Стиль
Впечатления «Мы не должны снижать цены, ведь мы уважаем труд своих мастеров»
Стиль
Впечатления «Мы не должны снижать цены, ведь мы уважаем труд своих мастеров»
Впечатления

«Мы не должны снижать цены, ведь мы уважаем труд своих мастеров»

Фото: Пресс-материалы
Пьер Райнеро о высокой стоимости швейцарского франка, проблеме богатых архивов и будущем часовой индустрии

Cartier — очень большой бренд. Как бы вы описали стиль марки?

Поймите, не существует Библии Cartier или свода стилистических правил. К счастью, у основателей бренда было видение и понимание стиля Cartier. Но они осознавали, что он должен развиваться, что люди должны узнавать часы Cartier, несмотря на то что со временем их облик меняется. Cartier всегда выпускал предметы, с которыми хочется жить и не расставаться. Этим и объясняется их актуальность. Поэтому определяя стиль Cartier, я бы провел параллель с живым человеческим языком, в котором есть словарь (слова - это наши часы, украшения, аксессуары) и грамматика (эстетические коды и принципы). В язык приходят новые слова, а Cartier создает новые коллекции. Архаичный язык – это наши архивы.

 

Богатые архивы Cartier помогают в работе или мешают ей?

Богатое прошлое служит примером возможностей, которые перед нами открываются. Но и это усложняет понимание марки. Ведь даже в ювелирном деле Cartier известен фигуративными украшениями и геометрическими мотивами, черно-белыми контрастами и красочным стилем тутти-фрутти, неоклассикой и китайскими мотивами. Стиль выражается в большом количестве разнообразных творческих техник, часто противоположной эстетики. Я вспоминаю интервью одного членов ювелирной фамилии Жака Картье. Ему задали вопрос: «Почему вы делаете столько разных вещей: настольные предметы, вещи из кожи, украшения для королей?» Он ответил: «Мы себя не ограничиваем. Просто любой предмет, будь то визитница, или сумка, или роскошное колье, должен соответствовать высоким критериям качества исполнения, стиля и элегантности».

 

Браслет Nymphea

 

Марка представила новую коллекцию Clé de Cartier. Что в ней традиционное, а что новое?

Новый, конечно, корпус часов Clé de Cartier, представляющий собой объемный вытянутый изгиб, и необычная продолговатая заводная коронка-ключ с прямоугольным сапфировым кабошоном. А вот чувство пропорций и объема принадлежит стилю марки, нашей грамматике. Да и сама идея поиска новой формы – неотъемлемая часть нашей философии. За свою историю дом Cartier придумал немало новых корпусов: квадратные Santos, прямоугольные Tank, «бочонок» Tortu. Нам кажется, что новые часы Clé de Cartier вполне укладываются в нашу картину мира и соответствует нашему чувству гармонии.

Clé de Cartier

 

Какая техника стала самой сложной среди высоких часовых творений?

Две старинные кропотливые техники работы с золотом – филигранная нить и специальная инкрустация дамаскинаж, которые никто до этого не использовал в часовом деле. Они помогли нам создать новый образ пантеры. Но прежде чем обратиться к новому художественному методу, мы всегда задаемся вопросом: насколько та или иная техника соответствует эстетике нашей марки, будет ли исполненная в ней вещь красива и элегантна.

 

Ronde Louis Cartier XL

 

Rotonde de Cartier

 

Вы пришли работать в Cartier 30 лет назад. Каким был дом в ту эпоху?

Компания была значительно меньше, в ней работало совсем немного людей, некоторых из них я знал лично. А сегодня у нас 300 магазинов по всему миру — не сравнить с тем, что было 30 лет назад. Да и мир был совсем другим. Индустрия роскоши работала лишь для небольшой части планеты, и Россия с Китаем в нее не входили. Сегодня изменился спрос. Выросли наши технические возможности: теперь мы сами разрабатываем часовые механизмы на нашей мануфактуре.

 

Что сегодня мешает часовой индустрии двигаться вперед быстрее?

Конечно, все говорят о высокой конкуренции, об «умных» часах со встроенными трекерами, о высокой стоимости швейцарского франка. Сразу хочу сказать, что любое явление со знаком плюс или минус расширяет наш опыт, учит нас чему-то новому. Высокий франк затронул всю часовую индустрию, зашел в каждый часовой дом. Безусловно, Cartier – большой бренд, и не только часовой: он имеет производство и за пределами Швейцарии, например, ювелирные ателье. Но по большому счету трудно всем. Однако я убежден, что этот кризис обязательно покажет, до какой степени рукотворные предметы, которые мы делаем, важны для людей, насколько много или мало они значат для покупателей. Повышение франка – реальность рынка, значит наши часы будут продаваться именно по такой высокой цене. В этом сейчас правда вещей, и надо принимать эти условия. Марка не должна снижать цены: мы же уважаем себя и труд наших ремесленников, и потраченное ими время. Сегодня оно стоит дороже, чем несколько месяцев назад. Не нужно забывать, что в продукции роскоши есть добавочная стоимость на творчество — это креативная составляющая. Уверен, что подлинное часовое искусство, где требуется ручной труд, имеет непреходящую ценность. И чем больше появляется технических изобретений и технологических разработок, цель которых — упростить вещи, тем больше ценится настоящее ремесло.

Rotonde de Cartier Grande Complication Skeleton