Стиль
Впечатления «Я часто дерусь на экране. Но, увы, меня все время избивают»
Стиль
Впечатления «Я часто дерусь на экране. Но, увы, меня все время избивают»
Впечатления

«Я часто дерусь на экране. Но, увы, меня все время избивают»

Фото: EPA; Двадцатый Век Фокс СНГ
Венецианский кинофестиваль открыла комедия «Бердман» с Майклом Китоном и Эдвардом Нортоном в главных ролях. «РБК.Стиль» выяснил, зачем Нортон снялся в комедии и как умудрился подраться даже в ней.

В 1991 году братья Коэны сняли замечательный фильм «Бартон Финк» — историю нью-йоркского драматурга, который отправляется в Голливуд, чтобы восхитить его своими сценариями, но терпит неудачу. В «Бердмане» все наоборот. Томас Ригган — бывший экранный супергерой, потухшая голливудская звезда, пытается покорить Нью-Йорк своей первой театральной постановкой, а заодно и вернуться в шоу-бизнес. И, о чудо, ему это удается. Конечно, в реальности такое едва ли возможно. Потому и комедия.

Томаса Риггана сыграл Майкл Китон, который и сам в конце 80-х прославился в роли Бэтмена у Тима Бертона. А Эдвард Нортон сыграл звезду Бродвея, скептически воспринимающею затею Риггана.

Иньярриту, даже взявшись за комедию, умудрился поставить интеллектуальный эксперимент в попытке разобраться в природе славы и в том, какой ценой она достается.

 

Эдвард, известным вы стали, благодаря драматическим ролям, а теперь вас часто можно увидеть в комедиях. Почему?

Для меня не существует такого разделения. Любой фильм — работа, новый опыт и эксперимент, и мне нравится в нем участвовать. И комедия комедии рознь. Уэс Андерсон (Нортон снимался в его «Королевстве полной луны» и «Отеле «Гранд Будапешт». — Прим. «РБК.Стиль») любит создавать «мир дураков». Его персонажи кажутся странными до абсурда, и на этом он строит свою комедийную линию. Иньярриту же не смеется над своими героями. Для него важна не комичность персонажа, а абсурд ситуации, в которую тот попадает. Например, Томас Ригган — бывший Бердман — решает сделать постановку пьесы известного драматурга Раймона Карвера «О чем мы говорим, если говорим о любви». И ситуация сама по себе уже абсурдна. Ригган ведь никогда не работал в театре, он не знаком с его динамикой, да и в любви ничего не понимает. Любовь он всю жизнь путал с поклонением и признанием. Таким образом, его проект вроде бы заранее обречен на провал.

А ваш персонаж — тоже пародия?

Конечно, это пародия на нью-йоркскую театральную сцену. Ее актерам свойственна раздражительность, высокомерие, ненависть друг к другу и соревнование на тему, кто из них богемнее и креативнее. Шайнер хочет доказать Риггану, что у того нет нужного имиджа для театральных экспериментов, нет специальной «визы» в узкий театральный круг, короче, что Голливуд не может покорить Нью-Йорк. Однако Шайнер вынужден с завистью наблюдать, как в нью-йоркских барах прохожие просят не его, а Риггана дать автограф или сфотографироваться с ним, а его, Шайнера, даже не узнают. А он — черт с ним, с интеллектом — тоже не прочь прославиться и, собственно, в своих действиях нисколько не отличается от голливудского актера, потому что повторяет его поведение.

Вы узнаете себя в Шайнере?

Ну, я тоже из Нью-Йорка. Там мои корни и мой бизнес. Я тоже начинал в театре и до сих пор с удовольствием в нем работаю. Однако для меня шоу-бизнес и киноиндустрия — не центр вселенной. Когда мне предлагают работу, я рад участвовать в проектах. Если новых проектов нет, я рад отдохнуть. Но вообще в мире много куда более важных вещей, чем те, что происходят в Голливуде или на Бродвее. У нас здесь никто не погибает, как в Израиле и Секторе Газа.

А что вы можете сказать о Бердмане, чья даже потускневшая слава затмевает вашего персонажа?

Бердман — это не только дитя и бремя Майкла Китона, то есть Томаса Риггана, которое его везде сопровождает. Такой Бердман есть в каждом из нас, мы ведем с ним долгие диалоги, он пытается нас совратить во имя своих целей, и тормозит, если мы пытаемся что-то поменять. Бердман — это наше эго. Оно воспитывается в нас с детства, формируется под влиянием общества, СМИ, социальных сетей и тех же комиксов, где все мужчины большие, сильные, решающие настоящие мужские проблемы, а женщины — сексуальные, красивые и стильные.

Мне кажется, профессию актера выбирают именно для того, чтобы удовлетворить свое эго. Вы разве не поэтому сами стали актером?

Наверное, я довольно честолюбив. Но я ведь мог стать честолюбивым ученым. Какая разница? Мне кажется, что честолюбие — это слабость не только представителей шоу-бизнеса. А что вы скажете тогда о политиках? Или вы считаете, что ими становятся, чтобы спасти мир? Но в целом я согласен, что в кинобизнесе у всех сверхчувствительное эго. Иньярриту, например, взялся за тему, которая ему совершенно незнакома, — театральная среда Нью-Йорка, и меня до сих пор удивляет, как удалось ему, мексиканцу, представителю другой культуры, с такой точностью ее раскрыть.

 

 

Почти каждый ваш герой дерется на экране. Даже Шайнер умудряется подраться с Ригганом.

Это правда, я часто дерусь на экране. Но, увы, меня все время избивают. Самым болезненным оказался опыт в «25-м часу». Причем больно было не только на экране. Когда мы снимали сцену, где мой коллега Барри Пеппер должен был меня избить, он так размахался палкой, что действительно врезал мне по лицу и сломал нос. Случайно, конечно, но было очень больно. Я даже потерял сознание и видел звезды!


Татьяна Розенштайн, Венеция