Стиль
Впечатления 25 вопросов о яхтенном спорте к Вадиму Якименко
Стиль
Впечатления 25 вопросов о яхтенном спорте к Вадиму Якименко
Впечатления

25 вопросов о яхтенном спорте к Вадиму Якименко

Фото: пресс-служба
Где учиться, в каких соревнованиях участвовать, почему лодка похожа на космический корабль и как прошла 65-я регата Giraglia Rolex Cup, «РБК Стиль» узнал у Вадима Якименко, на чьей яхте команда из России впервые победила в этой гонке.

Вы уже десять лет увлекаетесь яхтенным спортом, как вообще он появился в вашей жизни?

Началось все с любви к воде. Сначала, года три, это было просто видом отдыха, а потом стало серьезным увлечением.

В России за эти десять лет яхтенный спорт сильно развился?

Очень, наши команды добились серьезных успехов в разных классах.

Вы сами в разных классах соревновались?

Не сказал бы, что совсем в разных классах, менялась длина лодки. Просто интересно попробовать разное, погонять на разных лодках. Маленькая лодка дает больше эмоций, удовольствия, а на большой лодке гораздо веселее. Но чем больше лодка, тем сложнее собрать экипаж. Естественно, это более сложная логистика: во время регаты всех этих людей надо где-то размещать, кормить, привезти, наконец... С маленькой лодкой проще: можно собраться втроем, взять лодку в аренду, погонять и улететь.

Насколько просто «войти» в яхтенный спорт абсолютному новичку. Вот, например, я решила, что хочу, но ничего не знаю и ничего не умею. Что делать дальше?

Начать надо с себя. Решить, чего именно хочется: просто провести выходные на лодке, или, например, проводить на лодке две-три недели в год, или заняться спортом всерьез и стать конкурентом лидерам в одном из классов. И в зависимости от этого действовать дальше.

Победитель - команда Freccia Rossa на яхте TP52, принадлежащей Вадиму Якименко (на фото в центре)
Победитель - команда Freccia Rossa на яхте TP52, принадлежащей Вадиму Якименко (на фото в центре)

Когда лично у вас из досуга яхтенный спорт перешел в серьезное, скажем так — профессиональное, увлечение, что изменилось прежде всего?

Подготовка. Есть зимняя подготовка, когда вырабатывается план на грядущий сезон (в каких соревнованиях мы будем участвовать), согласовывается список участников, закупаются запчасти, шьются новые паруса. А потом уже подготовка к конкретным регатам, которая в нашем случае начинается недели за две до старта: приезжает техническая команда, собирает лодку, а где-то за неделю приезжает основной состав на тренировки. Но элемент фана, конечно, остался. Мы так же сидим вечером с друзьями, общаемся, делимся впечатлениями.

Как сформировалась команда? Это постоянный состав?

Команда — это самое сложное. Мечта — собрать ее сразу и гонять одним составом. Важна слаженность, важна психологическая совместимость. Лодка во многом как космический корабль, замкнутое пространство, хоть и в открытом море. Конечно, в реальной жизни состав команды меняется.

Почему вы решили назвать лодку Freccia Rossa (ит., «Красная стрела»)?

До этого была лодка Amber Miles, на которой мы заняли много призовых мест. Кстати, в прошлом и позапрошлом году у нас не было других мест, кроме призовых. Имя новой лодки выбирал я. Оно связано с Россией, потом это название всем нам знакомого поезда, оно связано со скоростью (на яхтенном жаргоне быстрые лодки нередко называют «электрички»), ну и сама лодка красного цвета. Даже в статике эта лодка выглядит динамично.

Фото: пресс-служба

Лодку TP52 вы выбрали за какие ее характеристики?

Если совсем просто сформулировать, то хотелось очень легкую, быструю и спортивную лодку. На ней можно побеситься! Если посмотреть на палубу во время регаты, то она похожа на спортзал: все бегают, как будто от тренажера к тренажеру. Это тренировка на ловкость, силу, скорость, концентрацию.

В чем особенности Giraglia Rolex Cup, в которой вы недавно одержали победу?

Во-первых, она сложная. Если ты совершишь ошибку во время гонки, шанс исправить ее будет только через год (регата Giraglia Rolex Cup при поддержке Rolex проходит в начале лета, в этом году — с 9 по 17 июня, — прим. ред.). И она очень интересная. В ней участвует больше 200 экипажей, то есть более 2 тыс. человек. Это рулетка — погода каждый год разная!​

Успех в гонке от чего зависит?

Можно собрать суперкоманду, закупить очень дорогое оборудование, но во многом все зависит от удачи. Конечно, важна максимальная отдача, слаженность, но при этом еще и обстоятельства должны сложиться в твою пользу.

В этой гонке какие слагаемые победы стали главными?

Мы долго шли к этой победе. Я лично седьмой год участвую в этой гонке и помню каждого члена команды, с которым мы гоняли тут. Я помню каждую из гонок и каждую нашу ошибку, каждый неправильный поворот. Иногда мы лидировали и совершали ошибку уже совсем около финиша. С каждым годом мы улучшали результат. В этой регате сложилось все. Еще нас всю гонку кит сопровождал — мы решили, что это на удачу.

Фото: пресс-служба

На следующий год вы планируете участвовать в этой гонке?

Конечно! Мы каждый год в ней участвуем.

Психологически после победы сложнее защищать титул?

Не думаю. Сейчас был чемпионат мира в классе ORC, и мы туда приехали защищать свой чемпионский титул, а в результате стали вице-чемпионами, пропустив вперед итальянский экипаж, но я не сказал бы, что нам было легче или сложнее: каждая гонка интересна по-своему.

Какие победы вы вообще считаете главными?

Это чемпионат мира в Копенгагене в прошлом году, Giraglia Rolex Cup, Copa del Rey, еще очень интересная регата Primo Cup, которая проходит в феврале в Монако.

Какие гонки считаются самыми престижными в мире?

Это Giraglia Rolex Cup, это Rolex Fastnet Race — 600-мильная гонка в Англии, мы в ней не участвовали, и Rolex Middle Sea Race, стартующая на Мальте.

А какая самая сложная?

Я бы сказал, что Rolex Fastnet Race, потому что, во-первых, там холодно, нет — там очень холодно, во-вторых, там мокро и вообще достаточно сложные условия: иногда выходишь без подтвержденного прогноза погоды и вообще не понимаешь, что тебя ждет.

Фото: пресс-служба

Самое тяжелое в гонке — штиль?

Да, потому что сидишь и потихоньку сходишь с ума. При этом в 100 м от тебя ветер есть и ты видишь, как тебя кто-то обгоняет. Часто в таких просчетах обвиняют навигатора, но это не совсем корректно. Бывает, что у навигатора был правильный просчет маршрута, а гриндеры не успели в нужное место к нужному времени и упустили ветер.

Что самое страшное может случиться во время гонки?

Самое страшное — это когда кому-то становится плохо во время гонки, а до ближайшей земли миль 50, то есть где-то десять часов хода, и рассчитывать можешь только на себя. Ситуаций с адреналином вообще много, но обычно не успеваешь испугаться.

Каков обычный гендерный состав команды?

Мужчины. Они сильнее физически.

Фото: пресс-служба

Сама физическая подготовка есть какая-то специальная?

Нет, стандартная силовая и кардио. Важны еще баланс и координация.

Кроме регат вы проводите сейчас время на яхте? Просто отдых в выходные, например?

Нет, регат хватает. Если посчитать все соревнования вместе, то это около двух месяцев в море. Поэтому если хочется заняться спортом, то уже каким-то другим: горными лыжами, велосипедом. Иногда, кстати, совмещаем: можем поселиться перед регатой так, чтобы до лодки ездить на велосипеде и заодно тренироваться. В Триесте, например, дом был не рядом с портом, поэтому дорога была разминкой перед гонкой.

Тем, для кого яхта — это просто вид досуга, вы бы какие маршруты порекомендовали?

Очень красивые маршруты по островам в Греции, по побережью Корсики, Мальорке, Ибице.

Фото: пресс-служба

А какие школы вы бы посоветовали для обучения?

Если со спортивным уклоном, то много школ на Пироговском водохранилище, включая сам клуб «Пирогово». Есть клуб Yachting.Rus. Он организует много разных спортивных мероприятий, включая выезды на Гарду, что очень хорошо для обучения.

Яхтенный спорт — очень дорогое увлечение?

Зависит от многого. Есть варианты на разный бюджет. Yachting.Rus, например, энтузиасты, они буквально-таки скидываются на аренду лодки и другие расходы.

Династийность существует в яхтенном спорте?

Да. В прошлом году мы выиграли Giraglia Rolex Cup в своем классе и наблюдали трогательный момент на награждении. Победивший в другом классе француз держал в руках кубок и нашел на нем название лодки, на которой когда-то выиграл гонку его отец. Он держал тот же кубок спустя 20-30 лет — и это было круто.