Стиль
Впечатления Из Москвы с любовью: школа-студия МХАТ покоряет Сибирь
Стиль
Впечатления Из Москвы с любовью: школа-студия МХАТ покоряет Сибирь
Впечатления

Из Москвы с любовью: школа-студия МХАТ покоряет Сибирь

Фото: пресс-служба школы-студии МХАТ
Уже третий год подряд студентов и выпускников школы-студии МХАТ летом ждут в Сибири. Сюда они везут свои выпускные спектакли, вербатимы и поэтические чтения, поставленные под руководством лучших российских режиссеров.

Несколько лет назад столичные режиссеры, их студенты и выпускники начали покорение Сибири. Ученики Мастерской Дмитрия Брусникина сели в поезд и отправились в путешествие длиной почти в 19 тыс. километров по Транссибирской магистрали. В пути от Москвы до Владивостока юные студенты и группа драматургов провели две недели, собирая истории своих попутчиков, которые затем легли в основу спектакля. Это было в феврале 2016 года. А еще за год до того состоялись первые сибирские гастроли студентов и выпускников Школы-студии МХАТ, которые с тех пор лишь набирают обороты.

Проект «Школа-студия МХАТ — Сибири» был придуман два года назад, а его инициаторами выступили фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» ​и компания En+ Group. Вначале в нем участвовали три города — Красноярск, Иркутск и Абакан, а сегодня география расширилась и захватила Братск и Дивногорск. Первыми к сибирским зрителям отправились студенты Мастерской Виктора Рыжакова. За два года в программу их гастролей вошли поэтические чтения «#Чёстихи #Чёпоём», вербатим «Несовременный концерт», спектакль «Платонов. Встреча первая» и такие хиты, как «С любимыми не расставайтесь» и «Современный концерт». В этом году в Сибирь отправились студенты и выпускники сразу трех мастерских: курса Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова, курса Евгения Писарева и выпустившийся курс Виктора Рыжакова, который сложился в театральный проект «ИюльАнсамбль».

Фото: пресс-служба школы-студии МХАТ

Для молодых актеров, которые играют на сцене, подобные выезды — первый «выход в люди», встреча с публикой, которая отличается от той, перед которой они выступают в Москве в Камергерском переулке. Зал иначе реагирует на темы и интонации, иначе вступает в диалог с актерами. Встреча с порой «сложным» залом — один из самых ценных и важных опытов для начинающего актера. «Богатство этого проекта еще и в том, что актеры получают опыт первых гастролей без каких-либо скидок на их молодость. Они приезжают к взыскательной публике, которая никаких поблажек им не дает. А зрители получают хороший московский театр, постановки в лучших традициях школы-студии», — отметила директор по связям с общественностью компании En+ Group Елена Вишнякова.

Всего в этом году в гастрольный тур отправились четыре спектакля Школы-студии МХАТ. Постановки сделаны в разных сценических форматах — от мюзикла до вербатима — и ни одна из них не строится на готовой пьесе. Так, в основу показанного в рамках гастролей спектакля «…Чтобы нам всем было хорошо и прекрасно» легли две пьесы молодого драматурга Ирины Васьковской «Март» и «Русская смерть». «МХАТ и его школа всегда были территорией эксперимента, поэтому помимо привычных театральных форм мы знакомим сибирского зрителя с новыми форматами. Кроме того, каждый курс студентов школы-студии отличается от предыдущего и последующего, все они авторские. Но то, что остается неизменным — это высокое качество актерской школы и интонация искренности, любви и уважения к зрителю. В нашей практике не было еще ни одного случая, чтобы публика не приняла тот или иной спектакль», — рассказала заместитель директора фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело» ​Катя Светличная.

 

 

«РБК Стиль» рассказывает о спектаклях школы-студии МХАТ, вошедших в гастрольный тур проекта

Фото: teatrpushkin.ru

«Горький. Дно. Высоцкий» (Мастерская Евгения Писарева)

В постановке «Горький. Дно. Высоцкий» режиссер Борис Дьяченко органично соединил текст знаменитой пьесы писателя Максима Горького с текстами песен поэта Владимира Высоцкого. Выпускники курса Евгения Писарева играют спектакль без декораций, а их рассадка на сцене повторяет зрительный зал. Драму Горького Борис Дьяченко превратил в мюзикл, произведения двух авторов в котором неотделимы друг от друга. Спектакль «Горький. Дно. Высоцкий» включен в репертуар филиала Театра им. Пушкина.

 

 

«Te Deum» (Мастерская Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова)

Название спектакля отсылает к христианскому гимну богослужения «Тебя, Бога, хвалим». Над постановкой студенты Мастерской Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова начали работать еще на первом курсе. Спектакль построен на историях самых разных людей. «В Школе-студии МХАТ становится традицией заниматься вербатимом, своеобразной альтернативой методу наблюдения. Мы задавали вопросы простым прохожим на улице. Так и сложился спектакль, который для нас по-человечески очень важен», — рассказала Вера Харыбина. Спектакль включен в репертуар Школы-студии МХАТ.

 

 

«ЧудоЧудоЧеловек» (Мастерская Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова)

Спектакль «ЧудоЧудоЧеловек» — работа педагога Школы-студии МХАТ Марины Дровосековой по произведениям Корнея Чуковского. Это история самого детского писателя, но как будто рассказанная детьми, которых он приглашал на самовар с шишками и ради которых писал. «ЧудоЧудоЧеловек» — постановка о побеге взрослого человека в детство, история о желании человека вновь и вновь обретать чистоту и обаяние в восприятии мира, бесконечно стараться разглядеть вокруг себя волшебное и удивительное. Человек, Корней Чуковский, уникален, его творчество, равно как и его судьба, завораживает и пронзает одновременно. Он многоликий, парадоксальный», — отметила Марина Дровосекова. Спектакль включен в репертуар Школы-студии МХАТ.

 

 
Фото: vakhtangov.ru

«Современный концерт» (театральный проект «ИюльАнсамбль»)

В этом году театральный проект «ИюльАнсамбль», который сложился из выпускников Мастерской Виктора Рыжакова, участвовал в туре в качестве специального гостя. Они отыграли «Современный концерт», который можно увидеть в репертуаре Центра им. Вс. Мейерхольда. Постановка Виктора Рыжакова — спектакль-симфония из знаковых мировых музыкальных хитов. Режиссер задумал рассказать историю XX века, не произнося слов и не играя сцен, но «исполнив» ее. Каждое десятилетие рождало новый стиль, политическое потрясение — протест, а протест — субкультуру, которая формировала новые ритмы и интонации. Музыка в постановке выступает как документ времени и способ познания человека.

 

 

«Безотцовщина» (Мастерская Евгения Писарева)

«Безотцовщина» — дипломный спектакль студентов Мастерской Евгения Писарева, который будущей осенью будут играть на сцене Театрального центра на Страстном. Пустой черный кабинет и пара скамеек — вот все, что понадобилось выпускникам Школы-студии МХАТ, чтобы представить историю страсти, обмана, разочарования и убийства. Минимальное количество выразительных средств выводит сюжет пьесы Антона Чехова из временного контекста, делая его вечной историей человеческих страстей, актуальной для любого поколения.