Стиль
Впечатления «Отряд самоубийц»: как злодеи заняли место героев
Стиль
Впечатления «Отряд самоубийц»: как злодеи заняли место героев
Впечатления

«Отряд самоубийц»: как злодеи заняли место героев

Фото: kinopoisk.ru
Несмотря на плохие рецензии, фильм Дэвида Эйра о команде суперзлодеев на правительственном задании побил кассовый рекорд в прокате. Нравится вам это или нет, плохие парни и девчонки потеснили положительных героев. Но это произошло не вдруг.

«Я не говорю на языке добрых людей», — с вызовом произносит дорогой наемный убийца Дедшот (Уилл Смит), со знакомства с которым под вечную «House Of the Rising Sun» (для каждого злодея здесь своя популярная музыкальная тема) начинается «Отряд самоубийц». Правда, нам тут же показывают единственную слабость сидящего в тюрьме наемного убийцы — 11-летнюю дочь, которая стала свидетельницей его ареста Бэтменом (Бен Аффлек). Да, отряд самоубийц (или, как их называет начальница специального тайного госагентства Аманда Уоллер в исполнении Виолы Дэвис, металюдей) живет в мире Бэтмена, но как будто бы вырвался из-под контроля и узурпировал Готэм.

«Отряд самоубийц» — часть плана студии Warner Bros. по превращению вселенной комиксов DC в равного конкурента доминирующему на рынке комиксовых экранизаций Marvel. Первый шаг был сделан весной, когда в прокат вышел «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», а на недавнем «Комик-коне» показали трейлеры «Чудо-женщины» и «Лиги справедливости», которые выйдут в следующем году. Второй фильм станет своеобразным «положительным» ответом «Отряду самоубийц», где хорошие герои объединятся против злодеев.

Но именно в «Отряде самоубийц» происходит идеологический сдвиг, который меняет расстановку сил между плохими и хорошими героями. «Следующий Супермен может оказаться террористом», — говорит Аманда Уоллер, напоминая нам, что мы живем в мире, когда любой человек, умеющий обращаться со взрывчаткой, может стать угрозой. По законам жанра два враждебных клана забывают о распрях, когда им угрожает третья сила, и Аманда берется торговаться с суперзлодеями об условиях их участия в операции по спасению мира.

 

 

По «Отряду самоубийц» интересно проследить эволюцию, пройденную комиксовыми злодеями. Комиксы — изначально детский, почти сказочный жанр, все в них гипертрофировано и раздуто до крайностей, а часто и до патологий. Джокер Джека Николсона в первом «Бэтмене» (1989) Тима Бертона был, несмотря на масштаб личности актера (и в то же время благодаря ей) злобным фриком, по которому после его гибели никто не скорбел. Пингвин (Дэнни Де Вито) во второй части «Возвращение Бэтмена» (1992) тоже был уродом, решившим переместиться из андеграунда (канализации) в мейнстрим (на улицы Готэма) с целью захвата власти. Злодеи из третьей (1995) и четвертой (1997) частей истории о Бэтмене —​ Эдвард Нигма (Джим Керри), Фриз (Арнольд Шварценеггер) и Ядовитый плющ (Ума Турман) были настолько карикатурными и лишенными личности и бэкграунда, что могли появиться только в постмодернистскую эпоху, гротескно игравшую с образами, а не предлагавшую смотреть на живых людей с понятными мотивациями. И они, как минимум, не вызывали никакого страха.

Совсем других злодеев предложил в следующее десятилетие Кристофер Нолан. Его Джокер (Хит Леджер) в «Темном рыцаре» (2008) и Бэйн (Том Харди) в «Темном рыцаре: Возрождение легенды» (2012) — люди с идеями о том, как переустроить несправедливый современный мир, и если выслушать их монологи и историю жизни, вы можете не быть с ними заодно, но не можете не согласиться, что в чем-то они правы. Так аутсайдеры мстят официозу, который больше не справляется со своими обязанностями. Злодеи Нолана — это люди перехода от одной общественной модели к другой, и их губят не сами эти идеи, разделяемые соратниками, а их радикализм. Так Бэтмен становится не просто защитником покоя граждан Готэма, а центристским гарантом стабильности системы, которая, кстати, ему самому совсем не нравится — иначе он бы не выбрал свое тотальное одиночество.

 

Мотивации главных злодеев «Отряда самоубийц» тоже укоренены в реальности. Харли Квинн (актриса Марго Робби ухитрилась этим летом побыть и положительной подругой другого легендарного героя — Тарзана) превратилась из психиатра в пациентку из-за любви к Джокеру (недоиспользованный тут Джаред Лето), который показан обычным бандитом. Мотивация Дедшота — деньги, и дочь — единственная причина, по которой он окончательно не превратился в асоциальный элемент. В общем, перед нами не столько суперзлодеи — по-настоящему суперспособностями обладают только Дьябло (Джей Хернандес) и Чародейка (Кара Дельвинь), она же и есть здесь стопроцентная злодейка, вызвавшая силы зла, — сколько просто хорошие профи, умеющие стрелять и драться лучше других. Остальные в итоге хотят того же, что и любой человек — любви, семьи и кучи денег (хотя нет, Убийца Крок хочет обратно в канализацию, но он исключение, подтверждающее правило). Так комиксовые злодеи прошли путь от гротескного фриковства до почти средней общественной нормы. Впрочем, их социальная опасность никак не игнорируется — после выполнения задания их отправляют дальше отбывать свои сроки (Бумеранг отлично шутит: «Вы хотите скостить нам десять лет с трех пожизненных?»). Проще говоря, это фильм о том, как плохим ребятам дали на день быть хорошими так, как они умеют. Но зрительский заказ принят — судя по рекордным сборам (на момент написания статьи «Отряд самоубийц» собрал $65 млн только за первый день проката), мы давно ждали, когда злу, которое, как известно, всегда привлекательнее добра (вспомните грустное озабоченное лицо Бена Аффлека в роли Бэтмена), дадут показаться в полную силу. И, судя по сборам, это только начало.