Стиль
Впечатления Выставка онлайн: модные универмаги с историей в «Гараже»
Впечатления

Выставка онлайн: модные универмаги с историей в «Гараже»

Выставка Atelier E. B «Прохожий» в Музее современного искусства «Гараж»
Выставка Atelier E. B «Прохожий» в Музее современного искусства «Гараж»
Мы продолжаем изучать выставку музея «Гараж» Atelier E. B «Прохожий» в онлайн-формате. На этот раз куратор экспозиции Оксана Полякова рассказывает о двух модных универмагах — московском и нью-йоркском, а также одном необычном лондонском бутике.

Выставка Atelier E. B «Прохожий» — путешествующий проект, до приезда в Москву состоявшийся на двух площадках: в галерее «Серпентайн» в Лондоне (2018) и пространстве Lafayette Aticipations в Париже (2019). По замыслу художницы Люси Маккензи и дизайнера Беки Липскомб (вместе — Atelier E. B), экспозиция в музее «Гараж» должна была стать финальной остановкой проекта, но вмешались обстоятельства непреодолимой силы. Закрытие выставки для посетителей на время карантина открыло новый виток ее путешествия: на лендинге «Гараж. Самоизоляция», в социальных сетях, в текстах и фотографиях.

Каждая версия этой экспозиции неразрывно связана с местным культурно-историческим контекстом, и московская итерация проекта не стала исключением. Если выставка в галерее «Серпентайн» была во многом посвящена модной индустрии послевоенной Британии, а экспозиция в Lafayette Aticipations — Всемирным выставкам в Париже, Брюсселе и Нью-Йорке, то предварявшее выставку в «Гараже» «Полевое исследование», предпринятое Люси Маккензи и Бекой Липскомб вместе с художником Маркусом Прошеком, имело своей целью выяснить, как функционировали мода и розничная торговля в условиях плановой советской экономики.

Название выставки подчеркивает важность фигуры потребителя моды, которым оказывается не только покупатель нарядов из последних коллекций знаменитых модных домов, но и прохожий-фланер, заглядывающий в витрины магазинов, следящий за модными новинками в журналах, книгах и в интернете. Выставка «Прохожий» задумана как приглашение к размышлению о том, так ли очевидны различия между магазинной и музейной витриной, между практиками коммерческого и музейного показа. Значимая часть экспозиции рассказывает о людях, работавших в модной индустрии и связанных с ней областях визуальной культуры, чьи новаторские идеи находили свое воплощение в оформлении витрин таких магазинов, как Sacks Fifth Avenue, Tiffany & Co и Bonwit Teller в Нью-Йорке, Simpsons of Piccadilly и The Pineal Eye в Лондоне, московского ГУМа.

ГУМ — витрина советской торговли

Государственный универсальный магазин (получивший это название в 1921 году) с момента своего повторного открытия в 1953 году стал символом советской розничной торговли. Ассортимент универмага был невероятно широк — от готового платья, обуви и мехов до игрушек и канцелярии, всего — 11 отделов и более 30 тыс. наименований. Многие советские граждане стремились в ГУМ не за покупками, а для того, чтобы насладиться невероятным разнообразием товаров, богатством прилавков и витрин.

Atelier E. B, «ГУМ», 2020. Предоставлено галереей Buchholz, Берлин, Кельн, Нью-Йорк
Atelier E. B, «ГУМ», 2020. Предоставлено галереей Buchholz, Берлин, Кельн, Нью-Йорк

Особенной изобретательностью отличались витрины текстильного отдела, где продавались ткани и фурнитура для самостоятельного пошива одежды. Один из демонстрационных механизмов состоял из задника с образцами тканей, вдоль которого двигались вырезанные из фанеры женские силуэты, таким образом покупательницы легко могли себе представить, как будет выглядеть платье из того или иного материала. Вдохновившись этим механизмом, специально для выставки «Прохожий» в Москве Atelier E. B создали кинетическую скульптуру «ГУМ» (2020), для которой дизайнер Бека Липсомб выполнила тканевые панели с набивным рисунком и эскиз занавеса в виде французской шторы, а художница Люси Маккензи расписала женские фигуры и деревянный подиум-обманку.

Главный универмаг страны являл собой картину благополучия, недоступного для большинства советских граждан в послевоенное время, которая была запечатлена в фильме «ГУМ» (реж. Л. Кристи, З. Тузова) 1954 года. Фрагмент этого фильма в пространстве выставки «Прохожий» соседствует с оригиналами рекламных альбомов разных лет из архива ГУМа.

Фильм «ГУМ», 1954. Режиссеры Леонид Кристи и Зинаида Тузова. РГАКФД, Красногорск
Фильм «ГУМ», 1954. Режиссеры Леонид Кристи и Зинаида Тузова. РГАКФД, Красногорск

Teller — утраченная жемчужина Нью-Йорка

Основанный в конце XIX века Полом Бонвитом и Эдмундом Д. Теллером универмаг Bonwit Teller в Нью-Йорке специализировался на продаже высококлассной женской одежды и предметов роскоши. В 1930 году после переезда в здание в стиле ар-деко на 5-й авеню, принадлежавшее обанкротившемуся универмагу Stewart & Company, Bonwit Teller начал завоевывать репутацию одного из лучших мультибрендовых магазинов в городе. Основным преимуществом нового здания, помимо расположения в сердце самого фешенебельного района Нью-Йорка, были витрины, к оформлению которых владельцы универмага стали приглашать знаменитых художников. Так, в 1939 году Сальвадор Дали создал для Bonwit Teller композиции «День» и «Ночь», настолько непривычные для покупателей, что их вскоре заменили обычными манекенами. Несмотря на это досадное происшествие, сотрудничество Bonwit Teller c художниками продолжилось и, начиная с середины 1950-х годов, в оформлении витрин универмага приняли участие Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг, Джеймс Розенквист и Энди Уорхол, а также Мэри Блэр и Линн Хершман-Лисон, чьи работы представлены на выставке «Прохожий».

Покинув студию Диснея в 1955-м, актриса, художник-мультипликатор и дизайнер Мэри Блэр, привнесшая модернистскую эстетику в классические анимационные фильмы «Фантазия» (1940), «Дамбо» (1941) и «Алиса в стране чудес» (1951), занялась коммерческой иллюстрацией и дизайном витрин, в том числе для Bonwit Teller. В экспозицию вошла серия фотографий витрин, созданных Мэри Блэр для универмага в 1962 году.

Мэри Блэр. Витрины универмага Bonwit Teller, Нью-Йорк, 1962. Фото: Ли Блэр. Фонд Мэри Блэр
Мэри Блэр. Витрины универмага Bonwit Teller, Нью-Йорк, 1962. Фото: Ли Блэр. Фонд Мэри Блэр

В 1976 году художница и кинорежиссер Линн Хершман-Лисон задействовала в своем масштабном дизайн-проекте витрины универмага Bonwit Teller, выходящие на 5-ю авеню. Экспериментальная инсталляция Хершман-Лисон включала фотографии, видео, голограммы, живые интервенции, а также одежду и аксессуары, продававшиеся в универмаге. Темы витрин были разнообразны: от старения и пластической хирургии, новостей и инсценировок мест преступления, описанных газетой The New York Times, до будущего альтернативных источников энергии и продаж с помощью компьютера.

Персонаж одной из витрин — манекен Бонни из Бронкса — по замыслу художницы мог ожить и пуститься в самостоятельное путешествие по улицам Нью-Йорка (расписание прогулок Бонни вместе с ее фотографиями на фоне городских достопримечательностей были размещены в витринах универмага). На выставке «Прохожий» можно увидеть фильм Линн Хершман-Лисон «25 витрин. Портрет Bonwit Teller», документирующий историю этой инсталляции и живые реакции жителей Нью-Йорка.

Линн Хершман-Лисон, «25 витрин. «Портрет Bonwit Teller», 1976. Предоставлено художником и галереей Bridget Donahue, Нью-Йорк
Линн Хершман-Лисон, «25 витрин. «Портрет Bonwit Teller», 1976. Предоставлено художником и галереей Bridget Donahue, Нью-Йорк

История Bonwit Teller завершилась в 1979 году после приобретения универмага Дональдом Трампом, который снес здание, чтобы построить на его месте небоскреб Trump Tower.

Лондонский бутик The Pineal Eye, предвосхитивший появление концепт-сторов

В 1997 году в помещении бывшего врачебного кабинета на Бродвик-стрит, 49, в лондонском Сохо открылся небольшой бутик, ныне известный лишь настоящим знатокам моды. Основатели The Pineal Eye Юко Ябику, Эрик Портес и Никола Формикетти (позже — креативный директор Diesel и стилист Леди Гаги) не были заинтересованы в открытии еще одного магазина одежды — они стремились превратить шопинг в самобытный опыт. Вскоре The Pineal Eye превратился в стартовую площадку для молодых амбициозных дизайнеров и место, где можно было приобрести лимитированные коллекции или штучные вещи с последних показов Хуссейна Чалаяна и Александра Маккуина, а также встретить единомышленников.

The Pineal Eye отличался радикальным подходом к пространству магазина: манекены могли свисать над посетителями с потолка или, разбившись вместе с фарфоровыми аксессуарами от Viktor & Rolf, остаться лежать на полу в качестве необычной инсталляции. Некоторые предметы одежды — например, вещи бренда BLESS! — были настолько необычны, что клиентам требовалась подробная инструкция, как правильно их надевать.

Анн-Софи Бак и Бека Липскомб, The Pineal Eye, 2001. Предоставлено Бекой Липскомб и Люси Маккензи
Анн-Софи Бак и Бека Липскомб, The Pineal Eye, 2001. Предоставлено Бекой Липскомб и Люси Маккензи

Среди независимых дизайнеров, чьи коллекции продавались в The Pineal Eye, была Бека Липскомб (соосновательница Atelier E. B). Художница Люси Маккензи, часто бывавшая в бутике, приобрела топ бренда Липскомб с принтом-обманкой, имитирующим ювелирные украшения, задолго до знакомства с ней. В инсталляции, посвященной The Pineal Eye, которая представлена на выставке «Прохожий», собраны предметы из коллекций Анн-Софи Бак и Беки Липскомб начала 2000 года.

Навсегда изменив представление о том, каким может быть мультибрендовый бутик, The Pineal Eye был вынужден закрыться в 2007 году, когда именитые дизайнеры начали сотрудничать с масс-маркетом, а спрос на замысловатую одежду сменился стремлением выглядеть одинаково и одеваться в аналоги коллекций крупных брендов.