В прокат вышел фильм «Ив Сен-Лоран»
Французские кинематографисты развили в последнее время аппетит к байопикам — от Эдит Пиаф и Сержа Генсбура до Коко Шанель. Однако этот новоприобретенный вкус чреват излишней падкостью на всевозможные клише жанра — ловушка, которую даже в Голливуде научились обходить только недавно.
Фильм Леспера, возглавивший французский прокат, в основном концентрирует наше внимание на двух десятилетиях из жизни величайшего кутюрье XX века. В 1957 году в возрасте 21 года никому не известный талантливый юноша становится во главе империи Кристиана Диора. Двадцать лет спустя Ив Сен-Лоран, уже под собственным брендом, представляет коллекцию, сделанную под влиянием «Русских сезонов» Дягилева. Между этими датами втиснулось не так уж мало — сомнения 1950-х, революция в моде 1960-х и скандальные выходки 1970-х. Как это часто бывает, слава в юном возрасте приводит к гедонистическому образу жизни — и Сен-Лоран боролся с наркоманией и алкоголизмом и не всегда эту борьбу выигрывал. Тогда же, в конце 1950-х, Ив Сен-Лоран познакомился с Пьером Берже, с которым у него были бурные взаимоотношения до самого конца жизни: Берже был его любовником и партнером по бизнесу. В какой-то момент в фильме звучат слова Берже: «У тебя есть талант, а я позабочусь обо всем остальном». Примерно так эта пара и делила между собой обязанности.
В фильме их взаимоотношения показаны достаточно плоско: Берже делает недовольное и озабоченное лицо каждый раз, когда Сен-Лоран прикладывается ноздрей к очередной дорожке кокаина или заключает в объятия очередного парня. Талант и творческий процесс, впрочем, здесь показан тоже более чем пунктирно: самую удачную и успешную свою коллекцию «Мондриан» Сен-Лоран придумал, заглянув в альбом с репродукциями картин художника.
Но мир моды — это область, фильмам о которой в принципе позволяется быть поверхностными. И у этой картины есть неоспоримый плюс — актер Пьер Нинэ, изобразивший Сен-Лорана крайне близко к его образу (настолько, что, говорят, даже собака Сен-Лорана, пережившая хозяина, на съемках приняла актера за него). Патологически стеснительный и болезненно элегантный, ломающийся под невероятным давлением, которому неизбежно подвергается дизайнер его уровня, Сен-Лоран в исполнении Нинэ не может не вызывать сочувствия. Но Нинэ безнадежно заперт в пыльной и удушливой атмосфере байопика — именно поэтому его работа так и выделяется на общем фоне. Тем, кто увлекается модой, будет интересно посмотреть на то, как проходили дефиле раньше: первая коллекция Сен-Лорана для Dior, например, была представлена небольшой горстке журналистов, в отличие от нынешних подиумов, ухающих саундтреков и непременного скопления селебритис. Но, к сожалению, развитию моды в фильме уделено так же мало внимания, как и всему остальному.
Самый большой грех этого фильма — в том, что ему не удалось стать ярким, стильным и запоминающимся: несмотря на модные тряпки в кадре — Леспер получил доступ к коллекции Ива Сен-Лорана в 5 тыс. платьев, 15 тыс. аксессуаров и 35 тыс. набросков, — он оставляет серое и блеклое впечатление. Агония творческого человека так часто изображалась в подобных байопиках, что решительно непонятно, чем отличается Ив Сен-Лоран от сонма подобных ему гениев. Скорее это добротно выполненный корпоративный заказ по укреплению известного бренда.
Если же кто-то хочет увидеть и узнать историю настоящего человека, ему придется немного подождать — вторую, неавторизованную кинобиографию дизайнера, снятую режиссером Бертраном Бонелло с участием таких звезд, как Реа Сейду и Луи Гаррель, скорее всего, покажут на Каннском фестивале. Несмотря на то что Пьер Берже публично проклял фильм Бонелло, у него есть свои могущественные покровители — конгломерат Kering, чей владелец, Франсуа Пино, обладает правами на бренд Yves Saint Laurent.
Илья Миллер
Фильм
«Ив Сен-Лоран»
Режиссер: Джалиль Леспер
В главных ролях: Пьер Нинэ, Гийом Гальенн, Шарлотта Ле Бон, Лаура Смет
Франция, 2014 год