Не сажайте миллениала на цепь: как создать идеальный офис для поколения Y
Кто решил, что офис должен быть маленькой душной комнатушкой или безграничным оупенспейсом, разделенным ширмами? Почти половину своего времени мы проводим на работе, и тем важнее, чтобы у нас было удобное рабочее пространство, в котором мы могли бы не только трудиться от рассвета до заката, но и привести мысли в порядок. Бизнес-эксперты уверены, что неформальность рабочей культуры и наличие разноплановых зон поможет сотрудникам работать продуктивнее и создавать прорывные проекты. Поэтому в России, как и во всем мире, набирает обороты новый тренд: крупные компании пересматривают традиционный подход к формированию офисного пространства, а то и вовсе пересаживают целые отделы в коворкинги. Во многом, чтобы удержать представителей поколения Y.
Количество трудовых ресурсов в России сокращается ежегодно: с 2007-го по 2019 год численность населения трудоспособного возраста снизилась на 15%. По состоянию на 2019-й около 43% в этой категории — миллениалы, и именно они становятся главным драйвером экономического роста. Как раз за их внимание сегодня приходится конкурировать работодателям.
Но как заманить миллениалов в офис, если материальные стимулы действуют на них гораздо слабее, чем на представителей старшего поколения? Исследование PWC показало, что ключевым фактором при выборе компании для поколения Y становится рабочая среда. В такой ситуации правильно организованное пространство с максимальными возможностями для работы и отдыха становится мощным козырем в борьбе за новые кадры.
Рабочее место — это условность
Призыв автора книги «Kids These Days: Human Capital and the Making of Millennials» Малкольма Харриса «не сажать миллениала на цепь» звучит громко, но соответствует действительности: большинство молодых людей на подсознательном уровне воспринимает рабочий стол как кандалы. «Для них гораздо комфортнее не иметь закрепленного рабочего места (хотя куда же они будут ставить рамки с фотографиями и ракушки, привезенные с Бали или Дахаба?), — утверждает вице-президент исследовательской компании Exponential Брайан Мелмед, — а работать на пуфике в переговорной или конференц-зале».
Сегодня к Харрису прислушиваются не только на Западе, но и в России: за переустройство офисов взялись, например, в QIWI Банке, Skyeng и Рокетбанке. Все три проекта реализовала компания «Делатели.Офисов», в портфолио которой также — лофт «Телескоп» на дизайн-заводе «Флакон» и пространство коворкинга Collider.
«Рабочие места в Collider — это условность, — объясняет директор компании "Делатели.Офисов" Павел Мельников. — Арендатор снимает для сотрудников определенный метраж (скажем, 10 кв. м), но при этом сотрудник может работать в любой зоне пространства: в традиционной офисной, переговорной, воспользоваться диванами в лаунже, мягкими подушками в амфитеатре, столиком в баре или даже ковриком в комнате для медитаций. Я сторонник идеи офиса Google, где можно и посидеть за столом, и полежать на диване, и подремать в комнате для медитаций, и даже покурить кальян». Еще больше миллениалам для работы подошла бы залитая солнцем зеленая лужайка в парке или открытая терраса с креслом-качалкой, однако такие варианты малореальны в недружелюбном московском климате, когда количество солнечных дней в году колеблется в среднем от 15 до 25.
Однако, несмотря на тягу к социализации и постоянному общению с себе подобными, миллениалам для продуктивной работы периодически требуется «убежище», в котором они могли бы отгородиться от рабочего гула. Для этих целей в офисах крупных компаний устанавливают кресла с мощными боковинами или специальные кабинки со звукопоглощающими стенками.
Все и сразу
Для поколения Y не характерно четкое разделение времени на работу и отдых — все сферы жизни у его представителей существуют в органичном симбиотическом балансе. «Им важно не тратить время на долгие перемещения по городу и жить при этом полноценной жизнью, — комментирует Брайан Мелмед. — Поэтому для них идеально иметь в офисе или рядом с ним фитнес-клуб, тренажерный зал или йога-студию, кафе с качественной и здоровой едой, места для отдыха и общения, чтобы можно было отвлечься от рабочей рутины».
Обеспечив сотрудникам такие возможности, работодатель получает максимум лояльности при небольшом уровне затрат. Просторная переговорная может превращаться по утрам и вечерам в зал для йоги или пилатеса, а офисная кухня — в место для проведения кулинарных мастер-классов или совместной готовки панкейков. Согласно Harvard Business Review, люди, трудящиеся в таких пространствах, ценят свое рабочее место выше, чем те, кто работает в традиционных офисах. Особо они отмечают повышенную вовлеченность в процесс, больший контроль над собственными обязанностями и высокий уровень социализации.
Кроме того, миллениалы гораздо чаще задумываются о своем здоровье. Поэтому вместо автоматов со сладкой газировкой и шоколадными батончиками в офисах и коворкингах теперь устанавливают вендинговые аппараты со «здоровыми» снеками и протеиновыми батончиками. Новое поколение работников особо оценит технологичность рабочего пространства.
«Неотъемлемая часть офиса для миллениалов — новые технологии, которые мои партнеры интегрировали в рабочее пространство, — говорит Павел Мельников. — На территории Collider работает мобильное приложение, которое позволяет комфортно себя чувствовать на рабочем месте: заказывать кофе, кальян, чай. Скоро с его помощью можно будет даже заказывать пропуск на автомобиль, открывать различные двери и прочее. То есть взаимодействие с офисом происходит путем нажатия кнопки, и не нужно куда-то идти и кого-то просить».
Любовь на расстоянии
Миллениалы стремятся самостоятельно распоряжаться своим временем, и с каждым годом растет количество сотрудников, желающих работать по гибкому графику или удаленно. С одной стороны, это неплохо: компания экономит немало средств на электричестве, аренде площадей, мебели и компьютерах, так как сотрудники никогда не собираются в полном составе. С другой — формат командной работы в офисе обеспечивает больше возможностей, чем групповые видеоконференции или Skype-коллы. Подтверждение этому прозвучало, например, на конференции Business & Design Dialogue и на панельных дискуссиях проекта LifeStyle Y в рамках выставки «АРХ Москва». Спикеры единодушно сошлись на том, что с офисной работой сейчас соперничают коворкинги, а не полная «удаленка» на дому.
Руководителям же не стоит перебарщивать с тотальным контролем и больше доверять своим сотрудникам. Ведь больше всего миллениалы ценят доверие и дружескую атмосферу в офисе.
Пять необычных офисов мира
Airbnb (Сан-Франциско, США)
В Airbnb настолько гордятся своим головным офисом, что даже водят по нему экскурсии (заказать тур можно прямо в мобильном приложении для аренды жилья). Посетителям покажут рабочие пространства, оформленные в стиле реальных квартир, которые сдаются на Airbnb, и расскажут историю компании. А тех, кто останется на ночь, еще и ужином накормят.
Etsy (Нью-Йорк, США)
Etsy — онлайн-площадка, где миллионы людей могут продавать и покупать вещи ручной работы или винтаж. Ее создатели смогли объединить на своем сайте такое количество единомышленников, что при выходе компании на IPO в 2015 году ее оценили в $2 млрд.
О страсти создателей Etsy к хендмейду в штаб-квартире компании говорит если не все, то многое: офисные помещения напоминают мастерские ремесленников, повсюду разложены мотки пряжи, ножницы и различные инструменты. Одно из самых заметных мест офиса — зеленая библиотека, которую используют для совещаний и брифингов.
Nike (Нью-Йорк, США)
Да, там есть огромный «свуш», но увидеть его можно разве что из окон манхэттенских небоскребов, возвышающихся по соседству: в форме логотипа Nike высажены суккуленты на открытой веранде шестого этажа. А на втором этаже припаркован минивен 1960 годов, который сотрудники нередко используют как переговорную.
На стенах нью-йоркского офиса развешаны изображения бестселлеров бренда, столовую же украшает мозаика с Майклом Джорданом. В комнатах — мебель на колесах, чтобы сотрудники легко могли перемещаться, формируя рабочие группы. Ну или баскетбольные команды: площадка на 400 зрительских мест здесь тоже присутствует.
Bahnhof (Стокгольм, Швеция)
Руководство шведского интернет-провайдера Bahnhof решило разместить свой дата-центр в бывшем бомбоубежище на глубине 30 м. За реализацию этого крайне непростого проекта взялась студия Albert France-Lanord Architects.
Помимо многочисленных серверов интернет-провайдера, в бункере расположились офисные помещения с фонтанами и вертикальными садами.
Selgas Cano Architecture (Мадрид, Испания)
Уникальный офис небольшого архитектурного бюро расположился в лесу неподалеку от Мадрида. Архитекторы хотели, чтобы у них всегда было много солнечного света — отсюда стены из закаленного стекла. Нижняя часть здания погружена в землю, что создает у сотрудников ощущение единения с природой.