Арки времени: Кокоревское подворье и концепция художника Александра Дашевского
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/29/347149955938293.jpeg)
Многослойность Москвы недаром сравнивают с годичными кольцами на старых деревьях — так много историй и тайн хранит каждый «круг». Особенно заметна эта насыщенность для центральной ее части: памятники и достопримечательности столицы, формирующие «старую Москву», объединяют признаки нескольких веков, от эпохи татаро-монгольского ига через царские времена и переделки советского времени к нашим реконструкциям. Говоря о реконструкции, хочется отметить, что речь идет не только о воссоздании определенного исторического периода через реставрацию, но и о реконструкции памяти, на которую влияют такие факторы, как наши убеждения, ожидания, эмоции и контекст, в котором произошло событие, а также причины, по которым нам нужно заново вспомнить прошлое.
Однако сегодня обращать взгляд исключительно «назад» — прошлый век, а вот столкнуть эти самые слои и дать возможность развернуться настоящему сюжету в будущем через образы прошлого — концепция относительно новая и для художественных практик, и для городской архитектуры.
Кокорев — self-made man по-русски
В 1860-м скупивший земли неподалеку от церкви Софии Премудрости Божией в Садовниках купец Василий Кокорев задумал большой гостиничный комплекс, который должен был стать одним из крупнейших в Москве.
Кокорев — символ финансового успеха эпохи промышленного переворота и self-made man по-русски. Современники называли его самородком, «золотистым лаптем» и «купеческим кандидатом в министры финансов». В свои владения он вложил почти 500 млн руб. по нынешним меркам.
![Карл фон Штейбен. Портрет Василия Александровича Кокорева, ок. 1850. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/83/347149874209837.jpeg)
Карл фон Штейбен. Портрет Василия Александровича Кокорева, ок. 1850. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого
Василий Александрович Кокорев родился в Солигаличе, недалеко от Костромы, в семье зажиточных купцов, исповедовавших старообрядчество. Его дядя в 1821-м получает от государства право на солеварение, которое в те годы было главным источником дохода, а вскоре передает управление молодому Кокореву. Открыв водолечебницу, он становится богатейшим человеком города и отправляется в Орловскую губернию заниматься винными откупами, позже в Москву он приезжает уже миллионером и начинает нефтяной бизнес.
Став богатым человеком, Кокорев заинтересовывается искусством и в 1862 году открывает картинную галерею на восемь залов в Большом Трехсвятительском переулке, где были представлены работы Айвазовского, Тропинина и Брюллова. К открытию нового «пространства» журнал «Северная пчела» выпустил специальную статью, в которой были следующие детали: «Представьте себе восемь огромных, нарочно устроенных для помещения картин зал, с освещением сверху, занимающих весь верхний этаж здания и наполненных сверху донизу образцовыми произведениями первоклассных художников, преимущественно современных, между которыми отечественная школа занимает, конечно, самое первое и почетное место». Публичный статус галереи расходился с ее ценовой политикой: вход в будние дни стоил 30 копеек, а в выходные — 10 копеек. Для примера: десяток яиц в то время стоил 6 копеек.
![Интерьер картинной галереи В.А. Кокорева. Художник А. Гребнев. 1864](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/95/347149957037956.jpeg)
Интерьер картинной галереи В.А. Кокорева. Художник А. Гребнев. 1864
Через год после открытия дела Василия Александровича пошли на спад — в России были отменены винные откупы, и Кокорев оказывается в долгах. Он продает галерею и переезжает в Санкт-Петербург. Кокорев хотел сохранить коллекцию и не продавал ее частями, предлагая целиком выкупить ее государству. Он писал письма министру императорского двора графу Адлербергу и великому князю Александру Александровичу, будущему царю Александру III. В 1870 году Министерство императорского двора выкупило у него 166 произведений искусства. Среди них были работы Тропинина, Брюллова, Венецианова, Федотова — сегодня часть из них можно увидеть в Русском музее в Петербурге. Несколько картин Кокорев продал частным владельцам, в том числе собственный портрет работы Карла Штейбена. По меньшей мере семь картин купил Павел Третьяков для своей галереи.
Несмотря на финансовые неурядицы, Кокорев продолжал покровительствовать художникам. В 1884-м недалеко от Вышнего Волочка он открыл «Академическую дачу», на которой жили и работали Репин, Куинджи, Васнецов, Рерих и многие другие.
![Иван Тюрин. Портрет Василия Александровича Кокорева, 1889. Государственный Эрмитаж](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/05/347149874243050.jpeg)
Иван Тюрин. Портрет Василия Александровича Кокорева, 1889. Государственный Эрмитаж
Многофункциональный культурный комплекс Кокорева и его гости
Изначально на Балчуге Василий Александрович хотел построить заметные оптовые склады с гостиницей. Архитектором усадьбы стал Иван Черник, ранее он проектировал для предпринимателя его галерею и особняк в Москве. Подворье представляло собой четыре здания в форме каре. На севере и юге располагались два основных дома — в четыре этажа, по бокам стояли трехэтажные корпуса. Позже в центре подворья был построен еще один корпус, пятиэтажный. Западная часть подворья называлась Монаховым двором (она примыкала к церкви Софии), а восточная — Стрекаловым. Строительство заняло четыре года.
В 1864 году гостиница была открыта и насчитывала 315 номеров. В корпусах расположились 20 магазинов, библиотека, Купеческий банк и склады. Роскошный вид на Кремль и набережную сделал гостиницу одним из любимых мест для гостей столицы. Кокоревское подворье отличалось особо комфортными условиями для постояльцев: некоторые комнаты были меблированы, в номерах были системы парового отопления, водопровод, ванны и туалет. В 1883 году в здание было проведено электричество. В 1866-м, когда на Александра II было совершено первое покушение, новый президент США Эндрю Джонсон отправил делегацию в Москву для выражения сочувствия царю. Американцев встречал лично Василий Кокорев, который разместил их в своей гостинице.
Подворье было относительно недорогим местом, что привлекало многих известных постояльцев: здесь жили Петр Чайковский и Илья Репин. Опера «Мазепа» и картина «Славянские композиторы» были созданы именно здесь: оба произведения были пронизаны духом панславизма, которому симпатизировал и сам Кокорев.
![Илья Репин, «Славянские композиторы», 1872. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/78/347149874428784.jpeg)
Илья Репин, «Славянские композиторы», 1872. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
Чайковский регулярно останавливался в гостинице в 1879–1886 годах. В 1880 году из 15-го номера гостиницы он писал Надежде фон Мекк: «Я так хорошо себя чувствую в своем нумере Кокоревской гостиницы, так счастлив при мысли, что я один, что не нужно никуда идти и ехать!!!» Здесь Чайковский, помимо «Мазепы», работал над оперой «Евгений Онегин».
Любили посещать Кокоревское подворье и Лев Толстой, и Антон Чехов. Среди гостей подворья можно назвать также Дмитрия Мамина-Сибиряка, Василия Верещагина, Ивана Крамского и Василия Поленова. Кокорев придумал в гостинице художественные мастерские, которые и собирали творческую интеллигенцию конца XIX века. С 1891 года на протяжении десяти лет в подворье жил Аполлинарий Васнецов. Художник снимал квартиру на третьем этаже с видом на Кремль — так и появилась работа «Московский Кремль. Соборы», которую сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.
В конце жизни из-за нехватки финансирования Кокорев передал свое подворье княгине Голицыной, которая переименовала его в Софийское. Однако между собой москвичи называли его по фамилии создателя. А усадьбу в Трехсвятительском переулке после смерти Кокорева купила Мария Морозова, мать купца Саввы Морозова.
![Аполлинарий Васнецов. «Московский Кремль. Соборы», 1894](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/62/347149874319621.jpeg)
Аполлинарий Васнецов. «Московский Кремль. Соборы», 1894
Городской пейзаж как форма коммуникации
Теперь богатая история Кокоревского подворья открывает новую главу. Hutton и V2Group занимаются бережной реставрацией исходной архитектуры подворья. Клубный дом класса de luxe общей площадью 18,7 тыс. кв. м будет состоять из двух частей: первая — это отреставрированная часть оригинальной конструкции по проекту Ивана Черника 1860-х годов, сохранившаяся до наших дней, вторая — новая интерпретация исходной геометрии. В проекте, разработанном итальянским бюро Marco Casamonti, символичная арка соединяет историческое здание и новый архитектурный облик утраченного особняка.
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/94/347149842898944.jpeg)
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/63/347149842930631.jpeg)
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/56/347149842961568.jpeg)
В семиэтажном доме DUO будет 49 квартир, включая четыре пентхауса, две двухуровневые квартиры, а также пентхаус площадью 1150 кв. м с видом на Кремль, собственным лифтом и бассейном. Продолжая клубный подход Кокорева, инфраструктуру здания дополнят кинозалом, переговорной, винной и детской комнатами, колясочной, фитнес-залом и спа. К дому также примыкает зеленый Репинский сквер площадью 3,92 га. Ярким акцентом общественного пространства исторической части станет восстановленная парадная чугунная лестница с ажурными кессонами и фигурными кронштейнами. Среди других деталей — удобный подземный паркинг, сохраненная каменная кладка и кирпичные своды в лобби исторического здания.
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/23/347149843476236.jpeg)
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/40/347149843556403.jpeg)
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/65/347149843615655.jpeg)
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/02/347149843757027.jpeg)
Зафиксировать исторические связи пригласили художника Александра Дашевского, который на время реконструкции создал новый проект. Работа «Арки времени» разместилась на поверхности строительной сетки фасада будущего комплекса DUO от девелоперской компании Hutton и V2Group. Она стала продолжением арт-коллабораций Hutton с современным искусством. Ранее девелопер сотрудничал с такими художниками, как Данини, Наталья Гончарова, Алиса Спотс, Виктор Поляков. Кроме того, компания пять раз участвовала в международной ярмарке современного искусства Cosmoscow.
Осознавать пространство города можно благодаря людям, событиям или явлениям. К этому относится и искусство в городе, которое коммуницирует со средой вокруг, а следовательно, трансформирует облик города и его восприятие. По мнению российского художника и исследователя Игоря Поносова, уличное искусство — это практика взаимодействия с городской средой на грани изобразительности и перформанса эстетики и этики, и контекст этого произведения является самым важным для внимания зрителя. Городской пейзаж как жанр возник в XVII веке благодаря Яну Вермееру. Позже художник-гравер Джованни Баттиста Пиранези придумал передавать повседневный городской пейзаж с фотографической точностью, желая сохранить образы памятников архитектуры в истории. Спустя три века Александр Дашевский возвращается к практике Пиранези и других классиков разных эпох, чтобы в наше время устроить «полноценное переживание городского пространства» на Софийской набережной Москвы.
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/08/347149844701080.jpeg)
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/27/347149844833271.jpeg)
Художественный портал Москвы
«Арки времени» на Кокоревском подворье станут своеобразным коллажем из разных культурных слоев, который направлен на исследование истории места и тех архитектурных стилей, которые его пронизывают. В этой работе, создавая пространственную иллюзию некоего фантастического дома, художник погружает зрителя в энциклопедию образов: здесь и искусство Ренессанса от архитектурных образов живописи Джотто до абсолютной архитектуры Палладио, и наследие русского авангарда от кубофутуризма Аристарха Лентулова до деконструкции современной живописи непосредственно самого Александра Дашевского.
![Фото: АЛЕКСАНДР ДАШЕВСКИЙ](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/49/347149956630490.jpeg)
Один из семи самых перспективных российских молодых художников по версии журнала Forbes (2013), номинант премии Кандинского (2013), обладатель премии Arte Laguna Prize (2016) и премии Zverev Art Prize (2021), Дашевский часто разбирает свою живопись на фрагменты, куски, слои, преодолевая плоскость и переходя от картины к объекту и инсталляции. Одни его работы как бы огибают пространство, другие — лежат на полу, прислоняются к стене и живут своей самодостаточной жизнью. Дашевский всегда работал с темой плоскости и такой дефрагментации живописи.
В рамках этого проекта художник полностью выходит за пределы холста и покрывает единым трехмерным слоем целый объем здания. Так, строительное «полотно» огибает фасад и становится полноценной инсталляцией: Дашевский и до этого использовал фасадную сетку как образ, но в этот раз она меняет свое назначение и становится средством художественного перехода.
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/67/347149839701673.jpeg)
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/08/347149839834086.jpeg)
«У меня давно была идея, чтобы художники работали с медиумом фасадной сетки. Если бы каждая реконструкция сопровождалась таким временным произведением, то город превратился бы в музей. Заодно это стало бы хорошим монументальным вызовом для художников. Наконец моя мечта воплотилась. Я искренне надеюсь, что такой подход станет доброй традицией», — рассказывает автор проекта Александр Дашевский.
Процесс создания инсталляции начинался в мастерской художника: изначально изображение создавалось как полноценная графическая работа, которая впоследствии была оцифрована, напечатана и смонтирована на фасад здания, сохраняя свои контуры, рукотворность и графическую легкость даже в формате такого масштабного «занавеса». Работа отражает и технику художника: на сетке за счет большой печати видны помарки — это и есть чистота искусства и рукотворная вещь. Это самое большое произведение искусства Дашевского: размер инсталляции на фасаде — 27×49 м.
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/10/347149874821105.jpeg)
«В Кокоревском подворье побывал весь культурный истеблишмент XIX века. Мне хотелось создать ситуацию, в которой соединяются большие временные слои и великие постояльцы прошлого начинают соседствовать с новыми жителями дома, — продолжает художник. — Представьте себе ситуацию, будто Чехов, Репин и Поленов продают квартиры в наше время. Однако подворье сегодня — это не исторический музей, здесь все одновременно смешивается и дает друг на друга рефлексы. Я разработал три эскиза, три направления мысли, в каждом из которых прошлое — это полноценный актор».
Первый — это исторические обрывки, которые в хаотическом порядке формируют временные наслоения. На строительную сетку выведены элементы разных архитектурных стилей, связанных с историей места и самим зданием, как прошлым, так и будущим. Здесь есть признаки и дококоревской, и даже допетровской Москвы. Можно разглядеть элементы, отсылающие к иконописи. С другой стороны, в эскизе есть палладианские черты с арками и балюстрадами. У подворья было много отсылок к классике: несмотря на то что это здание XIX века, там есть и сталепрокат, и ковка.
![Фото: АЛЕКСАНДР ДАШЕВСКИЙ](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/65/347149874617659.jpeg)
В советское время появилась надстройка с большими, уже модернистскими окнами. В этом эскизе есть и интерьеры будущего дома, так что все вместе они образуют непрерывную структуру: получается фантастическое сооружение, где интерьер частично вывернут на фасад, а наследие, современность и будущее равноправны и соприсутствуют.
«Во втором эскизе, — отмечает Дашевский, — я использовал три фигуры знаменитых постояльцев: Репина, Толстого и Поленова. Я изобразил их в виде силуэтов, на фоне которых новым слоем располагались фрагменты жизни наших современников и их быта: питомцы, телефоны, кроссовки, дети, фрагменты рук, глаз, одежды. Наше время комфортно занимает пространство, заданное силуэтами и тенями звезд ушедшей эпохи».
![Фото: АЛЕКСАНДР ДАШЕВСКИЙ](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/12/347149874565120.jpeg)
Третий эскиз более текстуальный, отсылающий к концептуалистской традиции. Художник хотел, чтобы на фасаде располагались цитаты, связанные с домом и ощущением «своего места», из наследия великих постояльцев Кокоревского подворья. Много такого, например, у Чайковского. И чтобы на всю ширину располагалась бегущая строка с новостями из газеты XIX века, где впервые было написано о подворье. Любопытно, что многие из этих «ньюс» полуторавековой выдержки могли бы сойти за современные.
![Фото: АЛЕКСАНДР ДАШЕВСКИЙ](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/79/347149874531796.jpeg)
«Hutton выбрал первую, архитектурную концепцию, в которой происходит магическое удвоение: здание находится на здании, история, вписанная в прошлое и будущее, формирует настоящее, новый обитатель оказывается в гулких временных тоннелях. Это такой лабиринт, который позволяет человеку перемещаться и выбирать свое место в истории», — говорит Александр Дашевский.
Арка станет символом будущей архитектуры комплекса и объединит две части фасада в один ансамбль. У Дашевского она связывает множество времен, напоминая таинственные пространства из графических листов Пиранези и Маурица Эшера, а монохромность изображения создает единый проект будущего. Культурные слои в работе Александра Дашевского, с одной стороны, имеют тематическую связку со временем, с другой — вневременной охват. «Арки времени» — это пример сохранения наследия в современной городской среде и художественный портал, в котором, словно через замочную скважину, появляется возможность наблюдать за процессом создания будущего проекта DUO, прогуливаясь по московской набережной.
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/92/347149874866927.jpeg)