Стиль
Впечатления «Сейчас люди все время выступают: "Рынка нет, рынка нет!" А вот их бы туда, в 1991 – 1992-й»
Стиль
Впечатления «Сейчас люди все время выступают: "Рынка нет, рынка нет!" А вот их бы туда, в 1991 – 1992-й»
Впечатления

«Сейчас люди все время выступают: "Рынка нет, рынка нет!" А вот их бы туда, в 1991 – 1992-й»

Фото: Wikipedia; Екатерина Алленова/Артгид
Владимир Овчаренко уже давно стал своим в российском искусстве. В 1990 году он основал галерею «Риджина», а в 2013-м — аукцион современного искусства Vladey. «РБК Стиль» Овчаренко рассказал о демократии в своей семье и отношении к акциям Pussy Riot.

 

Владимир, вы сами проводите аукционы Vladey с молотком в руках. Почему? Так острее ощущается азарт торгов?

Хороший вопрос. Я думаю, так я лучше понимаю настроение зала, а наша задача какая? Мы же посредники между теми, кто хочет продать, и теми, кто хочет купить. И поэтому, для того чтобы этот процесс шел гладко и приятно, я сам им и занимаюсь. Плюс, наверное, с течением времени лично ко мне создалось какое-то доверие, что тоже не лишнее.

 

 

Я не зря спросила про азарт. Галерею «Риджина» вы открыли в период перестройки. Тогда многие шли в бизнес. А вы решили открыть галерею современного искусства. Прямо скажем, не самая прибыльная сфера.

Если говорить про искусство как бизнес, то в 90-е годы оно, конечно, таковым не являлось, не было рынка. Сейчас вот какие-то люди все время выступают: «Рынка нет, рынка нет!» А вот их бы туда, в 1991–1992-й. Мы-то уже опытные зубры, поэтому знаем, с чем сравнивать.

 

А зритель тогда вообще шел смотреть современное искусство?

Еще как! У нас есть в архивах фотоматериалы и видео, как люди на некоторые выставки стояли в очередях. А «Риджина» тогда была на метро «Преображенская», да еще нужно было минут 15 пешком идти. Но тогда было такое время — время возможностей. Вы посмотрите: большинство сколоченных капиталов, если вы Forbes возьмете, на 60–70% все оттуда, из 90-х. Старое было перечеркнуто, и начато все с нуля: экономика, политика и в том числе культура.  Ты мог делать то, что сейчас, на самом деле, не можешь.

 

Например?

Например, что-то, что сегодня не пройдет по правовым или религиозным соображениям.

 

 

 

В 1999 году вы решили целиком посвятить себя искусству. А откуда вообще такой интерес к этой сфере?

Думаю, что для меня таким толчком было знакомство с художником Олегом Голосием из Киева. Он трагически погиб в 1993 году, но мы познакомились, наверное, в 1989-м. Это был человек, который сразу меня обаял: и своим искусством, и своей человечностью. И мне захотелось что-то сделать: помочь и этому автору, и другим. Так получилось, что уже на первой выставке «Риджины» появился Олег Кулик. Его привела художник Наташа Турнова, которая делала первую выставку, и говорит: «А вот человек, который поможет картинки развесить». Он ей перевернул все вверх тормашками сразу. А я со стороны наблюдал, как они два дня бились. Потом Кулик стал все больше и больше вхож в галерею и фактически три года был арт-директором «Риджины». А сам он себя тогда называл экспозиционером.

 

Вашим детям интерес к искусству ведь тоже передался.

Да, сын Миша мне во всех делах помогает. А Ульяна даже коллекционирует.

 

У 10-летней Ульяны даже уже и выставка была. Она ведь в России самый молодой коллекционер.

Да-да, забавно это. Она же всегда рядом, с какими-то художниками разговаривает. И выбирает сама: что-то ей нравится, что-то нет. Но я не вмешиваюсь. У нас полная демократия.

 

Правда, что идея создания Vladey была довольно спонтанной и родилась из благотворительного аукциона?

Да, мы откликнулись на трагедию в Крымске и всего за четыре дня собрали благотворительный аукцион. Было порядка 60 лотов и около 50 художников, не только «Риджины». Я просто звонил и говорил: «Мы делаем такую историю, хочешь — присоединяйся». В итоге мы собрали более 300 000. И тогда я стал думать: да, я успешно провел благотворительный аукцион, цены были хорошие на большинство работ. О'кей, а если вынуть эту благотворительную составляющую? Можем ли мы с таким же результатом провести аукцион или нет? И мы начали пробовать, и вот уже провели пятые торги Vladey, придумали новый формат торгов «Все по 100».

 

 

 

Как вы устанавливаете эстимейт произведений современного искусства?

Есть рыночная история художника. Пускай не аукционная, но ты понимаешь, что есть какие-то галерейные цены и некая история продаж. Плюс ты представляешь состояние рынка в данный момент и видишь, есть ли покупатели. И дальше ведешь переговоры с продавцом. Если он хочет каких-то завышенных эстимейтов, тогда ты вынужден отказаться, потому что не сможешь ни обосновать цену, ни реально продать по ней. Поэтому задача — найти комфортабельный коридор, в котором и покупатель, и продавец будут довольны. А там уже сам аукцион показывает, насколько твои эстимейты верные. Какое-то количество лотов не продается всегда, такое есть. А что-то может уйти с превышением в несколько раз. Это не всегда из-за того, что ты не угадал эстимейт, просто кому-то очень захотелось конкретную работу. Все-таки произведения искусства — это уникальный продукт, и человек, который хочет купить, понимает, что если он это не сделает сейчас, то может уже не сделать никогда. И вот это желание, чтобы произведение искусства было твоим, перевешивает, и люди начинают давать завышенные цены.

 

А как работы попадают на аукцион?

Источников несколько: есть художники, есть галереи, есть просто коллекционеры, которые когда-то купили и хотят продать. Мы же молодая сейчас страна, и рынок этот молодой. Поэтому получается, что есть какие-то штуки, которые на площадках всего мира невозможны. Например, у нас можно напрямую с художником поговорить. Есть какое-то количество талантливых художников, которые вообще никакими русским галереями не представлены.

 

Это, например, кто?

Гриша Брускин, например. Или Миша Most. Он у меня вообще не ассоциируется ни с какой галереей. И можно еще десяток имен назвать, которые не имеют галереи и при этом делают отличное искусство. И если ты оцениваешь их как сильных авторов, почему бы не найти покупателя, которому это тоже интересно.

 

Кстати, если говорить про инфраструктуру. У нас, допустим, нет ни своего Тейта, ни своего МоMa. Это проблема для нашей страны, что у нас нет масштабного музея современного искусства?

Мы идем поступательно. Десять лет назад вообще ничего не было. А сейчас, посмотрите, сколько музеев занимаются современным искусством, появился «Гараж».

 

Вам не кажется, что это история для довольно узкой аудитории, что называется, «для своих»?

А что вы видите там «для своих»? Давайте так: не все люди, которые вокруг Тейта гуляют по набережной Темзы, заходят в сам музей. Они могут просто лежать на травке и не пойдут стоять в очереди на Дэмиена Херста или на какую-то другую выставку современного искусства. А с другой стороны, если вы пойдете сейчас в МоМа, то увидите там целые группы детей, которые сидят на полу, а учительница им что-то рассказывает. У нас пока с трудом можно представить, что в «Гараж» какой-нибудь учитель школьников поведет.

 

Разве что в Третьяковку.

Да, и то в старую. Поймите, для нас это все пока в новинку. Если мы говорим про систему муниципальных музеев, Свибловой или Церетели, то это уже разветвленная система, хорошо фондируемая московским бюджетом, с большим количеством выставок хорошего уровня. Многие звезды наши прошли через эти музеи, сделав персональные выставки. Плюс есть подвижки с назначением нового руководства в федеральных музеях: как в Пушкинском, так и в Третьяковской галерее. И мы ждем каких-то новаций от новых директоров. В Питере активен Эрмитаж с выставками, закупками и «Манифестой». Мы знаем о планах фонда V-A-C построить музей, существует прекрасно работающий частный фонд «Екатерина». В идеале нужно, чтобы между музеями была конкуренция за лучшее. Она уже начинается. К сожалению, у нас пока нет такого музея, попадание в коллекцию которого было бы особо значимым. Понятно, что, оказываясь в коллекции МоMа, художник получает некий статус. И это сразу отображается на его рыночной истории. У нас пока такой институции нет, но для этого должна быть большая конкуренция между музеями, и какой-то из них обязательно вырвется вперед и скажет: «А вот мы будем ставить штамп, мы не будем брать много, но мы будем брать только такое, что уже пуленепробиваемое». И тогда эта история закрутится.

 

В начале июня в Лондоне прошла русская неделя, которая завершилась с очень низким показателем продаж. Как вы считаете, на результатах сказывается имидж России?

Да, сто процентов, по сравнению с тем, что мы видели четыре-пять лет назад. У нас есть большой опыт: мы участвовали в больших ярмарках — Art Basel и Frieze, два года держали галерею в Лондоне.  Но потихонечку, когда люди вышли на улицы и пошел политический откат, интерес к России как к стране и к художникам из этой страны резко упал.

 

Можно говорить о проблемах с выходом современных художников на международный рынок?

Да, и они не могут быть решены по одной простой причине. Вы поймите, в мире есть глобальная конкуренция. Есть не только русские. Кроме основных американцев, англичан, французов, немцев, японцев есть еще китайцы, бразильцы, корейцы. В Южной Корее много студентов, которые получают художественное образование и пытаются найти свое место. Поэтому Раше слишком сложно. Может, Путин прав, может, не прав, но ни у кого нет ни времени, ни желания разбираться, что тут происходит в России и путинский или пропутинский тот или иной художник. Просто нажимают кнопку «игнорировать» и идут дальше: смотреть прекрасное искусство из других стран. А мы строим военный парк, монумент Владимиру возводим и развиваем сельское хозяйство.

 

Вы говорите, не будут разбираться: путинский художник, не путинский. Но все же на кое-что российское внимание за рубежом обращают. По вашему мнению, такие акции, как у Pussy Riot или Павленского, — это искусство?

Если художники говорят, что занимаются искусством, — о'кей. Pussy Riot даже капитализируют свое искусство. Честно говоря, если говорить про мое личное отношение к ним, то они сделали важную работу своим перформансом. Так сложилось, что это вышло за пределы обсуждения чисто художественного контекста и стало политическим явлением. Мне было близко, что обе девушки во время последних речей в суде строили их, исходя из своей художественной позиции, и говорили: «Мы — художники». И очень грустно наблюдать, что они перестали быть художниками, как только их выпустили. И больше мы не видим их художественную деятельность. Художников нет, есть политические фигуры. Как они себя сами называют — правозащитники.

 

 

Давайте вернемся к Vladey. Аукционный дом — это бизнес. Ваша история прибыльна?

В настоящий момент да. Мы зарабатываем на комиссии с покупателя и с продавца. Понятно, что есть издержки и затраты. Но сейчас мы прибыльная компания.

 

Дайте совет: как человеку, пришедшему на аукцион современного искусства, выбрать, что купить.

Мой совет всегда очень простой и всем один и тот же: покупайте то, что вам нравится. Можно, конечно, навести справки про инвестиционный потенциал того или иного автора, но угадать это практически невозможно. Искусство должно дарить эмоции. Я считаю, идеальное произведение искусства то, которое нравится. Тогда это идеальный вариант для покупки. Вот проснулся ты через десять лет и решил узнать, сколько стоит картина над твоим диваном. Даже если она стоит тех же денег, ты все равно проценты получил от кайфа общения с ней. А если она стала в два раза дороже, то это уже и инвестиции. Я как-то видел интервью пожилого Рокфеллера на Bloomberg TV. Он отдал на аукцион картину Ротко, который был продан за $32 млн. Он рассказал, что купил картину в пятьдесят каком-то году и она все время висела в его офисе. Наверное, он когда-то купил ее за $20 000. Но все это время она ему нравилась! Может, поэтому и стала стоить столько, черт ее знает.