Стиль
Впечатления «Большой и добрый великан»: Спилберг на отдыхе с внуками
Стиль
Впечатления «Большой и добрый великан»: Спилберг на отдыхе с внуками
Впечатления
«Большой и добрый великан»: Спилберг на отдыхе с внуками
© kinopoisk.ru
Стивен Спилберг экранизировал сказку Роальда Даля по сценарию, написанному автором «Инопланетянина» Мелиссой Мэтисон. Кинообзреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян объясняет, почему его фильм, посвященный снам, убаюкает любого зрителя старше девяти.

Получив в 1990-х два режиссерских «Оскара» с перерывом в пять лет (за «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана»), самый успешный кинодеятель современности в XXI веке совмещает в себе как бы три ипостаси. Он автор кассовых сайенс-фикшенов («Война миров», «Особое мнение») и драм на «Оскар» («Мюнхен», «Линкольн», «Шпионский мост»). Но иногда вдруг в 69-летнем авторе «Инопланетянина» и «Крюка» просыпается сказочник, и он снимает семейные фильмы (и если учесть, что он практически изобрел современную формулу успешной картины для всех возрастов, кому их снимать, как не Спилбергу?). В 2016-м у режиссера именно такое настроение, и если учесть, что его следующими проектами станут сайенс-фикшн «Первый игрок, приготовьтесь», драма по книге Дэвида Керцера «Похищение Эдгардо Мортары» и эпос «Монтесума», «детский» период Спилберга окажется недолгим.

Каждый раз, когда известный своим узнаваемым стилем режиссер берется за произведение автора с не менее уникальным видением, две силы встречаются где-то посередине, и результат иногда непредсказуем. Роальда Даля ставил и Тим Бертон («Чарли и шоколадная фабрика» 2005 года), и Уэс Андерсон («Бесподобный мистер Фокс» 2009-го), и Николас Роуг («Ведьмы» 1990-го), и даже Дэнни Де Вито («Матильда» 1996-го). Мало того, британцы любят своего анимационного «БДВ», вышедшего в 1989-м году. Спилберг всегда был немного сентиментальным — в этом и его коммерческая сила (на сентиментальность охотно откликаются дети, женщины и старики), и слабость (Даль хоть и писал сказки, тон в них был совсем не мягким — вспомните «Ведьм», где детей превращали в мышей — это же настоящий хоррор).

 

«БДВ» — временный заход Спилберга на знакомую, но давно пройденную территорию детского кино. Фильм также цементирует его сотрудничество с новым актером-талисманом, какими в разные годы были для Спилберга Ричард Дрейфус, Харрисон Форд, Том Круз и Том Хэнкс. Весь «БДВ» держится на мимике сыгравшего заглавного героя Марка Райленса, который недавно получил «Оскар» за лучшую роль второго плана в предыдущем фильме Спилберга «Шпионский мост» и уже утвержден на два его следующих проекта. Великан-вегетарианец, прогуливающийся по ночному Лондону и вдувающий сны в головы спящих горожан, похищает девочку Софи (Руби Барнхилл) из ее кровати в приюте и несет показать ей страну великанов-людоедов, которых Софи поможет победить всего одним письмом королеве. Сцены во дворце и игра с размерами БДВ и людей — самое смешное, что есть в фильме. В этих сценах Спилберг снимает комедию положений, а не фэнтези, и то, что непонятно, когда происходит действие — книга Даля была опубликована в 1982-м, но королева звонит некоему Борису, не то Ельцину, не то недавнему мэру Лондона Джонсону, обоих в 80-х не могло быть и в помине — в общем, неважно, потому что действие происходит в сказке, не цепляйтесь к деталям, зануды.

 

 

Удивительно, как мало Спилберг хочет сказать этим фильмом, разве что банальную истину, что добро победит зло, а настоящая дружба не ржавеет. Помимо нескольких ювелирно сделанных эпизодов (БДВ изящно, как в балете, прячется в городе, то приглушая фонарь, то притворяясь грузом в кузове), для взрослых зрителей здесь мало что есть. Зато для детей «БДВ» может стать «Инопланетянином» их поколения — той самой «доброй сказкой», которую они из ностальгии пересмотрят через 20 лет и удивятся тому, насколько она устарела. Или нет — все зависит от того, насколько ностальгия затмит собой здравый смысл.