Как русская девушка открыла ателье в Лондоне и попала в список Forbes
![Фото: Ирина Аксенова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/32/755185111366323.png)
Прежде чем начать шить костюмы, Татьяна Кожевникова планировала уехать в Азию и учила китайский язык. Но судьба распорядилась иначе — будущий брак привел ее в Лондон, где Кожевникова открыла собственное ателье по пошиву мужских костюмов. Идея бизнеса родилась, когда она в очередной раз пошла с мужем выбирать ему костюм. «Все шло не так, пиджак сидел отвратительно. Я недоумевала: с него же сняли мерки, он объяснил, что хочет получить. Так почему костюм выглядит как мешок?»
С этого момента Кожевникова начала детально изучать вопрос. «Я думала, что молодежь в Лондоне не ходит к частным портным, поскольку у ретейлеров и без того широкий ассортимент. Но, может, на самом деле, им просто некуда пойти?»
Костюм — это произведение искусства
«Помню, как летела в самолете и думала: "что такое хорошо сделанный костюм? — Произведение искусства." Тогда я решила, что в названии ателье должно быть слово "art". И начала искать в словаре что-то подходящее. Когда дошла до artefact, поняла, что это оно».
Клиенты обычно находят Artefact London по рекомендациям или в интернете. Приходят и с конкретными запросами «по картинке», и с надеждой получить совет. Важный предварительный этап — установить психологическую связь, понять, что подойдет конкретно этому человеку. «Я не сужу о клиентах по их гардеробу. Мне неинтересно, сколько они зарабатывают или где одеваются. Намного важнее узнать, чем они живут и увлекаются, в какой атмосфере работают. И после этого посоветовать, что подойдет клиенту больше всего».
![Фото: Ирина Аксенова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/51/755185105718510.jpg)
Все дело в технологиях
Следующая ступень — это снятие мерок. Для достижения максимально точного результата Татьяна использует «черновые» примерочные модели пиджаков, брюк, жилетов, параметры которых внесены в электронную систему. В режиме реального времени показатели корректируются в соответствии с особенностями строения тела клиента и позволяют учитывать не только объемы, но и осанку, походку, манеру двигаться. «Обычные сантиметры в этом деле бесполезны, они практически не играют роли. Часто бывает, что одно плечо немного ниже другого, но ни один готовый пиджак этого не учитывает».
Точность в работе с силуэтом и тканью позволяет заранее знать, каким получится финальное изделие, а вся технология сокращает срок изготовления заказа до 4 недель. Отшивают костюмы в Португалии по электронным лекалам, промежуточные примерки не требуются. Готовые костюмы Татьяна получает в Лондоне и уже на месте вносит корректировки, если вдруг они необходимы. «Большинство привыкли делать костюмы полностью вручную — в этом их минус». Цена костюма у Кожевниковой начинается от 770 фунтов (около 62 тысяч рублей).
![Фото: Ирина Аксенова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/32/755185106856327.jpg)
![Фото: Ирина Аксенова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/58/755185107064588.jpg)
![Фото: Ирина Аксенова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/42/755185106785420.jpg)
![Фото: Ирина Аксенова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/83/755185106981830.jpg)
Впереди конкурентов
«За последний год сфера стала более конкурентной, рынок очень изменился. Например, приходится постоянно обновлять сайт, потому что владельцы других ателье просто заходят и копируют контент. Им не хватает своего видения».
Татьяна завязала крепкую дружбу с технологиями. Недавно решила, что Artefact станет первым в мире ателье, которое принимает криптовалюту. «Я позвонила бухгалтеру и рассказала ему о своей идее. Пока направление не очень популярно, пришлось долго изучать тонкости британского налогообложения в сфере криптовалюты. В этом вопросе помогает и финансовое образование». Услугу вводят для клиентов, которые живут за границей: заказы поступают из Америки, Африки, Сингапура.
![Фото: Ирина Аксенова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/82/755185105959826.jpg)
Клиент — это главное
Кожевникова уверяет, что найти подход можно к каждому клиенту, независимо от его менталитета. «Тем, кто приходит днем, я предлагаю чай. Или, наоборот, когда в конце рабочего дня человек устал, ему наверняка хочется выпить стаканчик виски».
Работать с британцами не сложно, если отбросить все стереотипы об их чопорности и снобизме. С русскими еще проще. В последнее время становится все больше клиентов из Китая — с ними Татьяна обычно практикует китайский.
«Говорят, что русских здесь не любят, но я с этим еще не сталкивалась. Да, кто-то относился ко мне скептически. Я сама понимала, что идея открыть ателье рядом с Сэвил-Роу звучит абсурдно. Но клиентам намного важнее тот факт, что я хочу помочь им улучшить гардероб».
Женские костюмы в ателье пока не шьют. Но в порядке исключения заказы принимают. Например, на прошлой неделе девушка одного из клиентов забрала классическое двубортное пальто. Причина в том, что помещение ателье небольшое и хранить образцы изделий, тканей и фурнитуры попросту негде. «Вполне возможно, когда будем расширяться, я задумаюсь над этим вопросом».
![Фото: Ирина Аксенова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/92/755185106189923.jpg)
Как попасть в список Forbes?
«Я разместила информацию о своей компании у них на сайте еще летом и совсем забыла про это. Позже пришло письмо с приглашением на вечеринку. Я не ожидала».
Кожевникова уверена, что нет никакой связи между списком «самых перспективных» и «самых богатых». Чтобы окупить вложения в ателье, нужно много работать и продолжать инвестировать. «Все, что я зарабатываю, я вкладываю в бизнес».
Дальнейшие цели не менее глобальны, чем уже достигнутые. Кожевникова мечтает, что однажды попадет в список «Fortune 500» — 500 крупнейших компаний мира.