Стиль
Впечатления 25 лучших фильмов 2010-х для новогодних каникул
Стиль
Впечатления 25 лучших фильмов 2010-х для новогодних каникул
Впечатления

25 лучших фильмов 2010-х для новогодних каникул

25 лучших фильмов 2010-х для новогодних каникул
«РБК Стиль» изучил рейтинги профильных российских и зарубежных изданий и составил подборку выдающихся кинолент ушедшего десятилетия. В ней каждый найдет свой фильм для домашнего просмотра в праздники.

«Скотт Пилигрим против всех»
2010, режиссер Эдгар Райт

Наивная, хулиганская и трогательная комедия о взрослении в антураже супергеройской вселенной художника Брайана Ли О'Мэлли. В начале десятилетия режиссер Эдгар Райт выпустил в мир рок-н-ролльную и самобытную версию кино-геймплея о противостоянии хамоватым супергероям (семь злых бывших), чью плотную начинку из оммажей и отсылок до сих пор дотошно разбирают на кинофорумах.

«Социальная сеть»
2010, режиссер Дэвид Финчер

Дэвид Финчер и сценарист Аарон Соркин создали шедевр. В 2010-м популярность основателя Facebook Марка Цукерберга была на самом пике, по всему миру множились социальные сети (в частности, в России — «ВКонтакте»), а феномен молодого миллиардера-нестяжателя интересовал всех — от матерых бизнесменов до желторотых школьников. «Социальная сеть» попыталась приоткрыть дверь в тайную кухню больших проектов, где идет непрерывная борьба за большой куш, в который вырастает безобидный акт юношеского бунтарства.

«Хранитель времени»
2011, режиссер Мартин Скорсезе

Первый детский фильм «певца нью-йоркских улиц» Скорсезе, снятый к тому же в 3D — модном формате начала нулевых. «Хранитель времени» являет собой оду истории кинематографа, напоминая зрителям о выдающемся иллюзионисте Жорже Мельесе и его связи с волшебством в кино. Эта пронзительная сказка стала чемпионом в номинациях на «Оскар» в 2012 году и обладателем пяти статуэток.

«Мстители»
2012, режиссер Джосс Уидон

Первый из четырех супергеройских кроссоверов Marvel, которые устроили в кинотеатрах поруганный Мартином Скорсезе аттракцион из экшена, драмы, мелодрамы и комедии гэгов. Оглядываясь назад, критики признают, что киновселенная, созданная Кевином Файги, продюсером и руководителем Marvel Studios при многоликом Disney, поменяла кинематограф как явление в искусстве — навсегда ли, покажет время.

«Перед полуночью»
2013, режиссер Ричард Линклейтер

Завершение эпохальной трилогии, начатой Линклейтером еще в далеком 1995 году с новеллы «Перед рассветом» с молодыми и свежими Итаном Хоуком и Жюли Дельпи. В следующей главе их герои встречаются, уже будучи тридцатилетними, перед самым закатом, чтобы спустя еще десять лет остаться вместе перед полуночью. Исследовательская работа Линклейтера — романтическая антитеза истеричной «Брачной истории» Ноа Баумбаха. В трилогии каждый найдет несколько секретов вечной любви.

«Гравитация»
2013, режиссер Альфонсо Куарон

За год до того, как мир сошел с ума, увидев «Интерстеллар», мексиканец Альфонсо Куарон взял survival horror и поместил его в экзистенциальную пустоту космического пространства, нарядив в скафандры Сандру Буллок и Джорджа Клуни, чтобы подвергнуть зрителей невыносимому напряжению. Конечно, эффектных черных дыр и путешествий во времени в «Гравитации» нет, но зато есть высказывание о реальной величине человеческой жизни: пространство огромно, а клаустрофобия одиночества в нем — безгранична. И невероятно красива, само собой.

«Сквозь снег»
2013, режиссер Пон Джун-хо

Экранизация графического романа Жака Лоба «Le Transperceneige» встала в один ряд с киноверсиями классических произведений Оруэлла, Замятина и Хаксли и побраталась с адаптацией новеллы Алана Мура «V — значит Вендетта». Антиутопия в пространстве одного поезда возвращается на большой экран в январе: в Москве объявили повторный прокат. Отличный шанс вновь пройти вместе с героем путь от последней ступени социальной лестницы до ее вершины, расположенных в одной горизонтали, мчащейся сквозь заснеженную пустыню, и подивиться мастерству корейского постановщика Пона Джун-хо.

«Исчезнувшая»
2014, режиссер Дэвид Финчер

Драматический триллер о потемках женской души, скрывающей годы обид и разочарований в спутнике жизни, который должен бы оберегать, любить и обожать, но поступает противоположным образом. Как справиться с реальностью, если вся твоя жизнь — чья-то выдумка? Очевидный выход — придумать собственную историю и взять судьбу в свои руки. «Исчезнувшую» стоит посмотреть (или пересмотреть) по многим причинам, одна из них — гений Финчера, заточенный на обман зрительских ожиданий в каждой сцене.

«Выживут только любовники»
2014, режиссер Джим Джармуш

История вечной (буквально) любви, воспетая самым музыкальным постановщиком всех времен, наполненная взглядами с поволокой, обнаженными клыками, отрешенностью от мирского и суетного, возвышенная до беспредельных атмосфер и одновременно погруженная во мрак. Это гимн художественной утонченности и бессмертию большого чувства, которые представлены как находящийся под угрозой исчезновения вид.

«Реальные упыри»
2014, режиссеры Джемейн Клемент, Тайка Вайтити

Что если вампиры — не такие искушенные властители судеб, как их рисуют в кино и литературе? Испытывают ли кровопийцы неудобства в современном мире и как справляются с его высокотехнологичными атрибутами? В конце концов, как вампирам удается выглядеть вечно прекрасными, если они не отражаются в зеркалах? И удается ли? Комедийное мокьюментари «Реальные упыри» стало открытием для набирающей обороты постиронии и билетом в мир большого кино для новозеландского сценариста, продюсера, артиста и комика Тайки Вайтити.

«Интерстеллар»
2014, режиссер Кристофер Нолан

Каких-то шесть лет назад английский постановщик «с претензией» сделал космооперу великой снова, напомнив миру о Тарковском, Кубрике и об астрофизике как источнике межзвездных фантазий. С тех пор о феномене человека в космосе и космоса в человеке рассуждает каждый второй кинематографист с большим и не очень бюджетом — только в 2019 году вышли три разноплановые картины на эту тему. В экспозиции «Интерстеллара» — неведомая экологическая катастрофа, амбициозный проект энтузиастов подпольного космического агентства NASA и путешествие длиною в мост Эйнштейна — Розена. Над эпическим комплектом порхают вера в любовь и бескрайнее гуманистическое созидание на службе точных наук.

«Бабадук»
2014, режиссер Дженнифер Кент

В центре сюжета — мать-одиночка, раздираемая на две части работой и воспитанием назойливого, непослушного и очень шумного сына (отдельных аплодисментов заслуживает игра семилетнего на тот момент Ноя Уайзмана), и незатейливая история о загадочной детской книжке с живущим в ней ночным кошмаром. Результатом этого сочетания стала блестящая и чудовищная персонификация травмы, горя и потери. В 2010-х жанр хоррора обратился к исследованию человеческой психики. «Бабадук» наряду с «Реинкарнацией» и «Солнцестоянием» — ярчайшие примеры этого сдвига.

«Безумный Макс: Дорога ярости»
2015, режиссер Джордж Миллер

Постапокалиптическое панк-роуд-муви от мастера экшена Джорджа Миллера нашумело, напылило и накоптило в кинозалах всего мира. Многие зрители, не веря своему счастью от возвращения на песчаные автострады легендарного и нерушимого Макса Ротакански (пусть и не в исполнении Мэла Гибсона), отправлялись в кинозалы дважды и трижды. Но прелесть «Дороги ярости» не в живописных сценах погони, разобранных на мемы, а в месседже 70-летнего постановщика. Он простой, как две копейки, и феминистский до сентиментальности: только красота (то есть женщины) спасут этот агонизирующий мир.

«В центре внимания»
2015, режиссер Том Маккарти

Так уж повелось, что лучшие фильмы основаны на сюжетах из «газетных вырезок». «В центре внимания» — тому пример. Драма о героическом поступке журналистов-расследователей газеты Boston Globe, которые разоблачили педофилов в римско-католической церкви, всколыхнула общественность, напомнив исторический скандал в Ватикане, закончившийся отречением папы Бенедикта XVI (Йозефа Ратцингера).

«Служанка»
2016, режиссер Пак Чхан-ук

Адаптация романа британской писательницы Сары Уотерс «Тонкая работа» с сеттингом оккупированной японцами Кореи (1930-е годы XX века) — криминально-эротический триллер с элементами костюмной мелодрамы, зрелище прямодушно прекрасное и захватывающее. Режиссер «Олдбоя» и «Порочных игр», звезда корейского кинематографа в пронзительно зеленых и сокрушительно красных оттенках изобразил величие женского коварства, в котором заключен единственный шанс на спасение от мужского всевластия.

«Ла-Ла Ленд»
2016, Дэмьен Шазелл

Лишь мечтатели способны познать великую красоту, чтобы сорваться в пропасть с ее вершин, не растеряв в полете веру в незыблемость едва мелькнувшего перед глазами чуда. Лишь мюзиклы могут передать это восторженное ощущение, и амбициозный режиссер Дэмьен Шазелл точно знал это, когда снимал свою историю. В картине столько ярких красок и солнца, что она производит эффект длительного отпуска в южных краях, насыщая организм витамином D. «Ла-Ла Ленд» — это сочетание блестящей работы композитора Джастина Гурвица, чью «City of Stars» зрители насвистывают до сих пор, оператора Линуса Сандгрена, создавшего головокружительный фейерверк из панорам Города ангелов, и Шазелла, без видения которого ничего бы не получилось.

«Прочь»
2017, режиссер Джордан Пил

Когда комик объявляет, что снял хоррор, не жди ничего традиционного. Даже если фильм открывает тревожная сцена, из которой герой перемещается в таинственный особняк в американской глухомани, где живут доброжелательные до скрипа в зубах лендлорды, и попадает в западню — все равно не удастся предсказать, чем все закончится. «Прочь» — это блестящее сатирическое высказывание о живучести расизма, облеченное в завиральную упаковку, и громогласный кинодебют Джордана Пила, который стоит хотя бы один раз увидеть и от души посмеяться.

«Мама!»
2017, режиссер Даррен Аронофски

Самый ожидаемый фильм 2017 года, эта картина-возглас получила номинации одновременно на «Золотого льва» и «Золотую малину». Космогоническую работу Аронофски, завязанную на ветхозаветном сюжете и сопровожденную сонмом религиозной символики и высказываниями на актуальные темы (вроде положения женщин в обществе), постигла судьба раздираемого любовью и ненавистью произведения искусства. «Мама!» гарантирует неприятный, волнующий, вдохновляющий и — так уж сложилось — отвращающий зрительский опыт.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
2017, режиссер Мартин Макдонах

Повесть о борьбе между вечными добром и злом, которую и борьбой назвать сложно: это препирательство двух старых приятелей, вынужденных существовать в одном пространстве. Эскалация происходит, когда это пространство сужается до богом забытого крохотного городка, а предмет спора концентрируется в отчаявшейся женщине, потерявшей дочь и не дождавшейся должного полицейского расследования. Макдонах, выдающийся британо-ирландский драматург, повествует стройно и бьет во все эмоциональные точки по порядку. «Три билборда» за счет этого стоят крепко, сколько ни поджигай.

«Назови меня своим именем»
2017, режиссер Лука Гуаданьино

Многогранный режиссер Гуаданьино в 2010-е лихо жонглировал жанрами, выпустив и триллер, и мистический хоррор, и эротическую мелодраму. «Назови меня своим именем» — экранизация романа Андре Асимана о первой любви, лирический натюрморт однажды вспыхнувшего чувства, которое застыло в пейзажах итальянского юга, утомленного адриатическим солнцем. Нежнейшая композиция, воплощенная стараниями Тимоти Шаламе и Арми Хаммера, за внешним лоском и богемностью скрывает невыносимый груз тоски по несбывшемуся чуду.

«Человек-паук: Через вселенные»
2018, режиссеры Боб Персичетти, Питер Рэмзи, Родни Ротман

Студия Sony Pictures, кажется, рассказала нам о Пауке все — с начала 2000-х прыгучий супергерой пережил три реинкарнации, — однако с удовольствием взялась за мультипликационный проект, ставший дебютом художника Боба Персичетти. «Через вселенные» оказался революционным для анимационного кинематографа: яркий, взрывной, многоуровневый, мультикультурный и мультиверсный концепт — настоящий подарок как поклонникам Человека-паука, так и далеким от этой культуры зрителям.

«Лето»
2018, режиссер Кирилл Серебренников

Возможно, этот фильм не был бы таким важным, если бы не история его создания, омраченная «делом Седьмой студии» и домашним арестом режиссера. Оттиск советской реальности с обитателями Ленинградского рок-клуба делали в отсутствии постановщика на площадке, но все же сдали в прокат. Благодаря продюсеру Илье Стюарту «Лето» представили на Каннском кинофестивале, а потом и на смотрах в Израиле, Новой Зеландии, Чехии, Финляндии и Швейцарии. Рома «Зверь» Билык, исполнивший роль культового Майка Науменко, получил в Каннах почетный приз за саундтрек — заслуженно.

«Паразиты»
2019, режиссер Пон Джун-хо

После триумфа на Каннском фестивале корейского автора засыпали вопросами о социальном неравенстве на родине, о котором, к слову, Пон Джун-хо говорит всегда, но впервые столь тщательно и подробно — международному зрителю. «Паразиты» — фильм с простой моралью, оформленный сразу в несколько жанров: социальная драма сменяется триллером с элементами хоррора и черной комедией в самых неожиданных местах. Это остроумная, живая, смелая и въедающаяся в сознание работа.

«Однажды в… Голливуде»
2019, режиссер Квентин Тарантино

Синефаг Тарантино, сгорая от несправедливости, вооружился своим мастерством и переиграл реальность, в которой случилось жестокое убийство беременной актрисы Шэрон Тейт. Воссозданный Голливуд 60-х явил на экраны сказку о принцессе, в которой главными героями оказываются условные рыцарь-неудачник и его верный оруженосец. «Однажды в… Голливуде» — это абсурдистский рыцарский роман в антураже декоративного вестерна, обязательный к просмотру всем и каждому. Событие, которое нельзя пропустить. Как и любой другой фильм Квентина Тарантино.

«Боль и слава»
2019, режиссер Педро Альмодовар

Великий испанский кинорежиссер доживает дни минувшей, но все еще сияющей вдали славы в мучительной боли, не принимая радикальных усилий для возвращения к полноценной жизни. Убийственная рефлексия, глубочайшая тоска. Но там, где седина в голову, — обычно бес в ребро, это чудовище в форме наркотической зависимости приводит режиссера к прошлому. К воспоминаниям о матери, первой влюбленности, настоящей любви и болезненной трагедии. От этой точки легче начать путь к исцелению, который, конечно же, пролегает через искусство.

Для подготовки материала были использованы рейтинги изданий Vanity Fair, IndieWire, Vulture, а также The Holywood Reporter, «Искусство кино» и портала «КиноПоиск».