Стиль
Герои Специалист Volvo Cars: «Причина 94% аварий — человеческий фактор»
Стиль
Герои Специалист Volvo Cars: «Причина 94% аварий — человеческий фактор»
Герои

Специалист Volvo Cars: «Причина 94% аварий — человеческий фактор»

Лотта Якобcсон
Лотта Якобcсон
О чем должны помнить водители и особенно родители детей, когда речь идет о безопасности за рулем? На эту тему «РБК Стиль» поговорил с Лоттой Якобcсон, старшим техническим специалистом Центра безопасности Volvo Cars

За первое полугодие в России резко выросло количество ДТП, а каждое одиннадцатое из них привело к летальному исходу. Один из факторов роста — снижение внимания водителей при использовании смартфонов и сенсорных экранов, ставших частью современного автомобиля. Эксперты Volvo Cars по безопасности уверены, что сегодня необходимо пользоваться системами-ассистентами водителя, а если в машине едет еще и ребенок — правильно подбирать кресло, чтобы избежать серьезных травм в случае столкновений.

Доктор Лотта Якобcсон занимается исследовательской работой по проблематике автомобильной безопасности и биомеханике, начиная с 1990 года. Специализация Лотты — детский травматизм. Благодаря ее участию компанией Volvo Cars была создана система защиты от плетевых травм (WHIPS), которая сегодня устанавливается на всех новых моделях Volvo. Результаты независимых исследований подтвердили, что в автомобилях, оборудованных системой WHIPS, риск получения плетевых травм в результате столкновений сократился на 30–60%. Сейчас доктор Якобссон работает специалистом по сбору и анализу данных о ДТП, а также руководит группой моделирования биомеханики манекенов для краш-тестов.

Фото: пресс-служба Volvo

В чем суть концепции безопасности Volvo Cars?

Основополагающим принципом всего, что мы делаем в Volvo Cars, была и будет безопасность. Видение компании подразумевает, что никто не должен погибнуть или получить серьезные травмы во время аварии, находясь в новом автомобиле Volvo. Чтобы снизить до нуля количество летальных исходов в ДТП, мы сконцентрировались на решении трех самых опасных проблем водителя: управление автомобилем в состоянии интоксикации, потеря внимания за рулем и слишком высокая скорость движения.

Для решения подобных задач необходимо проанализировать огромную массу статистических данных об авариях, различных вариантах столкновений автомобилей и так далее, не так ли?

Вы правы. При этом во время разработки систем безопасности мы прежде всего используем результаты реальных аварий, а не просто компьютерные модели. Благодаря такому подходу к проблеме компания Volvo Cars смогла первой в мире предложить оригинальные разработки и идеи по защите водителя и пассажиров автомобиля.

В ряде случаев наши решения стали базовыми для развития систем безопасности по различным направлениям. Например, именно Volvo Cars первой представила защиту от хлыстовых травм шеи, боковые надувные подушки безопасности и защиту при ударах с малой поверхностью перекрытия. И сделали мы это задолго до того, как эти технические решения стали учитываться в рейтингах безопасности.

Существует ли принципиальная разница в обеспечении безопасности детей и взрослых, находящихся в автомобиле во время аварии?

Разумеется. Анатомия детского организма значительно отличается от взрослого. Голова ребенка пропорционально более крупная, а шея гораздо слабее. Тазовая кость меньше, а лонная кость (на которую должна приходиться поясная лямка ремней безопасности) полностью формируется только в период полового созревания. Исходя из этих данных, компания Volvo Cars настоятельно рекомендует для детей в возрасте до четырех лет использовать кресла с установкой спинкой вперед. А для более взрослых детей — сиденье-бустер или подушку, пока им не будет разрешено пользоваться только ремнями безопасности. Обычно при достижении десятилетнего возраста или того момента, когда рост ребенка будет не меньше 140 см (в некоторых странах — не меньше 150 см).

Фото: пресс-служба Volvo

На какие особенности родители должны обратить внимание при покупке детского сиденья?

Начнем с того, что детские кресла необходимо использовать всегда. Как было отмечено ранее, для детей до четырех лет, их нужно устанавливать против хода: так, чтобы ребенок располагался спиной вперед. При таком положении тела нагрузки, возникающие при ударе, равномерно распределяются между телом и головой ребенка, уменьшая влияние на его хрупкую шею. Если же посадить ребенка лицом вперед, то его голова не будет иметь поддержки и вся нагрузка во время аварии придется на шею. Соответственно, в разы возрастет риск получения травмы. Если говорить о бустере, то его задача иная — он приподнимает тело более взрослого ребенка таким образом, чтобы поясная лямка находилась в районе тазовой кости, что позволит избежать травматического воздействия на мягкие ткани живота. Если вас интересует этот вопрос, то дополнительную информацию и иллюстрации вы найдете в нашей инструкции по безопасности детей.

Еще один важный момент. После того как вы подберете несколько подходящих моделей кресла (исходя из возраста и роста ребенка), примерьте понравившиеся кресла в своем автомобиле и выберите то, которое по вашим ощущениям проще и удобнее в установке и использовании. Если вы часто перевозите в своем автомобиле несколько пассажиров, то стоит выбрать модель более компактного размера. Разумеется, оно должно соответствовать возрасту ребенка. Учтите, что такое кресло вы должны использовать во всех своих поездках, даже если добираетесь домой на такси. 

Какие наиболее частые ошибки совершают родители (водители) по отношению к своим непоседливым отпрыскам?

Беспокойное поведение для детей абсолютно естественно, и это касается не только поездок в автомобилях. Чтобы обеспечить им максимум безопасности, старайтесь почаще устраивать остановки во время длительных автопутешествий и следите за тем, чтобы в поездке они сохраняли комфортное вертикальное положение.

Какие инновации в области детской безопасности появились за последние 30 лет и считаются стандартом по сей день?

Основные инновационные решения были предложены еще в 1964 году, когда появилось первое детское защитное сиденье для автомобиля в соответствии с концепцией посадки спиной вперед, сконструированное Бертилем Альдманом из Технологического университета Чалмерса в Швеции. Тестовая программа прототипа осуществлялась Volvo. Затем, в 1978 году, компанией Volvo было изобретено сиденье-бустер. Эти разработки и стали основой для тех моделей детских кресел, которые существуют в наше время. За эти годы в их конструкциях было сделано немало улучшений, внедрены дополнительные элементы. Так, в 1990 году Volvo представила публике бустер, встроенный в штатное сиденье автомобиля, а в 2007 году он был усовершенствован до двухступенчатой версии. Этот вариант пока еще не слишком распространен, но его популярность явно возрастет по мере развития каршеринга. 

В 1999 году рабочая группа ISO по «детским удерживающим системам» опубликовала стандарт креплений ISOFIX, который в последствии стал стандартом сертификации UN ECE и FMVSS/CMVSS. Крепления ISOFIX (известные в Северной Америке как LATCH или UAS) сегодня стали широко распространенным стандартом.

Ранние детские кресла Volvo
Ранние детские кресла Volvo

Как Volvo Cars планирует развивать безопасность в будущем? Что будет востребовано автолюбителями в ближайшее время?

Мы продолжим заниматься разработками, основанными на потребностях людей. Одно из важных на сегодняшний день направлений — развитие общей мобильности, включающей каршеринг и различные варианты использования сервисов такси. Возникает необходимость в простых устройствах (встроенных или переносных), которые могут обеспечить оптимальную защиту детей в любых поездках.

Как вы считаете, изменилось ли отношение потребителей к системам безопасности автомобиля за последние несколько лет?

Крайне сложно говорить за всех, но Volvo Cars может отметить со своей стороны, что сейчас причина 94% аварий — человеческий фактор (превышение скорости, вождение в нетрезвом виде и ослабление внимания водителя). Внедрение систем автопилотирования позволит исключить риски такого влияния человека на управление автомобилем, что выведет безопасность на абсолютно новый уровень. Но это возможно в будущем, когда все автомобили станут автономными и автопилотирование будет развиваться в направлении безопасности. Однако, компания Volvo Cars не планирует сидеть без дела и дожидаться того момента, когда все вопросы безопасности будут решены благодаря всеобщему внедрению систем автопилотирования, поэтому мы продолжаем свою работу.

Глава Bentley в России — о новом Bentayga и конкуренции в сегменте люкс.