Стиль
Впечатления Дом, который построил: выставка Антонио Гауди в ММОМА
Стиль
Впечатления Дом, который построил: выставка Антонио Гауди в ММОМА
Впечатления

Дом, который построил: выставка Антонио Гауди в ММОМА

Фото: пресс-служба ММОМА
Макеты знаменитых барселонских домов, фрагменты керамических мозаик парка Гуэль, дубовые скамьи и двери, созданные по чертежам Антонио Гауди. В Москве открылась выставка, посвященная творчеству знаменитого каталонского архитектора.

При упоминании Барселоны неизбежны ассоциации с Антонио Гауди. Работы этого испанского архитектора стали символами города, в который он переехал в возрасте 19 лет и в котором создавал причудливые, ни на что не похожие здания до самой смерти. Чертежи и макеты особняков и монастырей, их декоративные элементы и мебель авторской работы привезли в Москву для выставки в Музее современного искусства, приуроченной к 165-летию со дня рождения Гауди.

Дворец Гуэля: фрагмент чертежа, 1910

Дворец Гуэля: фрагмент чертежа, 1910

Секреты восприятия форм и пространства будущий архитектор начал постигать с юных лет. Происходило это в медницкой мастерской его отца, где мальчик следил за работой и выполнял мелкие поручения. Полученные знания и навыки пригодились Гауди. Спустя годы, уже будучи знаменитым архитектором, он рисовал причудливые кованые объекты и элементы интерьеров, которые затем изготавливались по его заказу. Так, в залах ММОМА представлены латунные эргономические дверные ручки, придуманные Гауди для Дома Мила, и хитрые крючки для одежды из Дома Кальвет.

Фрагмент керамичекой мозаики из Парка Гуэля, 1903
Фрагмент керамичекой мозаики из Парка Гуэля, 1903

Антонио Гауди всегда был прилежным учеником — при этом решительно уклоняясь от традиционного понимания архитектуры. Он никогда четко не следовал правилам и канонам того или иного стиля, а если какое-то из его предложений казалось заказчику абсурдным, он отстаивал его с удвоенной силой. Критика и публика, когда речь заходила о Гауди, нередко задавалась вопросом: «Кто он — гений или сумасшедший?». А его работы удостаивались не только похвал, но и нешуточной критики. Так, за свои нестандартные параметры, где планы этажей категорически не соответствовали друг другу, Дом Мила высмеивался в карикатурах и сравнивался с каменоломней.

Дом Мила, Барселона
Дом Мила, Барселона

Куратор выставки Чаро Санхуан, которая работала над экспозицией в течение нескольких лет, разделила ее на пять частей. Начиная с биографии Гауди и его семейного древа, выведенного на бумаге индийскими чернилами, Санхуан делает «остановки» у наиболее известных архитектурных работ. Одной из реперных точек проекта стала история о строительстве школы монахинь-терезианок — самой минималистичной постройки Гауди. О дружбе и работе с главным патроном архитектора — Эусеби Гуэлем — рассказывает еще один раздел экспозиции. Именно Гуэль ввел зодчего в круг испанской элиты начала XX века, знакомство с представителями которой помогло реализовать ряд выдающихся проектов.

Саграда Фамилия, Барселона
Саграда Фамилия, Барселона

Последний раздел выставки посвящен главной постройке в жизни Гауди — собору Саграда Фамилия. Его возведение началось в 1882 году и не завершено до сих пор.

Выставка «Антонио Гауди. Барселона» в ММОМА открыта с 24 мая до 10 сентября 2017 года.