Стиль
Впечатления «Судная ночь 3»: как Голливуд агитирует за Хиллари Клинтон
Стиль
Впечатления «Судная ночь 3»: как Голливуд агитирует за Хиллари Клинтон
Впечатления

«Судная ночь 3»: как Голливуд агитирует за Хиллари Клинтон

Фото: kinopoisk.ru
Либеральный Голливуд всегда поддерживал демократов — если не на 100%, то на 95% точно. «Судная ночь 3» же буквально ведет за руку избирателей голосовать за Хиллари Клинтон, пугая их диктатурой Дональда Трампа, в год не киношных, а реальных выборов.

Всего три года назад первая «Судная ночь» задумывалась как эффективный недорогой триллер: наполовину антиутопия (действие происходит в параллельной Америке, где раз в год в течение двенадцати часов разрешены априори прощаемые преступления), наполовину фильм ужасов. Но когда первая часть со звездой Итаном Хоуком в главной роли и бюджетом всего $3 млн заработала под $90 млн в мировом прокате, стало ясно, что скромная «стрелялка» про обычного человека, противостоящего обезумевшему и жаждущему крови миру, обладает большим потенциалом. Так и оказалось.

Через год, уже в 2014-м, быстро вышла вторая часть, где Хоука сменил менее известный, но более брутальный и вместе с тем нервный Фрэнк Грилло. Сиквел стоил больше ($9 млн), но и собрал уже около $112 млн. История об обывателе, который забаррикадировался от мира, но был вынужден его впустить и дать ему бой, сменилась сюжетом о человеке, решившем отомстить за смерть сына, но понимающем, что месть ничего не изменит. Третья часть, выходящая в прокат на этой неделе, замахнулась на большее — на разговор об американском обществе в целом. Главный герой Лео Барнс (Фрэнк Грилло) теперь не частное лицо с личными проблемами, а телохранитель кандидата в президенты, мало того —женщины. Мало того — блондинки. И если учесть, что в первый уик-энд проката в Америке «Судная ночь 3» вошла в тройку лидеров, собрав больше своего конкурента, «Большого доброго великана» самого Спилберга, она ответила на некий современный запрос общества, притворившись обычным развлекательным ужастиком.

 
Фрэнк Грилльо в роли главного героя Лео Барнса и Элизабет Митчелл в роли сенатора Чарли Роан
Фрэнк Грилльо в роли главного героя Лео Барнса и Элизабет Митчелл в роли сенатора Чарли Роан

Фильм начинается накануне очередной судной ночи, когда на улицах Вашингтона будут безнаказанно убиты сотни человек. Америкой уже 25 лет правят «отцы-основатели», их единственный оппонент — сенатор Чарли Роан (Элизабет Митчелл), которая обвиняет правящую партию в том, что во время судных ночей бедняков на пособии просто убивают ради обогащения страховых компаний. Когда начинается очередная бойня, Роан и ее телохранитель Барнс вынуждены бежать из ее дома, потому что правительство подкупило охрану и планировало убрать сенаторшу, у которой есть шансы на победу на предстоящих выборах (в «Судной ночи 3» они проходят почему-то в мае).

Параллельно в другом, гораздо менее благополучном квартале Вашингтона развивается другой сюжет: чернокожий хозяин маленького продуктового Джо (Майкелти Уильямсон) готовится защищать свое дело, потому что страховая внезапно увеличила сумму выплаты, и ему в этом вызывается помочь мексиканец Маркос (Джозеф Джулиан Сория), который бесстрашно приехал в кровожадную Америку, потому что в его Хуаресе «каждый день как судная ночь». Так получается, что чернокожий и мексиканец спасают блондинку-сенатора и ее белого охранника, которых уже почти прикончили приехавшие из Европы «туристы смерти». И тут режиссер всех трех «Судных ночей» Джеймс ДеМонако перестает выражаться иносказательно и переходит к чистой пропаганде.

 

 

Нет никаких сомнений, на чьей стороне режиссер. Роан у него —​ Хиллари Клинтон, блондинка-демократ, отстаивающая права на жизнь и свободу любой личности, в том числе и черного Джо с мексиканцем Маркосом, которые приехали в Америку ради своей американской мечты и готовы биться за нее с оружием в руках. На противоположном полюсе —​ консервативная и богатая белая Америка, которая видит в нацменьшинствах пушечное мясо и средство обогащения. Хорошие парни здесь показаны битыми жизнью одиночками без семьи и с тяжелым прошлым. Плохие парни — циничными монстрами с трофейными блондинками под руку, то есть практически Дональдом Трампом.

Забавно, что в жизни демократические силы не настолько беззащитны и противопоставлены элитам, как в фильме. Наоборот, Америкой правит бэби-бумерское поколение, у которого за плечами бурная протестная молодость и вполне стабильная карьера в зрелости. Хиллари Клинтон из президентской супруги вот-вот сама станет президентом, и она единственная реальная альтернатива фашиствующему Дональду Трампу, который речами об ужесточении условий для мигрантов завоевал репутацию рвущегося к власти выскочки с замашками диктатора. Другое дело, что трудно себе представить что-то менее элитарное, чем демократы в политике, поэтому понятия «правого» и «левого» давно сместились, и Трамп в этой ситуации выглядит гораздо радикальнее своих оппонентов, которые, наоборот, хотят продолжения политики Обамы.

 

 

В предыдущие восемь лет правления Обамы Америка действительно подзапустила миф об Америке как стране, идеальной для старых и богатых белых мужчин, гоняющих мяч на поле для гольфа. Голливуд с самого своего появления был популистским сообществом, зависевшим от продаж билетов в кино, а не от производства предметов роскоши. Его выбор всегда был за демократами и как можно большим количеством зрителей, но в «Судной ночи 3» это проговаривается самым прямолинейным образом. В финале выросшая на улице преступница Лэни (Бетти Гэбриел), позже взявшаяся за ум и в судную ночь помогающая раненым, говорит сенаторше: «Вообще, я не верю политикам, но вам теперь — да», — в фургоне, увозящем их от наемников. Смысл этого фильма сводится к тому, чтобы отмести все сомнения — единственным спасителем Америки может стать только Клинтон.

Голливуд всегда был орудием пропаганды, обращаясь к «простому» человеку, и не стал за десятилетия менее лобовым в своем посыле. Авторы «Судной ночи 3» знают, что зрителям можно впихнуть мораль об ужасах насилия, только показывая его на экране, а потому в фильме стрельбы и убийств достаточно. К дебатам о насилии здесь добавилась мораль о лучшем будущем, для выбора которого нужно увидеть жутчайший антиутопический прогноз. Досмотрите этот самый, наверное, неприкрытый пропагандистский фильм последнего времени — в нем буквально говорят зрителям, за кого они должны проголосовать на ближайших президентских выборах. Так неожиданно кино практически класса «Б» пытается гораздо сильнее повлиять на современный мир, чем более популярные кинокомиксы или высокобюджетные фильмы о вторжении инопланетян.