Стиль
Жизнь От Рима до Москвы: как лев стал символом власти в мировой архитектуре
Стиль
Жизнь От Рима до Москвы: как лев стал символом власти в мировой архитектуре
Жизнь

От Рима до Москвы: как лев стал символом власти в мировой архитектуре

Копия льва работы Ф. Вакка на вилле Медичи (Loggia dei Leoni) в Риме
Копия льва работы Ф. Вакка на вилле Медичи (Loggia dei Leoni) в Риме
О львах Медичи и других символах, неподвластных времени, рассказываем вместе с «Галс-Девелопмент»

Сильные мира сего всегда ценили язык символов: декоративные детали, эмблемы, скульптуры, украшающие знаменитые дворцы, резиденции и виллы, как правило, несли скрытый подтекст, легко считывавшийся современниками и часто позабытый в наше время. Среди этих символов выделяется лев — универсальный код власти и достоинства, качеств, которые никогда не выходят из моды.

Античные корни и ренессансный триумф

Самые знаменитые европейские каменные львы, ставшие на века узнаваемым символом власти и гармонии, — это так называемые львы Медичи. В 1598 году они были установлены на крыльце виллы семьи Медичи в Риме, позже получившем название Loggia dei Leoni, «львиная лоджия». Один из львов — это древнеримский оригинал, переработанный в конце XVI века, второй — сделанная примерно в это же время скульптором Фламинио Вакка зеркальная ему пара. Два льва с чуть повернутыми головами и приоткрытыми пастями держат под лапами (один под правой, второй под левой) каменные сфер — эмблему космического порядка.

Образы были настолько внушительны, что многим хотелось их повторить. Первые реплики из бронзы, сразу 12 штук, работы Маттео Бонучелли да Лукка, заказал знаменитый художник Диего Веласкес в 1651 году, когда был в Риме. Веласкес служил главным управляющим королевской коллекции искусства и декора при испанском дворе, и фигуры предназначались для украшения Зеркальной комнаты, одного из самых изысканных залов дворца Алькасара в Мадриде. Львов разместили здесь как символ королевской власти и величия, а их отражения в зеркальном пространстве усиливали ощущение величественной торжественности дворца Габсбургов.

Тронный зал Королевского дворца в Мадриде
Тронный зал Королевского дворца в Мадриде

Сила «гранд-туризма» и классических сувениров

Впрочем, подлинную популярность «львы Медичи» получили позже, когда в 1789 году их перевезли из Рима в Лоджию Ланци на площади Синьории во Флоренции. Здесь они располагались в самом центре города и стали очень популярны среди туристов, тех самых состоятельных европейцев, которые непременно посещали Флоренцию во время «гранд-тура», важной части классического образования тех лет.

Львы у здания Лоджии Ланци во Флоренции, между 1870-1880 годами
Львы у здания Лоджии Ланци во Флоренции, между 1870-1880 годами

Уже тогда появилась традиция привозить сувениры из новых мест — правда, не безделушки, как в наше время, а часто полноразмерные реплики знаковых античных скульптур, которыми можно было украсить дворец, поместье или виллу. Так «львы Медичи», которых, по всей видимости, тоже копировали, — в бронзе, мраморе и гипсе — начали свое шествие по всей Европе, не теряя, впрочем, своего явного символизма.

В 1760-х годах львов установили на высоких постаментах в парке британского поместья Кедлстон-холл, дополнив его концепцию храма искусств, а еще пару десятилетий спустя такие же скульптуры украсили знаменитое поместье Стоу в Англии — отличный пример универсальности художественных образов. Здесь они играли ровно ту же роль, что и на крыльце виллы итальянской династии, подчеркивая значимость семьи, которой принадлежал дом. После распродажи в 1922 году эти львы оказались в Стэнли-парке в Блэкпуле, но в 2013-м их вернули в Стоу в рамках кампании по восстановлению исторического облика поместья — сегодня они, как и века назад, служат его верными хранителями.

Статуя льва Медичи в парке поместья Кедлстон-холл
Статуя льва Медичи в парке поместья Кедлстон-холл

Чуть позже львы появляются во многих городах Германии, особенно их полюбили герцоги Вюртембергские. В Штутгарте они украшают фонтан во дворце-резиденции герцогов и королей, а в загородном дворце Людвигсбург сами превращаются в фонтан: из пасти уже четырех львов бьют струи воды.

Победоносный лев Ватерлоо

К XIX веку образ царственных зверей получил более широкую трактовку, став не только символом власти, но и подлинного мужества. Именно в этом качестве мощного и одинокого «льва Медичи» водрузили на вершину огромного искусственного холма Курган Льва в Брен-л’Аллю, Бельгия. Эта статуя символизирует победу союзных войск над наполеоновскими в битве 1815 года при Ватерлоо и отмечает место, где был ранен принц Оранский, позже ставший королем Вильгельмом II Нидерландским.

Модель льва была создана бельгийским скульптором Жаном-Франсуа Ван Гелем, и хотя лев является геральдическим символом дома Оранских-Нассау, здесь памятник отсылает к образу льва как полного достоинства победителя и посвящен всем, кто сражался на стороне союзников против Наполеона.

«Лев Ватерлоо». Брюссель. Литография  H. Gérard. 1842 г.
«Лев Ватерлоо». Брюссель. Литография H. Gérard. 1842 г.

От Санкт-Петербурга до Алупки

Как ни странно, но самую большую популярность образ «львов Медичи» получил в России. В Санкт-Петербурге их целых пять пар, расставленных по всему городу. Плюс роскошная бронзовая чета, украшающая знаменитый «Львиный каскад» в Петергофе.

Одна такая пара в Северной столице расположена у входа дома Лобанова-Ростовского напротив Адмиралтейства. Эти подлинные итальянские львы, созданные скульптором Паоло Трискорни, быстро стали заметной деталью столицы тех времен и даже появились в «Медном всаднике» Пушкина:

Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений...

Позже знаменитый зодчий Карл Росси, следуя итальянской моде, поставит чугунных львов и перед Елагиноостровским дворцом, а позже — перед Михайловским, где сейчас расположен Русский музей.

Знаменитые львы Медичи также украшают террасу дворца графа Михаила Воронцова в Алупке в Крыму. «Львиная терраса» у южного фасада Воронцовского дворца украшена тремя парами этих царственных животных, сделанных из каррарского мрамора в мастерской Джованни Бонанни: нижняя пара спит, свесив мощные лапы, вторые просыпаются, а наверху стоят два прекрасных «льва Медичи», с грозным видом следящих за благополучием каменного замка и его обитателей.

Лев на террасе Воронцовского дворца в Алупке, Крым
Лев на террасе Воронцовского дворца в Алупке, Крым

Московский бестиарий

Несмотря на то что Москва — настоящее «львиное царство», ведь такого обилия львов, как на московских домах, во дворцах и усадьбах, мало где встретишь. Отсылки ко «львам Медичи» здесь почти не встречаются, зато очень много так называемых ватиканских львов, лежащих, скрестив передние лапы.

Пожалуй, исключением выступает только подмосковная усадьба Архангельское, где установлены 26 мраморных скульптур львов, взятых с фамильного герба Юсуповых. Цари зверей представлены здесь во всех образах и трактовках, в том числе и в растиражированной позе «львов Медичи».

«Львы пришли в Россию, как и в Европу, в качестве символа власти и достоинства. В античные времена, когда лев еще обитал на юге Европы, он был тем самым могучим существом, победить которое — голыми руками — мог только самый отважный герой, например Геракл. Даже когда самого льва в Европе уже не стало, образ благородства, мощи и силы, ассоциирующийся с ним, остался и стал важным элементом в европейской символике», — рассказывает москвовед Александр Усольцев.

Львы в усадьбе Архангельское
Львы в усадьбе Архангельское

Украшение коллекции

В ближайшее время великолепная коллекция московских львов пополнится подлинными «сынами Медичи»: строящийся в Замоскворечье клубный дом класса de luxe «Космо 4/22» украсят двумя каменными скульптурами тех самых львов с лапой на сфере.

В новом жилом проекте на первый план выходит уважение к городской канве и тонкое ощущение контекста, что позволяет объединить современную роскошь с исторической атмосферой. Благодаря особенностям геометрии участка проект был разделен на два корпуса: «Сад» во внутреннем дворе и «Реку» — расположен на первой линии набережной. Эти решения обеспечили комфортные условия для размещения резиденций, гармонично дополнив их элегантным дизайном.

Не менее важной частью «Космо 4/22» стала тщательная работа над восстановлением аутентичного фасада доходного дома, построенного известным архитектором Николаем Благовещенским в 1901 году, на основе которого был создан проект. Зодчий, работавший в стилях модерн и эклектика, вложил в эту постройку всю элегантность рубежа веков, и теперь, благодаря проектной команде из британского бюро Dyer и российской Marks Group, историческая архитектура обретает новую жизнь. Дом деликатно вписан в окружение и архитектурно его обыгрывает: художественный фасад из кирпича, резного натурального камня и изысканных кованых решеток органично оживляет городской ландшафт.

Особое внимание в проекте уделено символике, воплощенной в элементах декора: в клубном доме появятся величественные львы — копии знаменитых «львов Медичи».

Над их образами работал скульптор Иван Савенков: «Мы делаем реплики с первоисточника — подлинных «львов Медичи» (одного — античного, второго — эпохи Ренессанса), немного уменьшая оригиналы. У самого клубного дома будет тайный сад, похожий на итальянское патио, и львы, бесспорно, станут изюминкой всего проекта». Из гипса в камень скульптуру переводит каменотес Влад Коновалов: львы будут мраморными, из уральского сорта коелга с дымчатыми серыми прожилками, который внешне очень схож с итальянским сортом каррара.

Общеевропейская традиция «львов Медичи» в «Космо 4/22» становится и воплощением типично московской любви к львиным изваяниям. Мраморные львы здесь обернутся узнаваемым элементом престижа, иносказательно и изящно подтверждающим высокий статус комплекса.

Реклама, Галс-Космодамианская СЗ ООО. Erid: F7NfYUJCUneP4zRwqjHF