Стиль
Впечатления Заводы, поля и воздушные замки: культурная афиша июля
Стиль
Впечатления Заводы, поля и воздушные замки: культурная афиша июля
Впечатления

Заводы, поля и воздушные замки: культурная афиша июля

Заводы, поля и воздушные замки: культурная афиша июля
Театральные и музыкальные фестивали в полях, карнавал искусства и искусство карнавала, а также Джейн Биркин глазами ее собственной дочери — вот каким будет этот культурный июль

«Сенокос-2022»

16–17 июля
Суздаль

Пока в Суздале будут отмечать ежегодный Праздник огурца, в сообществе «Мира» посвятят выходные хореографической и театральной лаборатории под названием «Сенокос». Будет и спектакль на рассвете у реки («Голая»), и четыре акта «Лебединого озера», разнесенные по всему городу и предлагающие оказаться на берегу реки, в лесу, в овраге и даже на колокольне. Так лаборатория «Мира» продолжает менять ландшафты и контексты и вместе с тем делать лето незабываемым. Здесь это умеют хорошо, а «Сенокос» — новое тому подтверждение.

Фото: myra.ru

Фестиваль Sound Up Forte

14 июля
ДК «Рассвет»

Фестиваль Sound Up продолжает свой разговор о музыке, каждый эпизод которого становится совсем не похожим на предыдущий или последующий. На этот раз в центре внимания окажутся фортепианные диалоги, которые будут вести пианисты Михаил Дубов, Владимир Иванов-Ракиевский, Полина Осетинская и Елена Мойсеенко. Разбившись на пары, они исполнят произведения Брамса, Шопена, Рахманинова, Шостаковича, Кейджа, Адамса, Сильвестрова, Райха, Десятникова и других композиторов, всегда остававшихся в контексте своего времени. Каким оно выглядит из сегодняшнего дня, сможет задуматься каждый из присутствующих в зале.

Фото: пресс-служба

Театральный фестиваль «Толстой»

8–10 июля
Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Каждый год театры и их зрители отменяют московские дела, чтобы на выходные отправиться в «Ясную Поляну» и попробовать пожить той самой «толстовской» жизнью. Яблоневые сады, тропинки, дорожки, поля — все они становятся соучастниками происходящего здесь действа. В этом году темой фестиваля стало детство. Разумеется, неслучайно: 170 лет назад опубликовали одноименную повесть Льва Толстого. Однако на этот год пришелся и другой семейный юбилей. 160 лет назад состоялось венчание писателя с Софьей Берс, после которого началась его семейная жизнь в усадьбе. Размышления на тему привезут самые разные театры, а среди постановок окажутся и ломающие «четвертую стену» променады, и традиционные спектакли большой формы. К примеру, театр имени Вахтангова покажет «Войну и мир» Римаса Туминаса на выстроенной посреди поля сцене под открытым небом. На этот раз у фестиваля есть и отдельная музыкальная программа, за которую отвечает композитор Виктор Осадчев, размышляющий о детстве, юношестве и усадебных забавах в сочинениях, написанных специально для этих июльских дней.

«Война и мир», реж. Римас Туминас. Екатерина Крамзина — Марья Болконская и Юрий Поляк — Андрей Болконский
«Война и мир», реж. Римас Туминас. Екатерина Крамзина — Марья Болконская и Юрий Поляк — Андрей Болконский

«Выкса-фестиваль»

8–10 июля
Выкса

Жители Выксы продолжают жить современным искусством и новой культурой в самых разных их проявлениях, а «Выкса-фестиваль» даже ввел в обиход термин «выксунизация». На практике это означает, что все проекты и затеи связаны с городом и его пространством самым прямым образом. Выступление группы Shortparis, допустим, пройдет в местном автопарке, а группа СБПЧ предложит присоединиться к концерту хору горожан и даже выксунским кузнецам. В другой раз зрителям и вовсе предложат убедиться в местном гостеприимстве и пройтись по домам, где будут поджидать полные яств столы и самые разные истории. Иными словами, фестиваль всеми силами стремится объединить искусство и жизнь, и каждый год приводит все новые примеры таких хитросплетений, возможных в прямом смысле слова только здесь и сейчас. Напоминание о ценности момента, о силе слова и дела — вот что такое «Выкса-фестиваль», раньше известный многим как «Арт-овраг».

Фото: vyksafest.com

«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»

28 июня — 30 октября
ГМИИ имени А.С. Пушкина

Новая выставка Пушкинского музея — своего рода приглашение в дом промышленников Морозовых, не собиравшихся скрывать свою страсть к современному искусству. Коллекции Михаила и Ивана отражают их склонности и черты характера, а произведения искусства, как водится, находятся на острие момента. Иван Морозов на взгляд современников мог показаться человеком передовых взглядов, впрочем, именно таким он и был, не боясь покупок для своего времени неожиданных, а в чем-то, возможно, и спорных. Стараниями Морозова сегодня мы можем увидеть в одном месте и в одно время (как когда-то под сводами его собственного дома) произведения Сислея, Писсарро, Ренуара, Моне, Гогена, Матисса, Пикассо и многих-многих других европейских художников, к которым присоединяется целая плеяда русских мастеров, среди которых встретятся имена Васнецова и Коровина, Левитана и Шагала, Кустодиева и Серова.

Фото: theartsmuseum

«Джейн глазами Шарлотты»

В прокате с 7 июля

Когда-то (в 1987 году) мы получили возможность взглянуть на Джейн Биркин глазами Аньес Варды, не менее известной миру под нежным прозвищем «бабушка новой волны». Тот фильм так и назывался: «Джейн Б. глазами Аньес В.», сразу давая понять, что это история не про объективность, а про настоящую жизнь певицы и актрисы: сумбурную и очень притягательную. Чуть больше трех десятилетий спустя с Джейн Биркин снова рисуют кинематографический портрет, на этот раз режиссерской кистью ее собственной дочери Шарлотты Генсбур, так что этот разговор оказывается беседой на тему «отцов и детей» как в переносном, так и в самом прямом смысле слова, ведь о Серже Генсбуре речь тоже зайдет. Что думает улыбавшаяся с десятков постеров и афиш девушка о жизни и смерти, чему радуется, а о чем грустит, почему не способна выкинуть ни одну вещь из дома. Камера Шарлотты Генсбур ловит не только сказанное, но и все, что остается между, а заодно — саму себя.

Постер фильма «Джейн глазами Шарлотты»
Постер фильма «Джейн глазами Шарлотты»

Фестиваль Chess & Jazz

30–31 июля
Сад «Эрмитаж»

Шахматно-джазовый фестиваль в саду «Эрмитаж» на два года оказался поставлен на вынужденную пандемийную паузу, теперь же возвращается с привычным размахом. Одним из его хедлайнеров станет Леонид Агутин, который напомнит, как ярко умеет греметь небо фиолетовым дождем и что там происходит на сиреневой луне. Ну, а на газонах привычно растянутся пледы, с которых наблюдать за происходящим будут сотни глаз.

Фото: chessandjazz

Lights Out

До 1 августа
пространство Lobby

Персональная выставка художницы Оли Австрейх пестрит яркими красками: свечи горят, парики накрахмалены, наряды пышны, а бал в полном разгаре. Однако стоит присмотреться, как тут же становится ясно, что гости этого праздника уже не в силах скрывать свое звериное нутро. Когти прорываются сквозь атлас, занавес, а вместе с ним и люстра, падает, манеры забыты. Отразить это двоемирие, то и дело отзывающееся в зрителях короткими уколами узнавания, художнице помогли размышления о событиях последних месяцев и вечные сюжеты об оборотнях в обличии людей. Все это превращается в картинах Австрейх в абсурдистскую сказку: казалось бы, сюжет ее сладок как свежеиспеченный торт, но пугает он не меньше ночных кошмаров.

Оля Австрейх, Cherry On Top
Оля Австрейх, Cherry On Top

«О природе», «Нет никого справедливей смерти»

7, 8 июля
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Премьерный вечер одноактных балетов «О природе» и «Нет никого справедливей смерти» продолжает традицию Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко являть миры современных хореографов, заключенных в емкую, но красноречивую форму. Судьба постановки «О природе» не совсем привычна и обычна. Спектакль был задуман во время съемок сериала Евгения Сангаджиева «Балет» и в каком-то смысле переместился с экранов в жизнь. «Нет никого справедливей смерти», в свою очередь, оказывается посвящен размышлениям о вечном: как сильно мы боимся смерти, куда, зачем и в чьей компании готовы попытаться от нее убежать?

Репетиция
Репетиция

«B-Movie. Шум и ярость в Западном Берлине»

Beat Film Festival

Фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival вовлек в нынешнюю свою программу хиты прошлых лет, среди которых история «B-Movie. Шум и ярость в Западном Берлине» занимает особое место. Извечный «солдаут» на этот фильм понять легко. В кадре снятый на пленку Западный Берлин, где дни и ночи напролет веселятся, работают и снова веселятся музыканты, артисты и другие герои современности. Неуемный Ник Кейв, неизменно неземная Тильда Суинтон, их друзья и таинственные незнакомцы — все они проводят время в Берлине 1980-х, пока еще разделенном стеной, но молниеносно отзывающемся на повестку.

Постер фильма «B-Movie. Шум и ярость в Западном Берлине»
Постер фильма «B-Movie. Шум и ярость в Западном Берлине»

«Продукты 24»

Каро «Октябрь», Каро 11 «Охта»

Полнометражный режиссерский дебют Михаила Бородина участвовал в программе Берлинского кинофестиваля, а теперь возвращается в Москву и Петербург в виде серии специальных показов. Сюжет этого фильма полон правдивой горечи: это основанная на реальных событиях история о том, как где-то на окраине Москвы в продуктовом магазине работают и живут люди, у которых нет ни документов, ни денег, ни сил на побег. Героиня по имени Мухаббат оказывается в каком-то смысле исключением. Она решает вырваться из этого мира бесчестья и бесправия, но путь ей предстоит пройти долгий и тернистый.

Постер фильма
Постер фильма

«Кубрик о Кубрике»

«Поле»

Еще один фильм из программы Beat Film Festival, приоткрывающий дверь в голову Стенли Кубрика. Режиссер, как известно, в общество не только не стремился, но всячески избегал любых бесед с журналистами, требовавшими рассказывать о замыслах и объяснять их. Однако кинокритик Мишель Симан с Кубриком встречался и беседовал далеко не раз. Именно эти материалы и стали основой для фильма Грегори Монро, который оказывается редкой возможностью узнать, услышать и попытаться понять режиссера. Кстати, предварит показ премьера нового выпуска подкаста «Музы», где речь заходит о взаимоотношениях творцов и тех, кто вдохновлял их на новые свершения в мире искусства.

Постер фильма «Кубрик о Кубрике»
Постер фильма «Кубрик о Кубрике»

Концерт Banvivan

7 июля
«Урбан»

Музыкант, артист, режиссер Игорь Титов всей своей жизнью в искусстве доказывает, что не обязательно заниматься лишь чем-то одним, если душа просит множественных воплощений. Новый тому пример — презентация недавно вышедшего альбома «Отошел» его группы Banvivan. Кто отошел, куда, зачем и при каких именно обстоятельствах, можно будет выяснить на концерте, сам же музыкант считает, что «совершенно случайно в этом альбоме случился нарратив, развитие персонажа, лирического героя. Первая строчка альбома — «от болезней мысли лезли», и дальше мы понимаем, что весь альбом — это, в общем-то, именно те мысли, которые «лезли от болезни».