Стиль
Герои Актриса из «Унесенных ветром» умерла в 104 года. Вспоминаем Оливию де Хэвилленд
Стиль
Герои Актриса из «Унесенных ветром» умерла в 104 года. Вспоминаем Оливию де Хэвилленд
Герои

Актриса из «Унесенных ветром» умерла в 104 года. Вспоминаем Оливию де Хэвилленд

Оливия де Хэвилленд, 1937
Оливия де Хэвилленд, 1937
Актриса, ставшая украшением «Унесенных ветром», родилась в Токио 1 июля 1916 года, а умерла в Париже 25 июля 2020-го. Разбираемся, за что Оливию де Хэвилленд чтили в Голливуде и почему называли легендой.

«Прошлой ночью мир потерял сокровище, а я — дорогого друга. Она мирно умерла в Париже», — сообщила бывший адвокат актрисы Сьюзель М. Смит. Многочисленные кинематографисты и деятели Голливуда почтили память актрисы. Президент Американской федерации телевидения и радио Screen Actors Guild Габриель Картерис отметила, что Оливия де Хэвилленд была не только красивой и талантливой, но смелой мечтательницей и вдохновением для поколений артистов: «Она была чудом и легендой».

Брюнетка с пронзительными карими глазами, с универсальной, а не строго голливудской внешностью (не зря ее выбрали на роль императрицы Марии в сериале «Анастасия: Тайна Анны» 1986 года), получила две премии «Оскар» за роли в картинах «Каждому свое» и «Наследница»; была номинирована за фильмы «Унесенные ветром», «Змеиную яму» и «Задержите рассвет» и запомнилась публичной и скандальной борьбой за свою творческую свободу со студией Warner Bros.

Российский зритель знает ее благодаря эпопее «Унесенные ветром»: Оливия Де Хэвилленд изобразила кроткую Мелани Гамильтон с лучезарным взглядом, преданную подругу Скарлетт О'Хары, ту самую настоящую леди, которая в нынешние времена женской эмансипации могла бы вызвать своей доброжелательностью и покладистостью большие проблемы. Образ Гамильтон принял свойства неприкосновенного консерванта для слепка феминности XIX века, к которому можно также отнести образы Наташи Ростовой и Лизы Болконской, воплощенные актрисами Людмилой Савельевой и Анастасией Вертинской.

Кадр из фильма «Унесенные ветром»
Кадр из фильма «Унесенные ветром»

Описывая Мелани Гамильтон, де Хэвилленд говорила: «Мелани была другой. Она располагала очень женскими качествами, которые, мне казалось, находились под угрозой исчезновения в те времена. Они бережно передавались из поколения в поколение, их необходимо было сохранить, и поэтому я хотела раскрыть эту роль. Самое главное, что Мелани всегда думала о других, и меня заинтересовало, что она сама была очень счастливым человеком, любящим, милосердным».

Благородная внешность и изысканные манеры де Хэвилленд выглядели особенно эффектно в кинематографическом варьете. О ней всегда отзывались как об искренней, хрупкой женщине, перфекционистке с прекрасным чувством юмора и глубиной, которая доставалась ее персонажам. Публика знала ее как актрису, которая играет «хороших девочек». Сама Оливия всегда говорила, что таких играть гораздо сложнее, чем вздорных капризных кокеток.

Оливия де Хэвилленд, 1935 
Оливия де Хэвилленд, 1935 

Актриса пережила коллег по «Унесенным ветром» — Вивьен Ли, Лесли Ховарда и Кларка Гейбла — на 50 лет, но никогда не пользовалась этим преимуществом, чтобы поддерживать свою популярность. Ее карьера продолжалась до конца 70-х, после чего де Хэвилленд перебралась во Францию, предпочтя спокойную жизнь голливудской суете, в которой провела почти полвека. Дебютировав в кино в 19 лет, Оливия де Хэвилленд снялась в 54 проектах, а затем изредка появлялась на телевидении.

Франция гордо принимала де Хэвилленд: в 2010 году Николя Саркози присвоил актрисе степень кавалера ордена Почетного легиона. В 1956 году с новорожденной дочерью Жизель и супругом Пьером Галантом она прибыла на Каннский кинофестиваль в качестве первой женщины-президента жюри, о чем напомнил художественный директор смотра Тьерри Фремо.

Пьер Галанте и Оливия де Хэвилленд, 1955
Пьер Галанте и Оливия де Хэвилленд, 1955

«Теперь, когда мы переосмысливаем место женщин в кинематографе, мы должны помнить об Оливии де Хэвилленд, о том, как она противостояла студиям, чтобы освободить актеров от кабальных контрактов, — сказал Фремо. — Сила и смелость, которые она демонстрировала на протяжении всей карьеры и жизни, не должны быть забытыми. Она была королевой Голливуда и будет занимать почетное место в истории кино».

Фремо упомянул один из самых примечательных периодов Голливуда. В 1943 году семилетний контракт Оливии с Warner Bros. подходил к завершению, но внезапно актрису, которая надеялась на работу в других студиях и на другие роли, проинформировали, что договор продлен на шесть месяцев (это была компенсация за 25 недель «прогулов», которые требовалось отработать). Много лет спустя актриса вспоминала, как возникали подобные «прогулы»: «Если вы говорили: "Нет, я не хочу играть эту роль", то они просто замораживали ваш контракт на период, пока другая актриса сыграет эту роль, а потом приплюсовывали это время к вашему контракту. Таким образом в мае 1943 года я оказалась в ситуации, что мой контракт был заморожен на шесть месяцев».

Большинство артистов смирялось с этими условиями, правда, иногда возникали инциденты с оспариванием. Например Бэтт Девис в 1930-х подала в суд на Warner Bros., но проиграла. Оливия де Хэвилленд, измученная ерундовыми ролями, которые ей подбирал Джек Уорнер, решила, что непременно выиграет.

«После ролей Мелани и Эмми из "Задержите рассвет" я знала, что у меня есть аудитория — зрители, которые заинтересованы моими работами и готовы посмотреть фильм, увидев мое имя. Я чувствовала большую ответственность по отношению к ним и не могла позволить себе такую роскошь, как разочаровать зрителя, сыграв незначительную роль в неприметном фильме. А Уорнер… Джек заставлял меня играть именно такие роли», — вспоминала актриса.

Кадр из фильма «Задержите рассвет»
Кадр из фильма «Задержите рассвет»

Она отправилась судиться со студией, по совету своего адвоката требуя декларативного решения о том, что освобождена от контракта.

Аргументом к иску она привела Калифорнийский трудовой кодекс 1872 года, согласно которому работодатель не может принудительно продлевать контракт работника до семи лет, как это делали все продюсеры. Процесс длился около четырех месяцев, в итоге суд принял решение в пользу де Хэвилленд. Удар судейского молотка просигналил об одном из самых значительных и перспективных правовых решений в Голливуде: власть студий и продюсеров над актерами сократилась, творческой свободы стало больше.

Решение формально было закреплено в статье 2855 Калифорнийского трудового кодекса. Неформально прецедент получил название «Закон де Хэвилленд». Его влияние распространилось и на писателей, находившихся на контрактах у студий. Среди таковых, например, были Фрэнсис Скотт Фицджеральд и Уильям Фолкнер, которые смогли наконец освободиться от ненужных сценариев на темы, совершенно им не близкие. Вернувшиеся с фронта актеры, которые должны были доигрывать свои роли, приостановленные на время военной службы, тоже ощутили силу подвига Оливии де Хэвилленд. Более того: под защитой нового закона оказался каждый человек, работающий в Голливуде.

Для Оливии победа в судебном разбирательстве тоже обернулась только плюсами: она получила доступ к драматическим ролям, соответствующим ее уровню. В 1946 году актриса получила «Оскар» за триллер «Каждому свое», спустя два года — номинацию за «Змеиную яму», а еще годом позже — второй «Оскар» за «Наследницу».

Кадр из фильма «Наследница»
Кадр из фильма «Наследница»

В 2003 году она сама появилась на церемонии вручения наград Американской киноакадемии. Зал встретил ее продолжительными аплодисментами.

Оглядываясь назад, де Хэвилленд говорила, что прожила полную жизнь: «Я не чувствую себя довольной или счастливой. Это что-то другое. Просто я благодарна за то, что жила. И что сделала так много дел, которые хотела сделать и которые имели большое значение для других людей».