Кабинет или оупенспейс: какая офисная планировка способствует общению
Итан Бернштайн из Гарвардской школы бизнеса и Стефан Турбан из Гарвардского университета выяснили, что оупенспейсы негативно влияют на личные отношения между сотрудниками.
Компании все чаще стараются избавиться от стен и дверей, выстраивая планировку так, чтобы в офисе ощущалась атмосфера корпоративного единения. К сожалению, такой метод организации рабочего пространства лишь отвращает сотрудников от контактов с глазу на глаз. Вместо живого общения они предпочитают переписываться по электронной почте или в мессенджерах.
Исследование основано на анализе работы анонимной компании, которую авторы описывают как «мультинациональная организация из рейтинга Fortune 500». Компания устроила «борьбу со стенами», полностью перестроив рабочее пространство под оупенспейс.
Бернштейн и Турбан попросили ее сотрудников носить особую социометрическую карточку в течение трех недель до ремонта в офисе и еще три недели после. В карточке были встроены датчики, которые записывали случаи личных контактов сотрудников компании с коллегами, их передвижения по офису и участие в групповых беседах.
В результате гарвардские студенты обнаружили, что после редизайна рабочего пространства люди стали тратить на 72% меньше времени на разговоры с глазу на глаз. Зато активность в обмене сообщениями в мессенджерах и почте возросла на 67 и 56% соответственно.
«Используя данные переносных устройств и серверов электронной связи, мы эмпирически исследовали влияние архитектуры открытых офисных пространств на общение между сотрудниками. Вопреки распространенному мнению, объем личных взаимодействий значительно снизился, в то время как объем электронного взаимодействия повысился», — говорится в докладе.
Оупенспейсы стали чрезвычайно популярны в последние десятилетия, хотя такую организацию пространства часто осуждают, поскольку сотрудникам тяжело сконцентрироваться на выполнении задач. Например, исследование Оклендского технологического университета в 2016 году показало, что обитатели оупенспейсов ведут себя друг с другом закрыто и недружелюбно. Также утверждалось, что работникам, которые делят кабинет с одним или двумя коллегами, легче дается общение в офисе. То же самое касается сотрудников, которые работают удаленно.
Бернштейн и Турбан уверены, что подготовили первый доклад, содержащий эмпирический подход к оценке влияния открытых офисов на взаимоотношения работников. По их словам, он лучше проясняет ситуацию, чем опросы и наблюдения.
По словам гарвардских студентов, организации в стремлении расширить рабочие отношения путем трансформации офисов в открытые помещения с минимальными пространственными границами добиваются обратного эффекта, заставляя сотрудников отказываться от прямых контактов с коллегами, которые и без того находятся слишком близко.
У оупенспейсов все же есть небольшой шанс: чтобы такая архитектурная схема функционировала, необходимо подбирать офисную мебель, которая обеспечит четко разграниченные пространства для совместного сотрудничества и не помешает фокусироваться на задачах.