Стиль
Впечатления Зачем на МКАД построят нанодорогу и кому она нужна
Стиль
Впечатления Зачем на МКАД построят нанодорогу и кому она нужна
Впечатления

Зачем на МКАД построят нанодорогу и кому она нужна

Фото: Итар-тасс; solarroadways.com
На 82‑м километре МКАД, рядом со строящимся технопарком Московского физико-технического института, появится нанодорога — участок, покрытый асфальтобетонной смесью с наночастицами, светодиодной дорожной разметкой и системой видеонаблюдения. Зачем?

Общеизвестно, что дороги в России не только большей частью плохие, но и очень дорогие. В прошлогодней презентации о стоимости российских трасс Научно-исследовательский институт Высшей школы экономики привел следующие данные: средняя стоимость километра дорог в России составляет 17,6 млн долл., а среднеевропейская — 6,9 млн долл., то есть в два с половиной раза ниже. Дороги в Москве и вовсе стоят фантастических денег — 51,7 млн долл. за километр. Причина: устаревшие стандарты строительства, из-за которых полотно приходится часто и дорого ремонтировать.

В прошлом году государство решило выделить на модернизацию дорог 100 млрд руб. Эти деньги пойдут на увеличение износостойкости и уменьшение энергозатратности трасс. Для решения первой задачи якобы и необходимы наночастицы.

 

БАДы для асфальта

 

Опыт подобных экспериментов не нов: еще в 30‑х годах прошлого века в США придумали добавлять в битум измельченные автомобильные покрышки, чтобы увеличить срок жизни асфальта: резина лучше переносит температурные перепады и высокие нагрузки. Сейчас полотно укрепляют с помощью газофибробетона: в его состав входит фибра из полипропилена, металла и стекла. Прочность такого покрытия может превышать прочность обычного бетона до двух раз. Его и будут использовать при строительстве дороги рядом с МФТИ.

Вторая задача, которая стоит перед строителями дорог, — уменьшить количество электроэнергии для их освещения. В Голландии для решения этой проблемы придумали наносить разметку фосфоресцирующей краской: в светлое время суток она впитывает солнечную энергию, а ночью отдает ее, освещая путь водителям. А американская семейная пара ученых, Джулия и Скот Брусо, пошла еще дальше.

Они разработали стеклянные панели с солнечными батареями, которые вырабатывают электроэнергию, обеспечивают сцепление и выдерживают вес даже 125-тонных грузовиков. В панели установлены светодиодные лампочки, которые заменяют разметку и которые можно запрограммировать на любой рисунок. Ученые предлагают заменить все асфальтовые дороги в Штатах солнечными панелями — это позволило бы вырабатывать в три раза больше электричества, чем сейчас потребляется в стране. У проекта масса преимуществ: от экономических до экологических, неизвестна лишь стоимость внедрения «солнечных» дорог. Хотя на своем сайте Брусо утверждают, что, когда делали первые прототипы, рассчитали, что новая дорога будет стоить почти столько же, сколько и асфальтовая.

 

 

Светодиодные маркеры

 

Дорогу у МФТИ тоже оборудуют солнечными панелями — в светодиодных маркерах разметки, которые будут включаться и выключаться в зависимости от времени суток. Дорожные знаки и опоры освещения обошьют композиционными материалами: при столкновении они смягчат силу удара, и последствия аварии будут менее серьезными. Также здесь появятся фонари с видеокамерами, фиксирующие ДТП: через «тревожную кнопку» на каждом из них можно связаться с оператором и сообщить о проблеме.

Смущает лишь одно: длина экспериментального участка нанодороги составит всего 655 м, которые обойдутся в 192,4 млн руб. — то есть в сравнимые со среднеевропейской стоимостью 8,4 млн долл. за километр. Дополнительные участки должны появиться также в Рязанской области и Татарстане. В «Роснано» утверждают, что ремонтировать новую дорогу к МФТИ придется на треть реже, чем обычную, — при схожей стоимости ремонта. Другое дело, что огромное количество чиновников и компаний, занимающихся ремонтом полотна, заинтересованы в обратном — латать ямы и укладывать асфальт как можно чаще.


Егор Антощенко