Культурные события апреля: куда пойти в Москве
«Король Лир»
Театр имени Евгения Вахтангова
9, 16 апреля
В абстрактном пространстве с нависшей над ним огромной планетой король Лир с выбеленным лицом устало и как-то даже буднично объявляет о решении поделить собственное царство. События шекспировской трагедии в премьерном спектакле Юрия Бутусова развиваются своим чередом, но — как всегда в случае с работами режиссера — приобретают все новые и новые контексты, века перемешиваются, буря бушует, а постановка превращается в одну большую метафору.
Корделия — Евгения Крегжде Лир — Артур Иванов
«Июльский дождь»
В прокате с 25 марта
Дождь стучит по асфальту, прохожие мокнут или прячутся под козырьками, кто как решит, и все это — на большом экране. В повторный прокат выходит отреставрированная копия фильма Марлена Хуциева, так что кадр снова примется ловить летнюю и такую кинематографичную Москву, Володя вновь будет пить воду прямо из чайника, а Лена — задумываться, что же происходит и к чему это все идет.
Новые выставки музея современного искусства «Гараж»
Музей современного искусства «Гараж»
С 26 марта
Если весна в Москву приходит не календарно, а когда ей вздумается, то новый выставочный сезон в «Гараже» начинается вполне себе по расписанию, на этот раз как раз совпавшему с прибытием в город подзадержавшейся смены сезонов. Иными словами, это дорога к современному искусству (а также и обратный путь) день ото дня будет становиться только краше. Музейные этажи в ближайшее время займут три экспозиции.
Выставка «Настоящее время, несовершенный вид» задумывается об идеях, у которых не нашлось шанса быть воплощенными по самым разным причинам.
Прошлый год подкинул в эту невеселую для художников копилку еще один фактор, исследование которого продолжает придуманный во время локдауна проект «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена». Ответ на вопрос, какое расстояние отделяет искусство от окружившей его действительности, авторы ищут и сообща, в групповых проектах, и по отдельности, строя собственные догадки и озвучивая предположения.
«Невидимый звук» Давида Кларбаута, в свою очередь, вызывает на своеобразную дуэль наши зрительские ожидания. Череда работ предлагает поразмыслить, насколько субъективен взгляд на мир каждого из нас, вместе с тем раскатывая, словно скалкой, доли секунды во времени и пространстве.
Т фестиваль
3, 6, 10, 24 апреля
Третьяковская галерея
Камерный фестиваль Третьяковской галереи в апреле продолжается чередой концертов, выбрать из которых всего один будет достаточно сложно. Тут, к примеру, сонаты Шумана, Брамса и Прокофьева в исполнении Павла Милюкова и Бориса Березовского, или фрагменты из балета Игоря Стравинского «Петрушка» в версии Константина Емельянова. Верными слушателями музыкантов, как всегда, окажутся полотна из собрания музея, добавляющие и настроений, и смыслов.
«Эмигранты»
5, 20 апреля
На сцене Театра имени А.С. Пушкина и ММЦ «Планета КВН»
Двое мужчин — А и X — сидят в подвальной комнатке без окон, где из интерьерных излишеств разве что старинная потрескавшаяся раковина, гордая в своей облезлости, да покрытый газетами стол. Ничего этого на сцене, впрочем, нет. За спинами героев — абстрактный фон, а перечисленные актерами предметы нам предстоит домыслить, воспользовавшись силой собственного воображения. А и X — эмигранты, которых судьба свела в Париже, где эти люди разных стремлений и взглядов делят крышу над головой, а вместе с ней — и банку консервов. Один говорит по-французски, а второй нет, первый принципиален, другой — как будто бы не очень, этот — богач, в распоряжении которого целая пачка сигарет, тот — считает даже спички. Полная разговоров, споров и едкого абсурдистского юмора пьеса Славомира Мрожека возвращается на сцену в постановке Юрия Муравицкого с Юрием Чурсиным и Игорем Скляром в ролях непримиримых А и X.
Джордж Баланчин/Шарон Эяль/Акрам Хан
2, 3, 4 апреля
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Первая премьера нового года в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко равна трем одноактным балетам, в которых хореография Джорджа Баланчина соседствует с постановками Шарон Эяль и Акрама Хана. Бах сменяется техно, техно c породившей его современной культурой — смешением образа Шивы, танца катхак и все тем же настоящим, от которого не спрятаться, не скрыться.
Бруно Ганц. XX век
В течение апреля
Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Ангел Дамиэль в свободном широком пальто то поднимается над берлинскими крышами, то бродит по городу, ведя беседы с приятелем Кассиэлем. Невидимые человеческому глазу, а значит неузнанные, они слушают мысли, узнают помыслы и наблюдают за судьбами, не зная ни холода, ни голода и имея в своем распоряжении протяженное до бесконечности время. Однажды, впрочем, Дамиэль влюбится в бесстрашную циркачку — и скоро его размеренный черно-белый мир превратится в цветной, шумный и земной. Готовый распрощаться с вечностью ради любви ангел из «Неба над Берлином» Вима Вендерса — пожалуй, одна из самых известных ролей швейцарского актера Бруно Ганца, но далеко не единственная. Легкая полуулыбка и окружившие глаза лучики морщин — такие же верные его соратники, как умение оказываться убедительным, смешным, серьезным и каким только не — череда образов в диапазоне от жертвы ненасытного Дракулы до загадочного собеседника главного героя из триеровского «Дома, который построил Джек» тому в подтверждение.
«Гнев человеческий»
В прокате с 22 апреля
В ожидании нового фильма Гая Ричи только и остается, что пересматривать предыдущие его работы — «Гнев человеческий» до самого выхода в прокат предпочитает держаться в тени, как и его постановщик. Экшен-триллер основан на французском фильме «Инкассатор» и обещает британский юмор на территории жаркого Лос-Анджелеса, а также Джейсона Стейтема в роли джентльмена-загадки по имени Эйч.