Стиль
Впечатления В Еврейском музее проходит выставка Моисея Наппельбаума «Ателье»
Стиль
Впечатления В Еврейском музее проходит выставка Моисея Наппельбаума «Ателье»
Впечатления

В Еврейском музее проходит выставка Моисея Наппельбаума «Ателье»

Фото: jewish-museum.ru
Экспозиция не очень большая — чуть более ста работ, но подкупает именно своим камерным звучанием. Зрителю предлагают выступить в роли очевидца студийных съемок и увидеть, как создавал портреты автор.

 


От ремесла к искусству

Карьеру Наппельбаум начинал учеником копировщика в минском фотоателье «Боретти» — за три года успел поработать ретушером, а затем и фотографом. В 1869-м, после путешествия по Америке (которую счел слишком буржуазной), вернулся в Минск и открыл собственное ателье.

В 1910-м он переехал в Санкт-Петербург — ателье фотографа расположилось на Невском проспекте, и скоро стало хорошим тоном сделать фотопортрет у Наппельбаума. Кстати, в Москве, куда он впоследствии перебрался, его студия тоже размещалась в самом центре, на углу Петровки и Кузнецкого Моста, в доме Анненковых. Как истинный художник Наппельбаум подолгу работал над композицией. «Бывало, я часами мучил заказчика, пересаживая с места на место, делая по десять-двенадцать снимков, заставляя его то надевать пальто или шляпу, то снимать их, требуя иногда, чтобы та или иная клиентка поехала домой и надела другое платье, по описаниям более подходящее к ее облику, или переменила прическу, которая, по-моему, должна ей больше идти. Случалось так, что заказчик приходил получать уже готовую работу, а я, увидев его в другой одежде, начинал снова снимать его», — писал фотограф в воспоминаниях.
Его работы не похожи на обычные парадные портреты — в них больше от живописи, чем от фотографии. Они лаконичны, даже строги — в них нет ничего лишнего, никаких украшательств, которыми было принято тогда дополнять композицию. Наппельбаум искал вдохновение в Третьяковской галерее и Эрмитаже, он восхищался светописью Рембрандта и даже создал прибор, позволяющий добиться максимально нужного светового эффекта.


И птичка вылетает

Вскоре после революции Наппельбаум стал официальным фотографом новой власти. Хотя его и критиковали за отсутствие интереса к новым социалистическим реалиям, он остался верен жанру портрета. А его талант по-особому работать со своими героями, раскрывать их оказался весьма востребован.

На выставке работы Наппельбаума распределены по разделам: искусство, театр, наука, музыка, литература, политика. Перед зрителем вереница хрестоматийных портретов. Воинствующий орден имажинистов; всесоюзный староста Калинин; знаменитый портрет Ленина (кстати, один из двух, разрешенных к тиражированию в СССР), смотрящего на зрителя с ласковым прищуром; Сталин, стоящий на фоне карты и заложивший руку за спину. Величавая Вера Мухина и горделивый профиль Анны Ахматовой, чуть испуганный Сергей Образцов и настороженно глядящий в объектив Всеволод Мейерхольд. Даже в этюдах ощущается стремление Наппельбаума не просто сделать фотографию, но продумать ее до самых, казалось бы, незначительных мелочей. Особая тональность в портретах семьи: это мягкие, исполненные с нежностью снимки. Моисей Наппельбаум отдал фотографии 75 лет: по его снимкам можно проследить политическую и культурную историю страны за все это время.


Анна Попова