок. Здесь представлена новая коллекция Mila Marsel, которой основательница бренда очень гордится. И есть чем: отличные ткани, вещи, которые хорошо садятся по фигуре (если необходимо, здесь же, в новом ателье все подгонят), а главное — современные технологии и старинные русские техники (вышивка золотом, кружево, плетение узелком и др.).

Когда и как возник бренд Mila Marsel?

Бренд Mila Marsel появился более 20 лет назад, и я его называю своим старшим ребенком. Он создавался нативно, ведь у меня не было желания сразу же стать дизайнером в отличие от сегодняшних молодых швей (когда я нанимаю девушек на производство, они этого не скрывают). Мое первое образование — экономическая кибернетика. Однако с детства я шила, вышивала, вязала крючком, спицами — шали маме и свитера папе. Мне всегда рукоделие нравилось, но мама говорила: «Получи нормальное образование, а эту копеечку будешь после работы подрабатывать». Сейчас мои дети смеются на наших больших мероприятиях: «Нормально мама до сих пор копеечку зарабатывает после работы».

На последних курсах института я устроилась на работу продавцом в магазин одежды. Мне до такой степени хотелось быть близкой к миру моды, что было все равно, какой у меня статус, просто хотелось бесконечно собирать образы, что-то мерить, общаться с людьми. Там я проработала какое-то время, а после взяла деньги в долг и открыла свой магазинчик на 50 кв. м, где продавала вещи различных брендов.

Уже тогда я понимала, что главное — это не сама вещь, а мое участие в том, как правильно ее сформировать и преподнести тому или иному клиенту. Бывало даже так, что я видела вещь и точно знала, какой клиентке я ее предложу и с чем она у нее в гардеробе будет сочетаться.

Со временем у меня появилась насмотренность в образах, стилях, в целом в моде, и результатом этого стала потребность создать что-то свое. Я поняла, что клиентам нужно больше сервиса. Взяла одну швею, которая стала выполнять функции портного при магазине: укорачивать, сажать по талии, подгонять по фигуре. Затем появилась вторая швея, потом третья, и уже года через полтора возникли первые модели.

К 2000-м бизнес внутри страны стал расширяться, пошла активная глобализация. Появилось понимание, что все машины мира на обработку всех существующих тканей я к себе не смогу поставить, что надо выбрать определенные варианты. Я дневала и ночевала в цехе. Дочку родила в 2001 году, и ее кроватка стояла у меня на закройном столе.

В какой-то момент начала осознавать, что невозможно охватить все, нужно остановить свой выбор на необходимом и достаточном.

Как вы повышали узнаваемость бренда?

Как бы странно сейчас это ни прозвучало, но для меня никогда не стояло такой цели — просто повысить узнаваемость бренда.

Так сложилось, что у меня с первых самостоятельных шагов сформировалась своя целевая аудитория, для которой были важны персональный подход, качество, удобство и моя личная вовлеченность. Работало сарафанное радио, меня передавали из рук в руки. Я знаю каждого своего клиента, его семью, интересы, вкусы. Мои клиенты — моя семья. И как в любой большой семье, репутация играет огромную роль. Именно высокий уровень доверия — главная цель моей работы. Пусть меньше, но лучше. Так я себе все время говорю.

Конечно же, я вижу аспекты современной реальности, то, как молодые ребята в fashion-бизнесе заводят аккаунты в соцсетях, набирают подписчиков, быстро приобретают известность и начинают «клепать» лишь бы что, — извините, но порой результат их деятельности одеждой сложно назвать.

Обрести негативную славу, «урвать» и заработать в моменте — это не мое, неинтересно. Мне нравится строить процессы фундаментально, создавать качественные вещи, за которые мне будет не стыдно, потому что важно то, как я буду смотреть в глаза моим клиентам и какими глазами они будут смотреть на меня. Более того, для меня моя работа и команда — это не просто бизнес, повторюсь, это семья, и за каждого ее члена я несу ответственность.

Довольно долго я вообще не воспринимала слово «реклама», понимала, что маркетинг как таковой важен, но я всегда фокусировалась лишь на части его составляющих: продукт — качество, клиентский сервис — уровень удовлетворенности, локация — место расположения моих бутиков. Я лично слежу за уровнем клиентского сервиса в бутиках Mila Marsel.

Когда наступили времена социальных сетей, я с головой окунулась в эту пучину, мне стало интересно. Все инструменты для того, чтобы легко войти в диджитал, у нас имелись: сила бренда, объемный и качественный контент, реальные, а не виртуальные подписчики, прямая коммуникация с новой аудиторией, онлайн-магазин. И как результат — бренд начал работать на меня.

Недавно в магазин зашли клиенты, с которыми мы знакомы 20 лет, и сказали: «Мила, ты же очень долго вообще не давала ни одного интервью, не было ни одной статьи, ничего». Не знаю, можно ли считать это ошибкой, но для меня важно не то, сколько человек обо мне говорят, гораздо важнее и приятнее слышать отзывы о том, как красиво вещи бренда Mila Marsel подчеркивают образы клиентов.

Как можно описать Mila Marsel в нескольких словах? В чем ДНК бренда?

Технологии, динамика, мода вне времени и универсальность.

Мне очень нравится английское словосочетание personal touch (дословно — «персональное касание») — такое тонкое понятие, включающее в себя особое отношение, восприятие, некую приватность в подходе, видении и сервисе. В сочетании с широтой и глубиной русской культуры это дает отсылку не только к скрепам исконных традиций в ремесле, но и к определенному внутреннему ощущению самоопределенности, привилегированности и роскоши.

«Корни», «древо», «род» — это не просто слова, это то, что нас определяет. «Самосознание» — очень тонкий термин. Он не только о понимании себя и, как следствие, отношении к себе, но и о формировании окружения, о том, что ты делаешь для этого.

Mila Marsel — это персональный бренд, семейный бизнес. Его ДНК — это я, мой опыт — знания, путь — образование, ценности — семья и близкое окружение, чувства — вкус, страсть к моде и в моде, любовь к красоте — внутренней и внешней. И все это есть некий вклад, небольшой, в историю каждого клиента.

Наша важная особенность — все коллекции любых лет легко соединяются между собой. Безусловно, в этом моя дизайнерская хитрость. И клиенты ее легко разгадывают и говорят: «Мила, ты подсаживаешь на себя». Но я думаю прежде всего о клиенте и отвечаю: «Если вы купили что-то у меня, зашли в гардероб и не знаете, что надеть, значит, я плохо сработала. Позвоните и скажите мне об этом, пожалуйста». Клиентки мне рассказывают о том, как купили платье и любимый мужчина и коллеги на работе сказали: «Боже, как ты потрясающе выглядишь!» — вот над такой реакцией я и работаю. Это суть моей работы и источник моего вдохновения, когда возвращается человек и делится со мной впечатлениями. Для меня важно чувствовать энергию и получать обратную связь. Как человек, занимающийся восточными практиками, могу сказать, что это очень важно для внутренней гармонии и саморазвития.

И еще одна немаловажная вещь, о которой забывают или вовсе не думают новообразовавшиеся или внезапно ставшие премиальными бренды, — это система градации лекал. Технологически это основополагающий, самый важный этап в нашей индустрии. На текущий момент очень много вещей one size / over size — на мой взгляд, этим называют все, что не так сидит.

Когда ты градируешь, то изделие идеально садится во всех размерах. Лекало проверяется, отрабатывается его посадка. Да, это удорожает изделие. Но сделать балахон в одном размере может каждый, а создать систему вещей с идеальной посадкой — это уже искусство, которое я и называю модой.

Кроме того, вещи Mila Marsel абсолютно без возраста. Сегодня клиентки часто приходят вместе: маме — 50 лет, а дочке — 20–30 лет.

Что вдохновило вас на коллекцию Romanoff? В чем ее особенность?

Я активный человек, и мне тяжело далась пандемия. До нее мой мозг работал так: я должна полететь на все выставки мира и посетить все предприятия. Но в пандемию я сосредоточилась на занятиях историей и поехала по России. В результате появились знаменитые орлы, вышитые торжокскими золотошвеями. Затем были птицы, матрешки, разные вышивки и технологии, вдохновение из Палеха и Гжели, а также коллаборация с русскими художниками. Это дало мне другую глубину и направление. И я, основываясь на мировых технологиях и на понимании того, как это должно быть сделано с точки зрения восприятия высококачественных изделий, смогла разработать модели, вдохновленные русской культурой и историей.

Пандемия позволила замедлиться, осознать масштабы возможностей здесь и сейчас, как бы банально это ни прозвучало. Полученное время дало возможность подумать над поиском идей и вдохновения внутри своей собственной культуры, над дальнейшей локализацией производственных мощностей, над возрождением и обучением забытым или утерянным промыслам.

Фактически пандемия вернула меня к истокам моего культурного наследия. Мне словно дали шанс открыть свою собственную страну и, главное, свое восприятие заново. Я поехала по России не одна, с семьей, друзьями и знакомыми.

Мила Марсель с дочерью Марусей
Мила Марсель с дочерью Марусей

Когда я первый раз приехала к торжокским золотошвеям и посетила местный музей, они рассказали мне о своей основной проблеме: если они и создают что-то, то моментально возникает дешевая китайская копия. На что я заметила, что не надо бороться с Китаем. Сейчас это одна из лучших технологических площадок в мире. Просто нужно делать разное. Когда Dior или Chanel создают свои кружева ручной работы, кто бы их ни копировал, они все равно остаются кружевами ручной работы. И здесь то же самое. Так появились наши первые вышитые орлы, украшенные камнями Swarowski (несколько лет назад бренд прекратил выпуск камней для швейной промышленности, сосредоточившись на бижутерии). Мы вышили орлов на стопроцентном экомехе.

Меня будоражила идея не просто воссоздать исконно русские техники в собственном творчестве, но и донести этот запал восторга как элемент гордости не только до своих клиентов, но и в целом до всего мира. Мой опыт и знания в международном искусстве, истории и технологиях позволили создать уникальные модели, вдохновленные не просто русской культурой, историей, но и, что не малозначимо, также персоналиями.

Коллекция Romanoff позволила мне стать послом традиций, инноваций и роскоши в их лучшем проявлении. Недаром говорят, все новое — это хорошо забытое старое, я бы перефразировала: все лучшее — это проверенный опыт прошлого.

У Romanoff свой особый лейбл, в нем 12 переплетений цветов. Каждая модель имеет дополнительную бирку с описанием, в котором не только состав, но и рассказ о том, что вдохновило меня на создание вещи. На изделия также пришиты достаточно тяжелые пуговицы с монограммами, сделанными по технологии брошей. Их отливают специально для нас на одном московском заводе.

Когда мы продумывали модели, я слышала от коклюшечниц, золотошвей, вышивальщиц слова «это пахнет нафталином». Нам было важно создать модные и современные вещи на основе русских традиционных ремесел. Возьмем экошубу. Если вы на нее посмотрите, у вас будет полное ощущение, что это натуральный мех. Наша технология позволяет использовать нить по-разному, мы можем ее постричь так же, как мех. Например, на воротничке она подстрижена более высоко, а основная часть — более низко, так создается впечатление, что использовано два типа меха. В результате мы используем современные технологии и к ним добавляем традиционную вышивку торжокских золотошвей. Так получается модная вещь и полное отсутствие нафталина.

Вышивка на тулупе «Императрица», Mila Marsel
Вышивка на тулупе «Императрица», Mila Marsel

Коллекция очень яркая и запоминающаяся. Ассортимент постоянно обновляется. Продуктологи работают нон-стоп на поиск новых материалов, технологий и кроя. Поэтому мы даже вынесли Romanoff отдельно, у коллекции осенью появился собственный бутик (Малый Патриарший пер., 3/1). Он стоит недалеко от нашего флагманского бутика Mila Marsel (Большой Патриарший пер., 8/1), который открылся весной 2022 года.

В этой коллекции представлен современный тулуп. Расскажите о нем подробнее.

Перед нами стояли две технологические задачи: как получить абсолютный аналог русского тулупа, сохранить внешний вид и теплоустойчивость, но сделать его удобным для современной женщины, модным и на 100% экологичным. Этот пазл я складывала в голове три-четыре месяца в затворничестве у себя на веранде. Мы взяли чистый хлопок, в который вставляется подстриженная шерсть, что создает эффект натурального меха. При работе с внутренней стороной я поняла, что хочу сделать тулуп двусторонним. Я вообще люблю делать двусторонние изделия, технологичные трансформеры, с отстегивающимися капюшонами и рукавами. Бренд сейчас стал динамичным и многоликим. Хочется, чтобы изделия были комфортными и вписывались в быструю жизнь наших клиентов.

Второй идей было нанести на тулуп наших фирменных птиц. Изначально мы сделали гладкий двухсторонний тулуп. Затем появился флагман «Императрица»: те же линии, сзади экокожа — и на ней вышивка в виде орла. Дизайн вдохновлен инаугурационным платьем Екатерины II, которое находится в Оружейной палате.

Сейчас столько разговоров об устойчивом развитии, влиянии моды на мир. Что вы думаете об этом?

Давайте разделять два понятия: есть тренды, а есть действия. Для меня важно, когда одно дополняет другое, а не манипулирует этим, используя большие бюджеты.

Сама концепция Mila Marsel направлена на осознанное, вдумчивое потребление. Когда собираешь свой персональный гардероб как конструктор, используя вещи из текущих и прошлых коллекций. Я не слукавлю, если скажу, что абсолютно каждая вещь из коллекций моего бренда может сочетаться с актуальными трендами и не просто украшать вас, а делать запоминающейся и модной каждый день.

Как правило, «устойчивое развитие» для больших брендов — это прежде всего маркетинг, гигантские деньги. Я огорчаюсь, когда искусственный мех называют экомехом. Надо их четко разделять. В искусственном мехе присутствуют вискоза и полиэстер. Romanoff — это экобренд, он использует только стопроцентную шерсть. А в Mila Marsel три года назад мы создали искусственный мех, двусторонний, который выдерживает 100 машинных стирок. Мы были первым российским брендом, кто это сделал, и я этим горжусь. Возвратность от клиентов была очень высокая.

Экомех представлен только в нашей премиальной коллекции Romanoff, это своего рода демонстрация моей позиции, что невозможно произвести экомех дешево. Ведь по сути, вдумайтесь, это же уникальное сочетание технологий безопасной для среды и живых существ добычи сырья (меха, шерсти и прочего) и его обработки, требующей в большинстве случаев инвестиций как в инновационные технологии, так и в ручной труд. И с одеждой то же самое.

Где вы находите ткани для коллекций?

Актуальный и важный вопрос, особенно в текущей ситуации. Скажу сразу, что мы очень много инвестируем в разработку и производство собственных тканей. Именно это и определяет топовую нишу нашего продукта. Только люксовый бренд производит собственные ткани, это позволяет ему быть уникальным по качеству и внешнему виду.

Я долго жила в Европе, что дало мне большой опыт, повлияло на мое мировоззрение. Училась, доучивалась и временами где-то работала, чтобы понять технологию. Я поняла, что мода не может быть зафиксирована в какой-то одной стране. Если где-то изобрели классную технологию или новую машину, я буду там, чтобы попробовать и переработать это под себя.

Наша последняя находка появилась в коллекции осень—зима 2022/23. Мы много работаем с кашемиром, но у него существует объективное свойство, которое никто победить не может, — на нем появляются катышки. Профессионально это называется «пилингуется», или «кашлатится» (так в народе говорят).

Обычно при создании кашемира используется подшерсток горных козлов и козлят. В нашей коллекции использован материал, созданный из подшерстка молодых енотов. Я люблю бывать на различных форумах, посещать выставки. На одной из них я и узнала о таком необычном способе. В итоге мы получили аналог кашемира. Технология дорогая, и материал дороже, чем привычный кашемир. Но оно того стоит. Мы сделали коллекции — и ни одного спилингованного изделия за сезон. Например, у нас вышли лаконичные шапки, свитера, шарфы в оттенке какао (воздушные и нежные на ощупь, словно шелк), которые украшает вышивка в виде очаровательного йорка. Их вышивает в технике русского узелка девушка Настя. Собачку мы выбрали не случайно. Я часто смотрю в окно из наших бутиков на Патриках, и с этой породой гуляют большинство жителей района, так и возникла идея вышивки.

У вас заработало ателье. Расскажите о нем поподробнее.

Самое главное в любом деле — это последовательность и постоянство. Ателье всегда было в моих планах, но бизнесу нужно было коммерчески дозреть до данной услуги. Как сказал недавно наш преподаватель программы EMBA в «Сколково», «чтобы получить капиталистический оргазм, нужно правильно вести баланс».

Ателье мы запустили три или четыре месяца назад, оно расположилось в бутике Romanoff. Оно, так же как и Mila Marsel, возникло нативно. Мы всегда подшивали и делали подгон, но периодически клиенты говорили: «Мне хочется что-то особенное к определенному событию». Мы сшили одному, потом второму, и уже швея начала работать со мной в паре.

В ателье мы используем высокие кутюрные технологии: сажаем корсетные изделия (они застегиваются отдельно внутри и закрываются вторым слоем сверху), то есть вылепливаем фигуру изнутри изделия. Такое платье садится на фигуру, как перчатка, так как сделано строго по меркам клиентки. В массовое производство это не запустить, потому что оно на каждом будет сидеть по-разному. В ателье вы можете реализовать любую свою фантазию или выбрать что-то из представленных моделей и посадить их на себя. Мы подбиваем все шелком, пришиваем фурнитуру, вручную расшиваем бисером и жемчугом, и получается потрясающе. Ателье — очень востребованная услуга, мы загружены на 100%.

Как вы поддерживаете связь с клиентами, формируете ли вокруг бренда сообщество единомышленников?

Мода — это искусство. В этом основная ее ценность как культурного аспекта жизни. Благодаря клиентам у нас образовалось достаточно большое комьюнити, которое интересуется модой, искусством, культурой. Мы собираемся, дискутируем или вместе отправляемся в путешествия. Последний выезд был в Суздаль, этот город стал уже традиционным направлением для нашей семьи. В этом году было 30 взрослых и 15 детей. Мы ходили на экскурсии, а у детей даже была своя программа: они месили тесто, пекли булочки в старинной печи, катались на лошадях. В планах также выезды в Плес, Ростов и Санкт-Петербург.

Бывают события, к которым мы шьем наряды и наряжаемся в одном стиле вместе с детьми. Это также возникло само собой и стало важной частью нашего бренда.

Фото: пресс-служба

Что вас вдохновило в новом весенне-летнем сезоне?

В моде разные типажи, и это прекрасно. Помимо пестрости 1980-х, лаконичности 1990-х, странности 2000-х, сегодня смешалось все: женственность, спорт и пижамные образы. Пандемия усилила моду на максимальный комфорт и расслабленность. У Mila Marsel можно найти интересные жакеты, в которых соединились расслабленность и романтичность. У нас появились костюмы одновременно кежуал и вечерние. Такой микс — это результат кроя, плотного трикотажа и женственных деталей, например воротник жакета украшен вышивкой в русском стиле.

Когда я задумываю модель, то всегда задаю себе вопрос, куда девушка в этом пойдет. И я понимаю, что мы иногда хотим пойти в ресторан или на мероприятие, но не понимаем, насколько наряд должен быть нарядным, и при этом хочется добавить комфортные кеды. Мне интересно решать такие задачи — создавать вещи, которые заменят избитую худи или майку, но при этом сделают образ уместным и комфортно-нарядным.

В коллекции Romanoff будет много кружева. Оно украсит шорты, брюки палаццо. Наш хит — костюм «Москва». Жакет, по силуэту похожий на кафтан, появится в новом виде: в миксе из экокжи и хлопка, напоминающего джинсу.

В коллекции также будут платья силуэта new look, которые идут в комплекте с поясом в духе кушака. Также мы выпустили белые футболки, на которые сверху можно надеть вязаный топик в бельевом стиле. Очень часто у меня получаются внесезонные вещи. Это классно, когда ты можешь носить брюки с казаками зимой и с босоножками летом.

В коллекции Mila Marsel буйство красок (бренд славится необычным сочетанием цветов), а Romanoff полон спокойных универсальных оттенков. Кстати, в Mila Marsel я практически не использую черный цвет — это моя принципиальная позиция. Я считаю, что черного цвета должно быть как можно меньше, женщина должна состоять из ярких красок. Несмотря на разницу в цветовой палитре, обе коллекции легко сочетаются.

Расскажите о ближайших планах.

К Пасхе вышла первая коллекция брошей. Они выполнены в новой технологии, которая придумана в Сибири. Я хочу продолжать развитие линии аксессуаров в ручном стиле. Мы будем работать с бисероплетением, вышивкой и кружевом. Была небольшая коллекция обуви, в которой также использовались интересные технологии, но перед пандемией мы ее закрыли. Сейчас думаем возродить, но это непростой вопрос: обувь требует больших складских помещений.