Стиль
Впечатления Каир-2025: фильмы про эмиграцию, феминизм и анорексию
Впечатления

Каир-2025: фильмы про эмиграцию, феминизм и анорексию

Кадр из мультфильма «Смерти не существует»
Кадр из мультфильма «Смерти не существует»
Какие темы волнуют режиссеров и зрителей на Каирском кинофестивале, рассказывает кинокритик Стас Тыркин

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

В конкурсе Каирского кинофестиваля показали полнометражный французский мультфильм «Смерти не существует» (Death Does Not Exist) Феликса Дюфур-Лаперрьера, ранее показанный в каннском «Двухнедельнике режиссеров». Его героиня, член некоей антибуржуазно настроенной партизанской группы, после неудачной перестрелки с идеологическими врагами, а также встречи с самой собой в детстве и старости, оказывается перед необходимостью переоценки своих «левых» убеждений. Обозрев с метафизических высот последствия своих действий, она убеждается в том, что ни к чему хорошему они не привели, — как и все социальные революции, продиктованные жаждой справедливости и борьбой за все хорошее против всего плохого. И ей гораздо больше по душе мелкобуржуазный тепленький уголок, а не вся эта чертовщина с мультипликационной жестью, смертями и перерождениями, на которые ее толкает философски настроенный режиссер.

Кадр из мультфильма «Смерти не существует»
Кадр из мультфильма «Смерти не существует»

Альтернативный подход к революционной деятельности предлагает демонстрируемое в Каире вне конкурса швейцарское «Молчаливое восстание» (Silent Rebellion) Мари-Эльзы Сгуальдо (премьера фильма состоялась в одной из венецианских программ). События 1943 года предъявлены с точки зрения сегодняшнего дня и сегодняшней «новой этики». Главная героиня, 15-летняя Эльза, готовится получить приз как самая добропорядочная девушка своего буколического селения. Чего не знает строгая деревенская комиссия по протестантской этике, так это того, что Эльза забеременела после похода в горы с заезжим молодым журналистом (сейчас бы это квалифицировали как date rape, изнасилование на свидании) и уже не вполне соответствует строгим критериям добропорядочности. Но Эльзу больше не вдохновляет приз в виде набора постельного белья в качестве приданого: швейцарские протестанты скомпрометировали себя в ее глазах тем, что поддержали высылку в концлагеря французских евреев, схваченных фашистами при переходе границы. Так начинается ее молчаливое сопротивление тогдашним патриархальным порядкам и нравам.

Чувствуется, как прогрессивная «режиссерка», как куклой, управляет своей героиней: вот она бросает хорошего парня, женившегося на ней, чтобы спасти ее «честь», и полюбившего как родного ее сына, вот отправляется в город зарабатывать трудовую копейку на фабрике, вот надменно смотрит на нас в финале, вся такая гордая и освобожденная.

Кадр из фильма «Молчаливое восстание»
Кадр из фильма «Молчаливое восстание»

Показанный в основном конкурсе бельгийский «Безмолвный бег» (The Silent Run) Марты Бергман продолжает тему незаконной миграции, ничего не добавляя к ней ни с содержательной, ни с формальной точки зрения. В центре — злоключения молодой семьи сирийских беженцев, с двухлетней девочкой, решивших попытать счастья в Британии. Но путь в эту землю обетованную лежит, например, через Бельгию, где автобусов с нелегалами с нетерпением ждут по ночам полицейский Ридуан и его бравые коллеги, профессионально обезвреживающие все, что движется по направлению к свободе. Но как быть, когда доведенные до отчаяния нелегалы выхватывают из рук безутешных родителей малышку и используют ее в качестве проездного?

Те, кто бранит «Голос Хинд Раджаб» за манипулирование аудиторией, должны открыть для себя «Безмолвный бег», чье французское название L'Enfant bélier намекает на жертвоприношение агнца. Сам очевидный мигрант в прошлом, Ридуан переживает муки совести, ибо случайно стал причиной гибели ребенка, но не может не пойти на поводу системы, защищающей саму себя. Родителям же девочки сам бельгийский премьер-министр делает предложение, от которого они не в силах отказаться.

Каир-2025: фильмы про Газу, гинкго билоба и побег от авторитаризма

Кадр из фильма «Безмолвный бег»
Кадр из фильма «Безмолвный бег»

Интерес к теме мигрантов восстанавливают показанные в международной панораме (а ранее в «Панораме» берлинской) документальные «Письма с Волчьей улицы» (Letters from Wolf Street). Поначалу фильм кажется прелестным признанием в любви варшавской улице, на которой живет индийский режиссер-эмигрант Арджун Талвар. Он переехал сюда под влиянием старого польского кино — действительно замечательного, и вот теперь при помощи камеры старается нащупать и передать обаяние, свойственное не только польским фильмам, но и реальности, которую они отражали: немного печальной, немного смешной.

Но «ми-ми-ми» не выходит: индиец живет в Польше уже десять лет, великолепно говорит на очень сложном для него языке, однако до сих пор не вписался в здешнюю жизнь, и не факт, что когда-нибудь впишется. По сути, при помощи камеры он пытается сделать то, что ему до сих пор не удавалось — познакомиться и как-то расположить к себе представителей очень закрытой нации, как они сами себя характеризуют. Фильм исподволь демонстрирует бытовую ксенофобию «простых поляков», не расположенных даже к бродячим оркестрам из близлежащей Румынии и, кажется, нарочно называющих вьетнамские забегаловки китайскими. Близкими по духу людьми режиссеру оказываются такие же, как он, маргиналы-иностранцы — китаянка, сириец, цыган. Последний хоть и прожил всю жизнь в Польше, но тоже не стал «своим» (согласно приведенному в фильме опросу, среди самых ненавидимых в этой стране народов — цыгане и арабы).

Ближе к финалу объясняющийся в любви к Польше режиссер открывает карты: он сохраняет эту любовь вопреки — даже после того, как его избили скинхеды, а его друг и соотечественник, не выдержав такого отношения, покончил с собой. Конечно, у подобного отношения к «чужим» есть свои корни, и индиец честно пытается их понять. Лирическая зарисовка оборачивается исследованием загадочной холодной страны и менталитета людей, ее населяющих, портретом в исполнении «постороннего», мечтающего перестать быть «посторонним».

Кадр из фильма «Письма с Волчьей улицы»
Кадр из фильма «Письма с Волчьей улицы»

В программе «Неделя критики» показали голландскую «Землю тростников» (Reedland) Свена Брессера — типичный дебют, несущий себя слишком серьезно для своего же блага. Помимо долгих кадров дневных и ночных, зимних и летних колыханий указанных в названии растений, в фильме есть утопленная в тростниковой жиже криминальная интрига. В своих тростниковых владениях главный герой, изборожденный морщинами почти библейский старец Йохан, обнаруживает труп полуголой девушки. Йохан и сам иногда заглядывается на виртуальных девушек в интернете, но подобное сочетание Эроса и Танатоса повергает его в глубокое замешательство. Не приняв к сведению предупреждение полиции держаться подальше от этого темного дела, он начинает самодеятельное расследование. Оно приводит Йохана в соседский фермерский дом, владельцы которого отвечают на эти поползновения преследованием его на тракторе.

Аллюзии к творчеству Дэвида Линча не могут не посетить за просмотром этой экзистенциальной драмы, но Линчу, во-первых, был присущ юмор, а во-вторых, экзистенциальность давалась ему легко, без усилий, его всматривание в обычную реальность оборачивалось прозрениями, чего пока не скажешь о новом голландском авторе.

Каир-2025: странные мужчины с металлом в голове

Кадр из фильма «Земля тростников»
Кадр из фильма «Земля тростников»

А над прибывшими из Сан-Себастьяна «Неблагодарными существами» (Ungrateful Beings) словенца Олмо Омерзу витает дух Луки Гуаданьино. Если бы актуальный итальянский режиссер потерял талант, вкус и слух («Неблагодарные существа» заслужили приз за самые деревянные диалоги), то у него могла бы получиться подобная семейная драма о непонимании детей и родителей.

Часть снятого в Чехии и Хорватии фильма разворачивается на адриатическом взморье, где в эконом-режиме отдыхает англоязычный разведенный отец двух чешских детей, но отдых ему и сыну отравляет противная анорексичная дочь. Когда она влюбляется в местного хулигана, к ней, впрочем, возвращается аппетит, но хулиган срывается в бега, будучи в розыске за убийство, и анорексия возвращается к девушке с удвоенной силой. И вновь отступает, когда отец принимается от лица хулигана слать дочери любовные смски. В тот момент, когда воспрявшая духом девица начинает требовать от него интимные фотки, хулиган объявляется собственной персоной, чтобы выманить у отца деньги на эмиграцию. В финале полузабытый по причине всех этих страстей сын-подросток закладывает хорватского хулигана чешской полиции. 

Кадр из фильма «Неблагодарные существа»
Кадр из фильма «Неблагодарные существа»

Иногда сюжеты плохих фильмов настолько увлекательны, что их бывает забавно досмотреть до конца. 

Авторы
Теги
Стас Тыркин