Стиль
Впечатления Антон Белов: «К нам приходят люди, открытые к новым знаниям»
Стиль
Впечатления Антон Белов: «К нам приходят люди, открытые к новым знаниям»
Впечатления

Антон Белов: «К нам приходят люди, открытые к новым знаниям»

Фото: пресс-служба музея «Гараж»
В честь открытия нового сезона с несколькими масштабными выставками, один из самых молодых директоров культурных институций поделился с «РБК Стиль» своим пониманием успеха и развития музеев в XXI веке, а также важностью создания выставок для всех.

«Гараж» долгое время существовал как центр современного искусства, а в 2014 году получил статус музея. Зачем вам это было нужно?

Это был логичный шаг в развитии нашей институции. С одной стороны, мы начали погружаться именно в музейную деятельность. Я имею в виду консервацию знаний, создание архива, посвященного российскому современному искусству, широкую просветительскую деятельность. Сейчас во всем мире функция музеев сильно трансформируется. 30-40 лет назад все музеи стремились собрать как можно более полную коллекцию, и сейчас у них — колоссальные хранилища, здания которых по масштабам зачастую превосходят сами институции. 

Осмотреть все, что в них находится, мне кажется, невозможно и за всю жизнь. В какой-то момент они осознали, что собирать бесконечно невозможно, поэтому стали ориентироваться скорее на реализацию познавательной функции для посетителей. Музей «Гараж» — в этом плане передовая институция как в России, так и в мире. Наша коллекция — это прежде всего работающий архив русского современного искусства, в котором есть все: видеозаписи, эскизы художников, вся пресса, выходившая о выставках, пригласительные билеты, афиши. На базе архива создаются выставки, пишутся исследования, проводятся конференции, защищаются ученые степени. Все, чем мы фактически занимаемся — это именно музейная деятельность в самом широком ее понимании.

Пресс-конференция, посвященная открытию нового здания Музея современного искусства «Гараж» в Парке Горького

(пресс-служба музея «Гараж»)

Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, учредитель Музея современного искусства «Гараж» Дарья Жукова и главный куратор Музея современного искусства «Гараж» Кейт Фаул

(пресс-служба музея «Гараж»)

Насколько сложно получить статус музея в России?

Юридически это не так сложно, у нас работа с документами заняла около девяти месяцев. Сложнее в этом случае организовать и систематизировать всю свою деятельность.


К архиву и к по-настоящему огромной библиотеке, которая была открыта на вашей базе, имеют доступ только профессионалы?

К архиву — да, доступ в него предоставляется по письменному запросу, объясняющему необходимость этой работы. Это связано с тем, что часть документов, например, дневники, носят личный характер. Но у нас есть специалисты, которые помогут подобрать обратившемуся профессионалу необходимые материалы. Библиотека же открыта для всех желающих, достаточно зарегистрироваться при первом посещении. Она бесплатная, то же касается и всех сервисов, включая ксерокс, сканер, wi-fi. В читальном зале всегда находятся искусствовед и библиотекарь, первый призван помочь разобраться в теме, если такая необходимость возникает, а второй в свою очередь подбирает нужные книги. В общем, идеальные условия!

Здание музея «Гараж»

(пресс-служба музея «Гараж»)

Если говорить об успехе и успешности, как вы их измеряете? К примеру, по очереди, которая стоит «как на Серова»?

Нам не столь важно, стоит очередь или нет. Могу сказать честно: мне хотелось бы ее избежать. Любая очередь — это стресс и для посетителей, и для сотрудников. И мне кажется, в современном мире успех не измеряется только лишь количеством людей, которые к тебе пришли. Для меня важны скорее те посетители, которые вынесли для себя после посещения выставки что-то новое, уровень толерантности к современному искусству которых повысился. Важно, чтобы люди получили новые знания, а не просто сделали фотографии на фоне произведений искусства и ушли без эмоций.

Выставка Виктора Пивоварова

(пресс-служба музея «Гараж»)

Но их же нельзя измерить, в отличие от того, сколько человек всего прошло через выставку.

Да, поэтому действительно объективный параметр оценки сложно выбрать. Но очень многие, взять же наших спонсоров и попечителей, отмечают то, что к нам приходят люди, открытые к новым знаниям. Лично для меня эти посетители и есть успех, особенно когда их количество постоянно растет. Что касается просто цифр, то в 2015 году нас посетило более полумиллиона человек.

Сейчас «Гараж» — это перестроенный архитектурным бюро Рэма Колхаса советский ресторан. Раньше в прессе обсуждались еще и другие площадки, в частности, «шестигранник». Планы на него по-прежнему остались?

Мы им занимаемся, но пока не афишируем весь фронт проведенных работ. Как быстро растущая институция, мы столкнулись с проблемой, что все придуманное несколько лет назад теряет свою актуальность, ведь мир не стоит на месте. Мы решили пока сбавить обороты в работе над «шестигранником», «пожить» в этом здании, осознать плюсы и минусы, потребности аудитории и музея, что действительно может потребоваться в дальнейшей работе, и, думаю, к концу года мы уже сможем представить какую-то концепцию.

У вас на базе «Гаража» появилась также программа по работе с людьми с инвалидностью. Что и для кого конкретно вы делаете?

Первые попытки адаптировать музейные выставки для незрячих людей делали еще в СССР, к примеру, в Музее Дарвина, но все это не имело какой-то четкой системы, ни в одном музее не существовало отдела, который бы занимался такой работой. Сначала у нас сформировалась группа людей, понимавших важность таких начинаний и занимавшихся их внедрением, и в августе прошлого года сразу после открытия постоянного дома «Гаража» мне пришла идея выделить данную работу в отдельное направление. Это необычная практика для музеев любого уровня, но я уверен, что наша работа заложит общие стандарты для функционирования российских музеев в дальнейшем. Вслед за зданием, мы адаптируем отдельные выставки и с удовольствием передаем коллегам полученные знания и опыт. В прошлом году были проведены два международных воркшопа для московских и региональных музеев с участием экспертов из мировых институций (Tate, Metropolitan, Open Museum). Сейчас на постоянной основе проводятся экскурсии на жестовом языке, а также тактильные экскурсии по нашим экспозициям.

Планы по развитию у нас грандиозные: в этом году мы запускаем проект по созданию специальных терминов по искусству на русском жестовом языке (ввиду их отсутствия). Далее на базе разработанной терминологии мы подготовим десять экскурсоводов, которые будут передавать знания коллегам из других музеев. Есть и помощь извне: так, благодаря поддержке компании JTI стало возможным перевести записи многих уже существующих online-лекций по современному искусству на жестовый язык. Таким образом, мы расширяем границы доступности знаний в России. 

На лето у нас запланирована выставка «Единомышленники», в разработке которой принимают участие люди с инвалидностью. Задача этого проекта — стать выставкой для всех, показать взгляд на искусство с различных сторон. Музей «Гараж» — это место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю. И я хочу, чтобы наша история не имела ограничений.

17 марта вы открыли сразу несколько громких выставок. Как происходит процесс формирования программы, и кто обычно в него вовлечен?

У нас есть кураторский отдел во главе с главным куратором музея Кейт Фаул. В начальных обсуждениях участвует кураторская и административная команда, которая определяет общее направление программы на следующие три года. Я часто выступаю за смелость высказываний, к примеру, чтобы выставка Луиз Буржуа проходила не на фоне белых стен, а на фоне оригинальных стен здания, но не вмешиваюсь, например, в список представленных работ.

Что касается только открытых выставок, то могу сказать, что программа объединяет четыре разных проекта. Лично я считаю Виктора Пивоварова величайшим художником, поэтому отстаивал его большую выставку в «Гараже», Рашид Джонсон впервые в России представил свою самую масштабную инсталляцию «В нашем дворе» в рамках Garage Atrium Commissions. Тарин Саймон сотрудничает c нами на протяжении трех лет и сейчас можно увидеть ее новые работы, своеобразные политические высказывания. Выставка включает в себя две фотографические серии, а также съемку документального фильма об атомной энергетике, за процессом которой смогут наблюдать посетители музея (проект с «Росатомом» — прим. РБК). Темой выставки Кекена Эргуна «Молодые турки» является практика Турции по созданию сети школ в разных странах мира. Когда мы только начинали работать, то планировали новые выставки за четыре, а то и два месяца, сейчас же у нас есть трехлетняя программа, что соответствует международным стандартам.

Экспозиция выставки Виктора Пивоварова «След улитки»

(пресс-служба музея «Гараж»)

Инсталляция «В нашем дворе» американского художника Рашида Джонсона

(пресс-служба музея «Гараж»)

Отдавая дань истории здания — бывшего советского ресторана «Времена года» — вся программа Музея «Гараж» теперь разделена на четыре сезона: весна, лето, осень и зима. Миссией выставочной программы «Гаража» является развитие трех составляющих: представление международных художников в России, представление и популяризация истории российского современного искусства российскому зрителю, а также представление российского искусства международному сообществу. Такое долгосрочное планирование помогает более детально заниматься всеми аспектами работы не только сотрудникам выставочного департамента, но и отделу фандрайзинга.


Насколько в среде музеев и центров современного искусства развита конкуренция? Или вы все друзья?

Это не такой простой вопрос. К сожалению, наша ментальность имеет свои особенности, арт-сообщество грешит тем же. Хорошо, что в последнее время появляется все больше директоров культурных институций, которые более открыто подходят к вопросам общения, у нас с ними складываются нормальные рабочие отношения. Я не вижу какой-то особой конкуренции в музейной среде, работы на всех хватит. Самое главное, что музеи вообще есть, и чем больше будет выбор — тем только лучше, как для зрителей, так и для профессионалов этого дела. На одном из семинаров я уже отмечал, что если даже половина планов по музейной и галерейной деятельности заинтересованных в ней людей и фондов осуществится, то в ближайшие годы Москва станет настоящей музейной столицей.