Стиль
Впечатления «Все покупается и продается, даже люди»
Впечатления

«Все покупается и продается, даже люди»

Фото: getty Images/fotobank.ru
Каннский лауреат Беннетт Миллер — о своем фильме «Охотник на лис»

За свою шестнадцатилетнюю режиссерскую карьеру американец Беннетт Миллер снял всего четыре фильма. Однако все они стали обладателями премий международных фестивалей. Так случилось и с его последней картиной «Охотник на лис», с которой Миллер в этом году впервые участвовал в конкурсе Канн и получил «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую режиссерскую работу. На съемки Миллера вдохновила громкая история убийства олимпийского чемпиона Дэйва Шульца страдающим психическими отклонениями миллионером Джоном Дюпоном. На работу над картиной у режиссера ушло восемь лет, фильм был закончен буквально за две недели до начала Каннского кинофестиваля. «Охотника на лис» уже сейчас называют одним из серьезных претендентов на «Оскар-2014».

Как возникла идея этого фильма?

Продюсер Том Хэллер рассказал мне эту историю. Он принес несколько статей, и мне бросилась в глаза абсурдность ситуации. Богач Джон Дюпон от нечего делать неожиданно решил стать тренером национальной олимпийской команды борцов. Все согласились только потому, что этот парень происходил из богатой и знатной семьи, никого не волновал тот факт, что у Дюпона не было ни опыта, ни квалификации.

Как проходила подготовка к съемкам?

Сначала я вел переговоры с семьей Дюпона. Они с интересом восприняли мою идею о съемках фильма, ознакомили с историей семьи, показали хронику. Но, когда я уже начал снимать, всяческое общение прекратилось, и они отказались предоставить свой дом для съемок. Но мне повезло: это сделала другая, также очень состоятельная семья. Когда я начал подбирать актеров, моей первой мыслью было пригласить Ченнинга Татума. В то время Ченнинг не был известным актером, снимался в основном на телевидении. Однако мне понравилась его игра в одном из первых его фильмов «Как узнать своих святых». Потом согласие дал Стив Кэрелл, которого я звал на роль Дюпона. Это было настоящей удачей для меня. Ведь когда называешь имя Кэрелла, всем сразу представляется менеджер Майкл Скотт из комедийного телесериала «Офис». А что может быть комедийного в образе миллионера-шизофреника? Но Стив и сам, видимо, хотел поменять амплуа. Потом все ребята провели долгие изнуряющие месяцы за тренировками. Ведь наш фильм в первую очередь о реслинге.

Но еще и о трагедии, которая потрясла Америку в 1990‑е годы…

Вы имеете в виду гибель Дэвида Шульца? Или смерть Дюпона в тюрьме после 13 лет заключения? Нет, самая большая трагедия и одновременно ирония всей истории не в этом. Трагедия — я бы назвал ее даже греческой — заключается в том, что в нашем обществе все покупается и продается, особенно люди. И самое страшное, когда покупают и продают настоящие таланты. Потому что именно эти люди плохо приспособлены к реальной жизни и потому наиболее уязвимы, подвержены опасностям.

Вы знакомы с фильмом «Мастер» Пола Томаса Андерсона? Вам не бросаются в глаза параллели между тем и вашим фильмом?

Вы находите? Мне кажется, «Мастер» намного лучше (смеется). На самом деле Пол Томас Андерсон — мой большой приятель, и я неоднократно обсуждал с ним «Охотника на лис». Наверное, в чем‑то вы правы: человек власти берет под свою опеку неопытного юношу и хочет стать его ментором, в то время как сам полон противоречий и неразрешенных личных проблем. Сравнение имеет смысл. Вместо ответа я процитирую Трумена Капоте, о котором однажды снял фильм: «Бывают произведения искусства, вызывающие больший интерес к их творцам, нежели к их творениям. Потому что в их работах наталкиваешься на то, что всегда казалось лишь твоим личным глубинным ощущением».


Татьяна Розенштайн