Стиль
Впечатления Как артисты Мастерской Петра Фоменко оказались в Москве 1970-х
Стиль
Впечатления Как артисты Мастерской Петра Фоменко оказались в Москве 1970-х
Промо

Как артисты Мастерской Петра Фоменко оказались в Москве 1970-х

Фото: пресс-служба
1 января на экраны выйдет мелодрама «Портрет незнакомца», сюжет которой родился в Мастерской Петра Фоменко, причем в фильме задействованы исключительно актеры театра. Режиссером картины выступил Сергей Осипьян, а генеральным спонсором — банк ВТБ

Действие фильма «Портрет незнакомца» разворачивается в Москве в 1974 году. В основе сюжета лежит история незадачливого актера, который знакомится с популярным писателем. Встреча переворачивает его спокойную жизнь с ног на голову — отныне в ней царствуют богема, валютные проститутки, сотрудники КГБ и агенты ЦРУ.

Впервые эта история была рассказана в 2016 году на сцене Мастерской Петра Фоменко, когда артисты Юрий Буторин и Владимир Топцов поставили спектакль «Тополя» по мотивам рассказов Александра Вампилова. Часть действия демонстрировалась на заднике сцены как кино. Герои спектакля взаимодействовали с персонажами на экране: выходили на сцену и «уходили» обратно на экран. За киночасть «Тополей» отвечал режиссер Сергей Осипьян, который уже давно дружит с труппой Мастерской Петра Фоменко. Эта небольшая часть спектакля в итоге стала толчком для создания фильма. «Артисты с таким удовольствием играли в этом крошечном фильме, который должен был стать частью спектакля, что на волне этого энтузиазма, совместного кинотворчества и родилась идея полнометражной картины», — вспоминает режиссер.

Начался поиск материала. «Мы сразу отмели идею экранизации спектаклей, потому что в них задействованы не все артисты театра, — продолжает Осипьян. — Нужен был универсальный проект, который бы всем понравился, что-то свое, интересное, кинематографичное». В результате выбор пал на творчество Бориса Вахтина, друга Петра Фоменко, человека, очень близкого к театру. «По его повести был поставлен один из самых успешных спектаклей Мастерской "Одна счастливая деревня", также Борис Вахтин выступил соавтором сценария фильма Фоменко "На всю оставшуюся жизнь…" по повести своей матери Веры Пановой», — рассказывает режиссер.

По словам продюсера Виолетты Кречетовой, Борис Вахтин — это дух, который есть в этом сценарии, но ни в коем случае не его содержание. Энергия, настроение Бориса Вахтина помогали Александру Лунгину и Ксении Кияшко писать сценарий, вместить в него такое большое количество персонажей и дать им всем возможность взаимодействовать и раскрываться друг через друга. «Сережа потом еще сам долго работал со сценарием, доделывал, дописывал, прежде чем представить его нашим артистам. И он стал еще более легким, комедийным», — отмечает Кречетова.

Осипьяну также принадлежит идея задействовать в фильме артистов одного театра. «И не только актерскую труппу, но и сотрудников разных служб и цехов Мастерской, — добавляет актриса Полина Кутепова. — Мне очень дорог этот проект, потому что со мной были близкие люди, фактически родные. И когда я смотрела фильм целиком первый раз, то, можно сказать, толком его и не увидела — я видела на экране лишь своих друзей».

Фото: kinopoisk.ru

Изначально роли не прописывались конкретно под каждого артиста. Главную роль актера Олега Орлова исполнил Юрий Буторин. «Когда этот проект только задумывался, я и не предполагал, что Сережа даст мне главную роль: у меня совсем нет опыта в кино, — говорит Буторин. — И если сейчас я вспоминаю о съемках с большой радостью и теплотой, то в самом начале у меня была паника». Артист признается, что ему очень помог тот факт, что вокруг были друзья и коллеги из театра: «И, конечно, помогал режиссер. Я долго не мог понять, кто такой Олег, это очень зыбкий, неоткрывающийся персонаж. И Сережа мне подсказал пересмотреть фильм "Полеты во сне и наяву" с Олегом Янковским в главной роли, где его герой тоже никак не может успокоиться, найти себя и ответить на какие-то важные для себя вопросы. В принципе, любой фильм того времени дает ощущение той эпохи и образа мысли людей».

Фото: kinopoisk.ru

Не обошлось на съемках и без забавных моментов. Так, в одной из сцен на подмосковной даче герой Буторина должен играть на гитаре. Артисту показали аккорды, которые он выучил. Но на площадке оказалась только семиструнная гитара. «Да мало того, что семиструнная, на которой я не умею играть, еще и абсолютно расстроенная: не гитара, а бревно со струнами, — вспоминает актер. — Другой не было, значит, нужно играть на этой. Помочь мне никто не мог, так как вокруг тоже никто не знал, как на ней играть. Но надо же было сделать, чтобы она хоть как-то звучала. Начал ее настраивать, и тут одна струна лопается. Думаю: вот, слава богу, теперь шестиструнная. Так и снимали. И бренчала она именно так, как и должна бренчать гитара на подобных посиделках на даче».

Для тех артистов, которым графики, съемки, спектакли и другие обстоятельства не позволили сниматься в наиболее значимых ролях, Осипьян придумал специальные сцены. Одной из таких стала тусовка в диссидентской квартире. «Это эпохальная сцена, в которой Сергей собрал целый цветник из известных артистов Мастерской: там снялись и Полина Агуреева, и Илья Любимов, и Мария Андреева, и Евгений Цыганов, и многие другие, — рассказывает Виолетта Кречетова. — Снялся в эпизоде и художественный руководитель театра Евгений Каменькович. А в массовке были задействованы и другие сотрудники: редакторы, сценографы, вторые режиссеры, монтировщики… В общем, собрали всех, кого могли».

Фото: kinopoisk.ru

Непросто было воссоздать на экране Москву середины 1970-х годов. «Гостиница "Метрополь" была написана в сценарии, и мы хотели снимать именно там, — вспоминает Осипьян. — И мы благодарны руководству отеля, что они пошли нам навстречу». Большой театр также мало изменился с тех времен. Руководство охотно пошло на сотрудничество с создателями картины и даже согласилось погасить современную подсветку театра на время съемок. Съемки проходили и в центральном Доме кино, где снимали прием в честь итальянского режиссера, роль которого исполнил македонский театральный режиссер Иван Поповски, поставивший несколько спектаклей в Мастерской. Съемки также проходили в институте «Астрофизика» на Волоколамском шоссе. Здесь снимали все радийные сцены: коридоры, кабинеты и саму радиостанцию, которая выполнила роль и советской, и немецкой станции.

Фото: kinopoisk.ru

Все остальное пришлось воссоздавать. Например, пивной ларек, в который любит наведываться главный герой, а также обшивки домов, уличную иллюминацию на Новом Арбате (в 70-е — проспект Калинина). Создали и квартиру для героя Кирилла Пирогова, писателя Льва Николаева.

Одной Москвой съемки не ограничились, и ради небольшого фрагмента в конце фильма съемочная группа поехала в небольшое местечко под Неаполем. «Мы поехали в Италию для того, чтобы снять сцену, в которой предполагались итальянский воздух, солнце, море и совершенно другая атмосфера, — рассказывает актриса Галина Тюнина. — Но, естественно, по всем законам кино, когда мы прилетели, там было промозгло и облачно. А с балкона виллы, где мы снимали, не было видно даже моря, потому что все было в тумане». Несмотря на непогоду, нужные кадры были сняты.

Создатели картины посвятили фильм родителям. «Это посвящение не конкретно моим родителям: это посвящение людям того поколения, миром которого мы сейчас пользуемся, — говорит режиссер. — Я в то время был ребенком, жил в маленьком академгородке, где все занимались наукой. Но многих людей, описанных в нашем сценарии, я воочию наблюдал, потому что они очень любили к нам приезжать, давали концерты, показывали фильмы, читали стихи, проводили встречи». Режиссер отмечает, что у всех героев фильма были реальные прототипы, многое основано на рассказах и воспоминаниях современников, документах, биографиях, судьбах. «Этот фильм — мое восхищение тем поколением в целом: именно в те годы произошел настоящий прорыв и в искусстве, и в науке» — объясняет Осипьян.

20 лет назад генеральным партнером Мастерской Петра Фоменко стал банк ВТБ. С тех пор почти каждая постановка выходит при его поддержке. Не стал исключением и «Портрет незнакомца» — банк выступил генеральным спонсором проекта.