Стиль
Впечатления Раз, два, три, продано: как прошли торги Vladey Russia
Стиль
Впечатления Раз, два, три, продано: как прошли торги Vladey Russia
Впечатления

Раз, два, три, продано: как прошли торги Vladey Russia

Виктор Цой, без названия

Виктор Цой, без названия

В Москве 4 декабря прошли масштабные торги Vladey Russia, которые позволяют говорить о тенденциях и трендах отечественного арт-рынка. По просьбе «РБК Стиль» Александр Быковский рассказывает о целях и результатах аукциона

Общая выручка по итогам прошедших торгов Vladey Russia составила почти €1 млн (сумма и все цены указаны с учетом комиссии в размере 25%). Формат, который сочетает в себе весь срез отечественного искусства — от древних икон до работ начинающих авторов, — Vladey впервые опробовал этим летом. Такое нововведение полностью вписывается в общемировой тренд: аукционы-гиганты Sotheby's и Christie's уже несколько лет назад начали проводить вечерние торги-блокбастеры, в каталогах которых шедевры старых мастеров органично сосуществуют с предметами модной меморабилии вроде кроссовок с автографом Майкла Джордана.

Именно на этот формат ориентируется и основатель Vladey Владимир Овчаренко, активно осваивающий новые направления. В этом году на ярмарке «Арт Москва» под вывеской Vladey Modern он предлагал коллекционерам иконы из собрания Александра Липницкого (часть из них продавалась и в ходе декабрьских торгов). Еще одно новшество — оригиналы художественных работ, с которых в раннесоветские годы печатались киноплакаты. За несколько недель до торгов со всеми лотами можно было ознакомиться на предаукционной выставке на новой площадке Vladey на Неглинной, открывшейся в начале этого года.

По итогам аукциона, который Vladey позиционировал как «главные торги года», своих новых владельцев нашла почти половина из 117 лотов. Примерно такой же показатель продемонстрировали и летние торги, что позволяет говорить об определенной стабильности.

Главным лотом в секции современного искусства стала выполненная акрилом работа «Гребцы» художника и барабанщика группы «Кино» Георгия Гурьянова. Автор по крайней мере трижды возвращался к этому сюжету. Датированный 1998 годом вариант дважды с успехом продавался на Sotheby's: сначала, в 2016 году, за £37,5 тыс. (4,3 млн руб.), а затем, три года спустя, уже за £106,25 тыс. (12,3 млн руб.). На Vladey торговался более поздний вариант, написанный Гурьяновым незадолго до смерти и местами незаконченный. Его репродукция украшает собой обложку посвященной Гурьянову монографии скончавшегося недавно историка-искусствоведа Аркадия Ипполитова. Лот ушел с молотка за €118,75 тыс. (11,8 млн руб.).

Георгий Гурьянов, «Гребцы»

Георгий Гурьянов, «Гребцы»

Еще один топ-лот Vladey Russia — работа живого классика соц-арта Бориса Орлова. Цена на его «Бюст в триумфальном стиле» в считаные минуты совершила прыжок от старта в €50 тыс. (4,9 млн руб.) до итоговой отметки €106, 25 тыс. (10,6 млн руб.). Такой рост объясняется музейным уровнем произведения, которое относится к серии работ, представленных в крупнейших отечественных собраниях, включая Третьяковскую галерею. Сыграл свою роль и тот факт, что ретроспектива художника до 31 января следующего года проходит в Stella Art Foundation (выставочную площадку Орлов делит с Сергеем Шеховцовым).

Борис Орлов, «Бюст в триумфальном стиле»

Борис Орлов, «Бюст в триумфальном стиле»

Недавние или текущие выставки — это всегда плюс для аукционистов. В этом году Sotheby's и Christie's специально придержали несколько выдающихся абстракций Марка Ротко для октябрьских торгов, чтобы они совпали с открытием масштабной выставки художника в Louis Vuitton Foundation. Этот же тренд прослеживался и на Vladey Russia. Две работы Вовы Перкина, чья ретроспектива недавно прошла в Московском музее современного искусства, нашли своих покупателей за €10 тыс. (995 тыс. руб.) и €4375 (435 тыс. руб.). За €8750 (870,3 тыс. руб.) был продан выполненный в уникальной технике «Деревянный голландский портрет номер 9» Нестора Энгельке, работы которого Владимир Овчаренко совсем недавно показывал в своей галерее на «Винзаводе». Из пяти выставленных на продажу работ Владислава Мамышева-Монро ушла только одна — сет из 11 фотографий из проекта «Жизнь замечательных Монро» (€25 тыс.). Снимок художника в образе Мэрилин Монро из этого сета сейчас висит в Еврейском музее на выставке «Энди Уорхол и русское искусство». Исключением из общего правила стала лишь работа Андрея Филиппова, чей холст «Гол как сокол», оцененный в €8–12 тыс., остался непроданным, даже несмотря на недавнюю выставку художника в фонде культуры «Екатерина».

Нестор Энгельке, «Деревянный голландский портрет номер 9»

Нестор Энгельке, «Деревянный голландский портрет номер 9»

Еще одно аукционное правило, о котором очень любят вспоминать организаторы Vladey Russia, — это так называемое правило ровных ставок. Заключается оно в том, что, как только ставка на лот достигает круглой отметки (10 тыс. или 100 тыс. руб.), перебить ее становится эмоционально сложнее. Действенность этого принципа на прошедших торгах доказали сразу несколько лотов. Например, борьба за редкий рисунок Виктора Цоя, начавшаяся с €6 тыс. (596,8 тыс. руб.), шла очень бодро, но на ставке €10 тыс. (995 тыс. руб.) резко затормозила. Ровно такая же ситуация произошла с фотографией Всеволода Тарасевича «Поединок». Итоговая цена каждого из этих двух лотов составила €12,5 тыс. (1,2 млн руб.) с учетом комиссии.

Случай и состав участников аукциона — тоже крайне важные факторы в успехе любого аукциона. Летом на Vladey Russia рисунок Александра Дейнеки «Боксеры» превысил свой эстимейт почти в восемь раз. Сейчас повторить такой скачок не удалось: похожий лист из этой же серии ушел строго в рамках оценочной стоимости за €12 тыс. В плане настроения очень важную роль играет сюжет и колористика работы. Яркие и жизнеутверждающие работы Вовы Перкина купили очень быстро, а шедшие вслед за ними моментально узнаваемые, но несколько мрачноватые полотна Рината Волигамси остались непроданными.

Александр Дейнека, «Боксеры»

Александр Дейнека, «Боксеры»

Символично и то, что в секции советской фотографии, которая была представлена оригинальными отпечатками классиков, топ-лотом стал вдвое превысивший свой эстимейт легендарный снимок Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом» (€13,75 тыс., или 1,4 млн руб.). Среди лотов из коллекции оригиналов плакатов к популярным отечественным и зарубежным фильмам 1920–1930-х годов, которые были впервые представлены на Vladey, фаворитом стала работа Анатолия Бельского под названием «Родина зовет» (€18,75 тыс., или 1,9 млн руб.).

Анатолий Бельский, «Родина зовет»

Анатолий Бельский, «Родина зовет»

В позиционировании своих вечерних торгов, которые планируется и дальше проводить дважды в год, команда Vladey делает особый акцент на качество экспертизы и проверенный провенанс отобранных лотов. В первую очередь эти слова можно отнести к продававшимся 4 декабря иконам из коллекции сооснователя рок-группы «Звуки Му» Александра Липницкого. Все они тщательно задокументированы и обладают богатой выставочной историей. Самым дорогим лотом в этой подборке стала икона «Святая Троица (Гостеприимство Авраама) с бытием» первой четверти XVIII века. Она ушла с молотка за €112,5 тыс. (11,2 млн руб.).

«Святая Троица», Галич, первая четверть XVIII века

«Святая Троица», Галич, первая четверть XVIII века

В целом торги продемонстрировали неплохой для рынка отечественного искусства результат, а новый аукционный формат за год уже успел себя оправдать и зарекомендовать. Владимир Овчаренко признает, что если в секции Vladey Modern запросы покупателей и продавцов совпадают не всегда, то современное искусство сегодня в тренде, а на рынке присутствуют много художников и коллекционеров. По словам аукциониста, это позволяет надеяться на взрывной рост этого сегмента в будущем, но многое продолжает зависеть от политической ситуации в стране и мире.

9 декабря аукционный дом Vladey проведет благотворительный аукцион в поддержку художника Валерия Чтака. Среди представленных работ окажутся произведения Сергея Браткова, Владимира Дубосарского, Дмитрия Аске, Олега Кулика, группы ППСС (Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски), Дмитрия Гутова, Кирилла Лебедева (Кто) и многих других современных художников.