Стиль
Впечатления Спасибо, что живой: в Историческом музее открылась масштабная выставка о Ленине
Стиль
Впечатления Спасибо, что живой: в Историческом музее открылась масштабная выставка о Ленине
Впечатления

Спасибо, что живой: в Историческом музее открылась масштабная выставка о Ленине

Фото: Итар-Тасс
Экспозиция разместилась в бывшем Центральном музее Ленина. В начале 90-х он был закрыт, так что публике показывают музей в музее: эта выставка — одновременно и рассказ о том, как возник и поддерживался культ вождя и благодаря чему этот миф существовал.

Экспозиция разместилась в залах бывшего Центрального музея Ленина — строки про «большой, красивый красный дом, похожий на дворец» из стихотворения Михалкова как раз о нем. В начале 1990-х он был закрыт, а фонды перешли в ведение ГИМа. Спустя 20 лет публике показывают музей в музее: эта выставка одновременно и рассказ о том, как возник и поддерживался культ вождя и благодаря чему этот миф существовал.

 

 


Ленин в разрезе

В воскресный день на выставке людно: приходят и хипстеры, и пожилые пары, и родители с детьми. Иностранцы надолго застывают перед плакатами, где Ленин и Сталин ведут советский народ к процветанию и победе социализма. От вида столов с зеленым сукном и с зелеными же лампами, за которыми посетители читают переписку Ленина, невольно вздрагиваешь: предполагалось, что путешествие в прошлое будет не таким стремительным.

Первая экспозиция о вожде мировой революции появилась спустя год после его смерти, в 1925-м, она-то и стала основой будущего музея. В 1936-м на Красной площади открылся музей — более чем из 100 000 предметов, находящихся в его фондах, на выставке показывают около тысячи экспонатов

Музейщики годами создавали летопись жизни вождя. Найдутся ответы на все вопросы, которые интересуют обывателя. О происхождении Ленина: его семья совершила скачок из одного сословия в другое, что было редкостью в царской России. Предок Владимира Ульянова был отпущен на оброк и после стал государственным крестьянином, а отец получил орден Святого Владимира III степени, что давало ему право на потомственное дворянство. О том, каков Ильич был собой (невысок, в одежде не чурался элегантности, предпочитал шляпы — знаменитая кепка появится значительно позже, а для конспирации, бывало, носил пегий парик). О том, как жил в подполье (коса, котелок и чайник, которыми он пользовался в Разливе, стали одними из первых экспонатов музея).

 

 

Самый интересный человек

 

Для выставки отбирали не только хорошо известные работы, связанные с именем Ленина, вроде монументального полотна Исаака Бродского «II конгресс Коминтерна». Здесь есть большой корпус графических работ: например, литография Соломонова «Ленин в рабочем квартале Уайтчепел» и лирическая картина Шугая «Ленин и Крупская в Шушенском». Есть и карикатура со стихами из журнала «Барабан» 1917 года: «По небу полуночи Ленин летел и песню анархии пел». Незадолго до революции ее лидера изображали парящим на белых крыльях.

Есть и такие работы, которые до зрителя дойти были не должны. Полотно «Ленин в Смольном» художник Михаил Авилов написал в 1923 году для художественного раздела уголка Ленина на сельхозвыставке. Вождь мирового пролетариата на ней изображен в гриме, с подвязанной щекой, рядом с ним на скамье сидит Троцкий. Когда в 1930-е годы образы тех, кто стал врагом революции, вымарывали отовсюду, картину Авилова ждала такая же судьба.

Все должно было соответствовать канону. К примеру, картину Серебряного «Ленин и Сталин на Пятом лондонском съезде партии» раскритиковали. Художник изобразил Сталина в слишком вольной позе и к тому же сидящим перед Лениным. Что никак невозможно, поскольку «не выражает подлинного отношения ученика к учителю».

Не обходится, конечно же, и без высказываний Ленина в диапазоне от «лучше меньше, да лучше» до «государство сильно сознательностью масс», которые служат фоном для всей выставки. И, разумеется, плакатов (к примеру, «Велика скорбь — велико наследие», изображающий обелиск Ленину, сильно смахивающий на ацтекскую пирамиду). От одного мифа повествование выставки движется к другому, от культа Ленина — к культу Сталина. Примечательно, что у вождя народов своего музея так и не появилось: планировалось устроить его на Ближней даче в Волынском, однако в 1961 году все вещи были оттуда вывезены. Впрочем, посетители могут посмотреть на коллекцию трубок Сталина и его шинели.

Тополиный пух, 
перо, песок

 

Народное творчество в деле поддержания мифа о Ленине столь разнообразно, что стоило бы устроить еще одну выставку, чтобы продемонстрировать его во всей красе. Многочисленные ковры и картины с ликами вождей, скульптуры и складни, даже бювар с головой крокодила. А уж что говорить о портретах Ленина из самых разных материалов: тополиного пуха, птичьих перьев, есть даже портрет с лукавым прищуром из пшеницы и гречихи, да что там, есть даже сахарный Ильич. Народ был охоч до креатива и изображал Ленина буквально на всем: на кольцах, перочинных ножах, лампах, брошках. Имеется тут даже резной ленинский лик, уместившийся на сердце под надписью «вечно живой в миллионах сердец».


Анна Попова