Стиль
Впечатления Режиссер Ларс Фон Триер посмеялся над порнографией
Стиль
Впечатления Режиссер Ларс Фон Триер посмеялся над порнографией
Впечатления

Режиссер Ларс Фон Триер посмеялся над порнографией

Режиссер Ларс Фон Триер посмеялся над порнографией
В урезанном виде она выйдет на российские экраны уже на этой неделе. В рамках Берлинале показали полную версию — то, что это станет одним из главных событий фестиваля, было очевидно еще до его начала.

Приехавший на фестиваль Триер ограничился фотоколлом, на котором появился в футболке с эмблемой Каннского фестиваля и надписью «персона нон-грата». Как бы напоминая тем, кто вдруг забыл, что в 2011 году после высказываний о Гитлере с Лазурного берега режиссера попросили. На пресс-конференцию он не пошел, отправив туда своих актеров — Кристиана Слейтера, Стеллана Скарсгарда, Шайа ЛаБафа, Уму Турман и Стейси Мартин. Героем мероприятия стал ЛаБаф, с блеском проиллюстрировавший древнее высказывание «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». После вопроса о том, каково было сниматься в секс-сценах, актер заявил: «Когда чайки следуют за траулером, они думают, что сардины выбросят в море», затем встал и ушел. А уже перед премьерой ко всеобщему недоумению появился на ковровой дорожке с бумажным пакетом на голове. В общем, если у Триера в силу его таланта и, как бы ни парадоксально это звучало, чувства такта провокации выглядят обаятельно, то у ЛаБафа такое не проходит.

Разговоры за чаем

Итак, первая часть «Нимфоманки» — история о том, как немолодой холостяк (Скарсгард) находит на улице избитую женщину по имени Джо (Шарлотта Генсбур). От медицинской помощи та отказывается, зато принимает приглашение на чай и всю ночь исповедуется случайному знакомому в своих безудержных поисках секса и в давней связи с парнем, когда-то буднично лишившим ее девственности (ЛаБаф). Собеседник героини в ответ увлеченно ищет аналогии ее взглядов на жизнь в мировой истории и культуре, а также в принципах рыбной ловли, причем на последнее напирает с особой силой.

Перипетии молодых лет Джо будет отыгрывать юная Стэйси Мартин. Генсбур в основном говорит и пьет чай, но уже во второй половине, которая в наш прокат выйдет в преддверии Международного женского дня, в ее исполнении обещаны межрасовый секс, садо-мазо и прочие жанровые особенности. Впрочем, «в ее исполнении» — это громко сказано. При создании фильма использовалась технология, позволившая «совместить» верхние половины знаменитостей с нижними половинами порнодублеров.

При сравнении режиссерского и прокатного вариантов выясняется, что подрезали несколько совсем уж крупных планов, увлечение героини гербарием и еще пару эпизодов, но купюры картину принципиально не меняют. Хотя, конечно, любые усечения в случае с настоящим кино, пусть даже они касаются гениталий, — это всегда минус. А «Нимфоманка» — кино настоящее, умное и к тому же кажется самым смешным из того, что когда-либо снимал Ларс фон Триер.

Секс, смерть и юмор

Порносцены перемежаются здесь с неожиданными аналогиями, возникающими в голове интеллигентного визави героини. Так, число фрикций сравнивается с последовательностью Фибоначчи, а спортивная авантюра по овладению пассажирами поезда на время, в которую в свое время пустилась Джо, — с ловлей рыбы на искусственную мушку. Таким образом, Триер добивается того, что порнография у него обрастает юмором, а значит, теряет свой утилитарный смысл. Все жаровые части тела показаны в действии, но ничего возбуждающего желание в «Нимфоманке» нет.

Но при всем этом юморе нашлось место и любимой Триером теме смерти. Сквозь смех просвечивает что-то очень личное об одиночестве и ужасе перед неизбежным концом. Потому так впечатляюще смотрятся сцены болезни и смерти отца Джо. Занимательное природоведение — это тоже не просто так. Ведь что сильнее ежегодной смены природных сезонов напоминает человеку о том, что он смертен? В какой мере Триер издевается над человечеством и его представлениями о сексе, в какой в очередной раз рассказывает о своих страхах — решать зрителю. Стоит лишь помнить, что во второй части все может оказаться совсем не тем, чем кажется.

Марина Латышева, Берлин