Стиль
Впечатления «Заниматься современным искусством в России сейчас — это правильный шаг»
Стиль
Впечатления «Заниматься современным искусством в России сейчас — это правильный шаг»
Впечатления

«Заниматься современным искусством в России сейчас — это правильный шаг»

Фото: Тимофей Колесников
Сестры Гоговы умело сочетают государственную работу с любовью к миру искусства. Мадина — министр культуры Карачаево-Черкесии, Мариана — работает в Гохране. «РБК Стиль» выяснил, как найти баланс между личными амбициями и госслужбой.

 

Вы закончили МГИМО и затем МГУ, факультет искусств, откуда вдруг после МГИМО появилась любовь к искусству? И как госслужба сочетается с работой арт-дилером и владелицей галереи в случае с Марианой?

Мариана: Любовь к искусству нам привили родители в еще детстве — мы ходили в художественную школу, и, хотя профессионально заниматься искусством нам не позволили, все равно мы к нему вернулись, просто в другой роли. Именно после международных финансов в МГИМО. И пожалуй, этап госслужбы происходит во многом благодаря духу нашей alma mater.

Мадина: Да, увлечение искусством было с самого детства, еженедельные походы в музеи с мамой, уроки рисования и музыки. Мы обе, как и многие, после окончания МГИМО не знали точно, чем хотим заниматься, у нас многое получалось хорошо. Появлялись разные возможности и предложения, где можно было не только применить свои знания, но и многому научиться. У нас был опыт в разных сферах, в том числе работа в «Рособоронзаказе», но интерес к искусству в итоге привел нас на факультет искусств МГУ. В жизни все неслучайно, мы давно заметили, что у нас все складывается дивным образом, как пазл. Так и идея создания галереи родилась очень естественно, это потребность внутренняя, которая нашла свою форму. Все-таки прекрасно заниматься любимым делом. Успех галереи уже привел к тому, что мы стали ассоциироваться именно с культурной сферой, и некоторое время спустя мы обе получили предложение о работе в Гохране России. Это уникальное учреждение! Мы участвовали в осуществлении исключительных проектов, таких как выставка «Великие мастера XIX столетия. Ювелирный дом Сазиковых и его современники». Многие экспонаты из закрытого собрания Госфонда, задействованные в экспозиции, были представлены общественности впервые.

Когда позже было предложено возглавить министерство культуры в родной Карачаево-Черкесской Республике, я с особенной благодарностью стала относиться к опыту работы в Гохране, так как понимание функционирования госструктуры и в то же время знания, полученные от галерейной деятельности, пригодились в полной мере. Все направления нашей работы так или иначе связаны с культурой, искусством, а дальше просто нужно погрузиться в работу с учетом новой специфики.

 

Фото: Тимофей Колесников. Стиль: Елена Бессонова. Одежда: Louis Vuitton.

 

Почему современное искусство и каковы амбиции вашей галереи? Насколько правомерно сравнение вас с Дашей Жуковой, которое слышно здесь и там в последнее время?

Мариана: Мне кажется, заниматься современным искусством в России сейчас — это правильный шаг, как бы парадоксально это ни звучало. Во-первых, у российских современных художников огромный потенциал, во-вторых, это очень интересная аудитория, которая все время расширяется. Есть новое поколение коллекционеров, молодых, динамичных, которые проводят вечера в театрах, на хороших концертах 
и начинают коллекционировать искусство. В том числе, кстати, их много среди наших друзей по МГИМО. Молодое российское искусство в этом смысле представляется очень перспективным. Я также считаю верным наше решение сфокусироваться на молодых, быстро развивающихся российских художниках, таких как Оля Кройтор, Полина Канис, Аня Титова, Дима Ребус и другие, и их продвижении. Не скрою, наши планы простираются далеко за пределы России: уверена, наши художники конкурентоспособны на международном рынке. С Дашей Жуковой, конечно, приятное сравнение, возможно, потому что глобально цели схожие, хотя и разный масштаб.

Мадина: Когда мы работали над стратегией галереи и вообще только планировали ее открывать, вопроса «современное искусство или классическое» даже не стояло. Современное, оно потому так и называется, что отвечает на вопросы, которые ставит наше время. Это огромная и сложная миссия — объяснять работы современных художников людям, не вовлеченным в процесс. Поэтому такое уважение вызывают все, кто работает в сфере современного искусства в России, все же оно у нас еще очень молодое, по сравнению с историей Америки и Европы.

Но в данный момент мои профессиональные амбиции простираются в рамках родной республики, так как 100% своего времени я отдаю этой работе. И как раз современное искусство в Карачаево-Черкесии развито пока не сильно, но классическая культура, история, традиции — потрясающие, и я вижу большой потенциал в развитии края.

 

Выставка Анны Титовой «Пункт обмена» в галерее Artwin

 


Мариана, расскажи о работе в Казахстане, почему именно там проводите масштабные выставки и представляете российских художников и привозите проекты казахских художников в Москву? А также откуда появилась идея открыть пространство в Баку?

Мариана: С Казахстаном нас связывает многолетняя дружба, начавшаяся задолго до того, как мы открыли галерею. Это самобытная страна с древними традициями, и когда мы профессионально занялись искусством, начать сотрудничество с Казахстаном показалось абсолютно естественным — с его сильнейшими художниками различных поколений и интересом молодежи к искусству и современной культуре. На организованную нами лекцию Виталия Пацюкова (руководитель междисциплинарных программ Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). — РБК) в музее им. А. Кастеева (Государственный музей искусств Казахстана. — РБК) в Алма-Ате пришли больше 150 человек, мест в зале не хватило! К тому же, с Россией это исторически и геополитически близкие народы и державы, а казахские художники в Москве представлены недостаточно. Мы уже делали групповую выставку «Все кочевники», персональную выставку Саида Атабекова, в планах выставки Гульнур Мукажановой и Алмагуль Менлибаевой. Именно этих двух художниц, кстати, мы очень успешно представили на ярмарке современного искусства Cosmoscow в 2015 году. Очередное подтверждение верного выбора — перформанс Оли Кройтор «Точка опоры», за который она удостоилась премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года» — вызвал в Алма-Ате огромный резонанс, и в сентябре этого года планируется ее персональная выставка в Государственном музее искусств им. А. Кастеева.

 

Перформанс Оли Кройтор «Точка опоры»

 

В Азербайджане мы впервые побывали год назад по приглашению фонда Yarat и влюбились в Баку — он уникальный, аутентичный и при этом с очень современной динамикой. Нам предложили полностью взять в управление прекрасное пространство в Старом городе, и мы не смогли отказаться. Проекты в Баку некоммерческие и нацелены на продвижение российского искусства, на создание культурного диалога между странами бывшего советского пространства.


Были какие-то ошибки при работе над созданием галереи? Как все начиналось?

Мариана: Ошибки были и, скорее всего, будут, мы — фаталисты в каком-то роде, если что-то происходит, значит, так надо. Раньше мы могли чрезмерно эмоционально реагировать на какие-то события и расстраиваться, сейчас же воспринимаем все спокойнее.

Мадина: Каждый художник галереи, каждый новый ценитель искусства, который приобщается к нему благодаря нам — это огромное достижение. Поэтому я считаю самым правильным сотрудничество именно с нашими художниками, это самое ценное, что есть у галереи. Сделанные ошибки покажет время, но, как правило, даже решения или поступки, которые вначале казались неверными, в итоге оборачиваются наилучшим образом.


Мадина, каково это — в 29 лет стать министром культуры целой республики?

Мадина: Это большая ответственность и внушительный объем работы, это колоритные люди и красивые традиции, это и творчество, и финансы, и юриспруденция, и много еще чего. Хочу сказать, что один из самых важных факторов эффективной работы — это начальство. И когда сильный талантливый руководитель поддерживает ваши начинания, то работа не страшна. Это было существенной составляющей и в Гохране, который оказался великолепной школой и в плане работы с уникальными специалистами, и участия в интересных проектах.

 

Владимир Мединский, Мадина Гогова и Мариана Гогова на выставке Анны Титовой «Пункт обмена»
 

Как удается сочетать службу государственным интересам 
и личному делу?

Мадина: Тут все однозначно, министерство культуры ни формально, ни физически не может сочетаться с собственным делом. Это большое счастье — иметь сестру-близнеца, которая может взять на себя тот огромный объем, который мы наметили для галереи еще вместе.

Мариана: Находить баланс между собственным и государственным легко. В целом, я считаю, что наша деятельность как галереи направлена на благо государства, искусства и культуры, это имидж страны, ее лицо.

А у Мадины все просто: после назначения она сразу погрузилась в свои обязанности, и галереей полностью занимаюсь я — в Москве, Баку, Алма-Ате и т.д. Гохран России — это казенное учреждение при Министерстве финансов, и мне удается уделять нужное время работе и развитию галереи. В том числе благодаря прекрасной команде, динамичной и мотивированной.


Давайте представим, что вы обе замужем и с детьми, чем вы занимаетесь? Жива ли галерея?

Мариана: У нас традиционное воспитание, и когда появится своя семья, она выйдет на первый план, но я надеюсь, что мы сможем все успешно сочетать, ведь и сейчас, при бешеном рабочем ритме, нам удается проводить время с родителями, братом, и мы особенно ценим моменты, когда собираемся вместе.

Мадина: Да, мы воспитаны так, что семья — это самое важное в жизни, но при этом должно быть и свое занятие, все можно сочетать, поэтому появление детей не поставит крест на карьере, а даст лишь новый смысл в жизни — жизни, в которой есть место и работе, и сплоченной семье.