«Оскары» — иностранцам. В какой компании может оказаться «Дылда»
Премьера «Дылды» состоялась на Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд». Картина получила две награды — за лучшую режиссуру и приз ФИПРЕССИ «за невероятную эстетику киноязыка и уникальную историю о послевоенной травме».
Второй фильм 28-летнего режиссера из Нальчика Кантемира Балагова — еще не номинант на «Оскар», но подающий надежды выдвиженец. Если фильму повезет оказаться в шорт-листе, продюсер Александр Роднянский отправится с российской картиной в зал «Долби» в третий раз за 5 лет и впервые без Андрея Звягинцева, чьи «Левиафан» и «Нелюбовь» были номинантами на премию Киноакадемии в 2015-м и 2018-м.
Сообщая радостные новости подписчикам в Instagram, Роднянский напомнил, что в национальном оскаровском комитете состоят «только режиссеры и продюсеры фильмов, завоевываших "Оскар", номинировавшихся на него (то есть попадавших в финальную пятерку) и выигрывавших главные призы фестивалей категории "А" (Канны, Венеция, Берлин, Сан-Себастьян, Шанхай, Москва, Варшава) — всего 26 человек».
Он предупредил, что «Дылде» предстоит выдержать сложную конкуренцию более 90 фильмов, среди которых «Паразиты» Пона Джун-хо, «Боль и слава» Педро Альмадовара, «Отверженные» Ладжа Ли и другие. При этом у фильма Балагова, благодаря смотрам на главных фестивалях и предстоящему прокату в США в начале 2020 года, большие шансы на успех. Почти такие же, как были у фильмов, попавших в шорт-листы прошлых лет.
2015 год. Польша
«Ида», режиссер Павел Павликовский
Сюжет картины разворачивается в Польше 60-х. Ида готовится стать молчаливой монахиней, Ванда старается смириться с прошлым и выжить со своими грехами в настоящем. Режиссер, получая свою статуэтку, констатировал: «Мир полон сюрпризов. Кто бы мог подумать: я снял фильм о молчании и молчаливом созерцании, и вот мы здесь — в эпицентре шума и мирового внимания».
В тот год за «Оскар» боролись российский «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако (Маврикий), эстонско-грузинские «Мандарины» Зазы Урушадзе и аргентинские «Дикие истории» Дамиана Сифрона.
2016 год. Венгрия
«Сын Саула», режиссер Ласло Немеш
Не стремясь прикрыть неприятное и скрасить непримиримое, Ласло Немеш нанес зрителям и критикам удар в самое сердце. Фильм «Сын Саула» об ужасах Освенцима, зрелище жестокое и неудобное, но кинематографичное и практически совершенное, заслужил Гран-при Каннского фестиваля и «Золотой глобус», прежде чем попасть на «Оскар» и забрать свой приз.
Победителями могли бы стать мистическая драма об Амазонии «Объятия змея» Сиро Герры из Колумбии, эмансипированное высказывание «Мустанг» Дениза Гамзе Эргювена из Франции, а также «Гордость» Наджи Абу Новара из Иордании и «Война» Тобиаса Линдхольма из Дании.
2017 год. Иран
«Коммивояжер», режиссер Асгар Фархади
Иранскому режиссеру «Оскар» поддался лишь в четвертой попытке. На попадание в шорт-лист премии Американской киноакадемии хичкоковскую драму благословили Каннский фестиваль (два приза — за лучшую мужскую роль и лучший сценарий) и номинация на «Золотой глобус». Победа «Коммивояжера» оказалась неожиданной для зрителей, влюбленных в комедийную драму «Тони Эрдманн» немецкой постановщицы Марен Аде.
2018 год. Чили
«Фантастическая женщина», режиссер Себастьян Лелио
Марен Аде добилась признания на церемонии через год, хотя и косвенно, выступив сопродюсером чилийской драмы о транссексуальной женщине, потерявшей возлюбленного. Главную роль исполнила актриса и певица Даниэла Вега, ставшая первым транссексуальным человеком в истории, выступившим на церемонии вручения «Оскара».
Драма с традиционными гендерными отношениями «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Квадрат» Рубена Эстлунда, шведская постирония о современном искусстве и гнилом обществе не выдержали такой конкуренции.
2019 год. Мексика
«Рома», режиссер Альфонсо Куарон
Фильм, снятый для стримингового сервиса Netflix, наделал шуму в Каннах (фестиваль отказался принимать в конкурс картину, не предназначенную для проката в кинотеатрах) и получил главный приз Венецианского фестиваля. «Золотой лев» умчал мексиканскую драму в Лос-Анджелес — ей досталось сразу три приза Киноакадемии в номинациях «Лучший режиссер», «Лучшая работа оператора» и «Лучший иностранный фильм».
Статуэтки могли получить, но не получили: «Капернаум» Надин Лабаки — жизнеутверждающая драма о 12-летнем мальчишке из Бейрута, который подал в суд на родителей за то, что они произвели его на свет; трагическое любовное и политическое высказывание «Холодная война» Павла Павликовского; японская социальная драма «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды и исторический кинороман «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннесмарка.