Актриса из «Унесенных ветром» умерла в 104 года. Вспоминаем Оливию де Хэвилленд
![Оливия де Хэвилленд, 1937](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/71/755958640609716.jpg)
«Прошлой ночью мир потерял сокровище, а я — дорогого друга. Она мирно умерла в Париже», — сообщила бывший адвокат актрисы Сьюзель М. Смит. Многочисленные кинематографисты и деятели Голливуда почтили память актрисы. Президент Американской федерации телевидения и радио Screen Actors Guild Габриель Картерис отметила, что Оливия де Хэвилленд была не только красивой и талантливой, но смелой мечтательницей и вдохновением для поколений артистов: «Она была чудом и легендой».
Брюнетка с пронзительными карими глазами, с универсальной, а не строго голливудской внешностью (не зря ее выбрали на роль императрицы Марии в сериале «Анастасия: Тайна Анны» 1986 года), получила две премии «Оскар» за роли в картинах «Каждому свое» и «Наследница»; была номинирована за фильмы «Унесенные ветром», «Змеиную яму» и «Задержите рассвет» и запомнилась публичной и скандальной борьбой за свою творческую свободу со студией Warner Bros.
Российский зритель знает ее благодаря эпопее «Унесенные ветром»: Оливия Де Хэвилленд изобразила кроткую Мелани Гамильтон с лучезарным взглядом, преданную подругу Скарлетт О'Хары, ту самую настоящую леди, которая в нынешние времена женской эмансипации могла бы вызвать своей доброжелательностью и покладистостью большие проблемы. Образ Гамильтон принял свойства неприкосновенного консерванта для слепка феминности XIX века, к которому можно также отнести образы Наташи Ростовой и Лизы Болконской, воплощенные актрисами Людмилой Савельевой и Анастасией Вертинской.
![Кадр из фильма «Унесенные ветром»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/46/755958641628468.jpg)
Описывая Мелани Гамильтон, де Хэвилленд говорила: «Мелани была другой. Она располагала очень женскими качествами, которые, мне казалось, находились под угрозой исчезновения в те времена. Они бережно передавались из поколения в поколение, их необходимо было сохранить, и поэтому я хотела раскрыть эту роль. Самое главное, что Мелани всегда думала о других, и меня заинтересовало, что она сама была очень счастливым человеком, любящим, милосердным».
Благородная внешность и изысканные манеры де Хэвилленд выглядели особенно эффектно в кинематографическом варьете. О ней всегда отзывались как об искренней, хрупкой женщине, перфекционистке с прекрасным чувством юмора и глубиной, которая доставалась ее персонажам. Публика знала ее как актрису, которая играет «хороших девочек». Сама Оливия всегда говорила, что таких играть гораздо сложнее, чем вздорных капризных кокеток.
![Оливия де Хэвилленд, 1935 ](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/24/755958641694241.jpg)
Актриса пережила коллег по «Унесенным ветром» — Вивьен Ли, Лесли Ховарда и Кларка Гейбла — на 50 лет, но никогда не пользовалась этим преимуществом, чтобы поддерживать свою популярность. Ее карьера продолжалась до конца 70-х, после чего де Хэвилленд перебралась во Францию, предпочтя спокойную жизнь голливудской суете, в которой провела почти полвека. Дебютировав в кино в 19 лет, Оливия де Хэвилленд снялась в 54 проектах, а затем изредка появлялась на телевидении.
Франция гордо принимала де Хэвилленд: в 2010 году Николя Саркози присвоил актрисе степень кавалера ордена Почетного легиона. В 1956 году с новорожденной дочерью Жизель и супругом Пьером Галантом она прибыла на Каннский кинофестиваль в качестве первой женщины-президента жюри, о чем напомнил художественный директор смотра Тьерри Фремо.
![Пьер Галанте и Оливия де Хэвилленд, 1955](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/45/755958641753454.jpg)
«Теперь, когда мы переосмысливаем место женщин в кинематографе, мы должны помнить об Оливии де Хэвилленд, о том, как она противостояла студиям, чтобы освободить актеров от кабальных контрактов, — сказал Фремо. — Сила и смелость, которые она демонстрировала на протяжении всей карьеры и жизни, не должны быть забытыми. Она была королевой Голливуда и будет занимать почетное место в истории кино».
Фремо упомянул один из самых примечательных периодов Голливуда. В 1943 году семилетний контракт Оливии с Warner Bros. подходил к завершению, но внезапно актрису, которая надеялась на работу в других студиях и на другие роли, проинформировали, что договор продлен на шесть месяцев (это была компенсация за 25 недель «прогулов», которые требовалось отработать). Много лет спустя актриса вспоминала, как возникали подобные «прогулы»: «Если вы говорили: "Нет, я не хочу играть эту роль", то они просто замораживали ваш контракт на период, пока другая актриса сыграет эту роль, а потом приплюсовывали это время к вашему контракту. Таким образом в мае 1943 года я оказалась в ситуации, что мой контракт был заморожен на шесть месяцев».
Большинство артистов смирялось с этими условиями, правда, иногда возникали инциденты с оспариванием. Например Бэтт Девис в 1930-х подала в суд на Warner Bros., но проиграла. Оливия де Хэвилленд, измученная ерундовыми ролями, которые ей подбирал Джек Уорнер, решила, что непременно выиграет.
«После ролей Мелани и Эмми из "Задержите рассвет" я знала, что у меня есть аудитория — зрители, которые заинтересованы моими работами и готовы посмотреть фильм, увидев мое имя. Я чувствовала большую ответственность по отношению к ним и не могла позволить себе такую роскошь, как разочаровать зрителя, сыграв незначительную роль в неприметном фильме. А Уорнер… Джек заставлял меня играть именно такие роли», — вспоминала актриса.
![Кадр из фильма «Задержите рассвет»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/64/755958641833642.jpg)
Она отправилась судиться со студией, по совету своего адвоката требуя декларативного решения о том, что освобождена от контракта.
Аргументом к иску она привела Калифорнийский трудовой кодекс 1872 года, согласно которому работодатель не может принудительно продлевать контракт работника до семи лет, как это делали все продюсеры. Процесс длился около четырех месяцев, в итоге суд принял решение в пользу де Хэвилленд. Удар судейского молотка просигналил об одном из самых значительных и перспективных правовых решений в Голливуде: власть студий и продюсеров над актерами сократилась, творческой свободы стало больше.
Решение формально было закреплено в статье 2855 Калифорнийского трудового кодекса. Неформально прецедент получил название «Закон де Хэвилленд». Его влияние распространилось и на писателей, находившихся на контрактах у студий. Среди таковых, например, были Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Уильям Фолкнер, которые смогли наконец освободиться от ненужных сценариев на темы, совершенно им не близкие. Вернувшиеся с фронта актеры, которые должны были доигрывать свои роли, приостановленные на время военной службы, тоже ощутили силу подвига Оливии де Хэвилленд. Более того: под защитой нового закона оказался каждый человек, работающий в Голливуде.
Для Оливии победа в судебном разбирательстве тоже обернулась только плюсами: она получила доступ к драматическим ролям, соответствующим ее уровню. В 1946 году актриса получила «Оскар» за триллер «Каждому свое», спустя два года — номинацию за «Змеиную яму», а еще годом позже — второй «Оскар» за «Наследницу».
![Кадр из фильма «Наследница»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/89/755958644003895.jpg)
В 2003 году она сама появилась на церемонии вручения наград Американской киноакадемии. Зал встретил ее продолжительными аплодисментами.
Оглядываясь назад, де Хэвилленд говорила, что прожила полную жизнь: «Я не чувствую себя довольной или счастливой. Это что-то другое. Просто я благодарна за то, что жила. И что сделала так много дел, которые хотела сделать и которые имели большое значение для других людей».