«Библия джаза»: пять книг о музыке, ставшей языком свободы
По просьбе «РБК Стиль» известный джазовый пианист и композитор, «русский американец» Миша Цыганов советует пять книг, которые помогут почувствовать, что такое джаз. Доверять выбору Михаила стоит уже потому, что музыкант оттачивал свое мастерство, сотрудничая с такими звездами мирового джаза, как братья Бреккер, Джо Чэмберс, Кларк Терри и Хендрик Меркенс. И записал более 50 альбомов, причем два из них — «The Artistry Of The Standart» и совсем свежий диск «Spring Feelings» выпущены на известном музыкальном лейбле Criss Cross Jazz.
Роберт Джордж Рейзнер «Пташка. Легенда о Чарли Паркере»
Для меня Чарли Паркер в джазе — это как таблица умножения в математике. Без него далеко не уедешь. В какие бы музыкальные стили меня ни бросало, я всегда возвращаюсь к нему — как к неиссякаемому источнику чистого, честного, настоящего джаза. Когда слушаешь Паркера, порой кажется, что он не играет, а летает. Неудивительно, что его так и называли — Bird, то есть, «пташка». В этой замечательной книге, изданной в США в 1962 году, такие джазовые гиганты, как Диззи Гиллеспи, Майлс Дэвис, Арт Фармер, Макс Роуч, а также журналисты и друзья Паркера вспоминают истории из его жизни — смешные и грустные. Эта книга взбудоражила мое воображение на много лет. Она переведена на русский язык одним из основателей питерского джаз-клуба «Квадрат» — барабанщиком и филологом Валерием Мысовским — и издана в России в 1996 году. С Валерием я когда-то играл джаз в Питере, это было в конце 80-х.
Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»
Когда я в первый раз — еще в Ленинграде — услышал джаз, который покорил меня с первых же звуков, мне сразу захотелось понять, что же это за диковинная страна, в которой родился этот удивительный сплав из разных музыкальных культур. Я прочитал много книг, в которых нашел ответы на интересующие меня вопросы, но ни один труд о джазе и предджазовом периоде не «перенес» меня за океан и не дал возможность «прожить» там какое-то время. Возможно, большинство из авторов и не ставили перед собой такие задачи. А вот роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» настолько захватил мое воображение, что я буквально перенесся в далекие 1860-е годы — в Америку незадолго до рождения джаза. В этой книге удивительно реально показана та эпоха, нравы людей, силы характеров и судьбы. Неслучайно Маргарет Митчелл сразу после выхода романа в 1836 году получила за него Пулитцеровскую премию. «Унесенные ветром» и сейчас остаются одним из самых знаменитых бестселлеров в истории американской литературы.
«Воспоминания о Рахманинове» в двух томах
Сергей Васильевич Рахманинов — один из моих любимых композиторов. Эта книга о гениальном пианисте, который в своем творчестве объединил московскую и питерскую композиторскую школы и которого многие называют «самым русским композитором», особенно интересна для меня тем, что рассказ идет не от одного лица, — а значит, мнение о человеке не субъективно. Книга составлена из воспоминаний самых разных людей: музыкантов, художников, артистов, писателей, а также родственников и друзей Рахманинова. «Воспоминания о Рахманинове» правдиво раскрывают характер великого музыканта, дают широкое представление о его увлечениях и интересах, описывают бытовые подробности его жизни, а также показывают композитора в кругу семьи и друзей. В числе авторов воспоминаний такие выдающиеся люди, как Елена Гнесина, Рейнгольд Глиэр, Иван Бунин, Александр Гольденвейзер и другие.
«Майлс Дэвис. Автобиография»
В правом верхнем углу обложки книги Miles Davis «The Autobiography», написано — «The National Bestseller», а такие надписи просто так не ставят. Это действительно особенная книга. Гениальный джазовый трубач, композитор, бэнд-лидер, обладатель девяти премий «Грэмми» — Дэвис родился в 1926 году, совершил не одну революцию в джазе, прошел, работая в легендарном квинтете Чарли Паркера, путь от би-бопа до таких стилей, как джаз-рок и фьюжн. На мой взгляд, книги, которые больше всего вдохновляют джазовых музыкантов, — это не сухие учебники по гармонии и импровизации (они дают знания), а как раз воспоминания джазовых гигантов о тех далеких временах, когда на Манхэттене, на 52-й улице, играли Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Телониус Монк. Именно об этом ярко, увлекательно, честно и даже, порой, грубо рассказывает Дэвис в этой книге. Она дает возможность «пожить» с легендами джаза: попасть в их дома, выйти с ними на сцену, узнать, о чем думали, что давало им вдохновение, как создавались гениальные джазовые альбомы, на которых мы сейчас учимся. Книга была издана в 1989 году, за два года до смерти Дэвиса.
«Blue Note: Uncompromising Expression»
Blue Note — американский джазовый рекорд-лейбл, основанный Альфредом Лайоном и Максом Маргулисом в 1939 году. Здесь издавались альбомы таких выдающихся артистов, как Телониус Монк, Майлс Дэвис, Ли Морган, Херби Хэнкок и других. «Blue Note: Uncompromising Expression» — это огромная, тяжеленная книга (около 400 страниц) с невероятным количеством цветных и черно-белых иллюстраций: исторически важных фотографий, редких афиш, плакатов и программок, а также обложек альбомов. В книге много интересных историй, описаний создания альбомов и исторически важных событий. Это история джаза. Мне подарил ее Джерри Тикенс — хозяин известного голландского рекорд-лейбла Criss Cross Jazz, сказав: «Это джазовая Библия!» Не согласиться с ним невозможно.