Стиль
Впечатления В «Гараже» открылась выставка do it
Впечатления

В «Гараже» открылась выставка do it

Фото: garageccc.com
Выставка включает в себя работы, сделанные по инструкциям художников и других творческих людей: зрителям предложат создать из груды одеял и одежды собственную композицию и ознакомиться с чудом превращения вина в пепси.

В конце марта основательница центра современного искусства «Гараж» Дарья Жукова заявила, что он изменит свой статус и с 1 мая станет музеем. Первая выставка do it Moscow, по словам кураторов Анастасии Митюшиной и Снежаны Кръстевой, определит его дальнейшую выставочную политику. Каких проектов стоит ожидать от «Гаража» в будущем, разбиралась ОЛЬГА ВАД.

Проект do it имеет более чем двадцатилетнюю историю. Как и полагается каждому важному манифесту в истории искусства, идея выставки, согласно легенде, появилась в 1993 году в Париже. Двадцатипятилетний куратор Ханс-Ульрих Обрист, уже начавший свою успешную карьеру, за чашкой кофе обсуждал с художниками Кристианом Болтански и Бертраном Лавье, как можно переизобрести экспозиционную модель во что-то, что воспринималось бы как нечто более новое и современное, не зависело от времени и расстояний, развивалось само и манифестировало смещение искусства от предмета к слову. В итоге подобно вирусному ролику в Интернете запустился выставочный проект, который включает в себя работы, изготовленные на основе инструкций художников, не предполагает дату закрытия, путешествует по миру и каждый раз изобретается заново в зависимости от контекста, в котором происходит.

Первое, с чем сталкивается зритель, пришедший на выставку в «Гараж», — работа американского скульптора Джона Чемберлена: груда одеял, одежды и инструкция, предлагающая создать из этого материала композицию, которая его, зрителя, устроит. Партиципативное искусство, кажется, и есть то, что «Гараж» планирует привозить в ближайшее время. Здесь зрителю предлагается одновременно стать и художником, и критиком, задуматься о том, как это — делать искусство и где находятся пределы того результата, который может устроить. «У этого проекта есть подспудная образовательная роль, — комментирует Анастасия Митюшина. — Здесь на разных уровнях разным людям мы можем рассказывать о том, что такое современное искусство, при этом не навязывая арт-терапевтическую роль: происходит не «излечение души», а перестраивание уровня понимания на более глубокую степень».

 

Всем арт-миром

Некоторые инструкции выполняются не только зрителями и художниками, но также сотрудниками «Гаража», кураторами других арт-институций и представителями местных креативных сообществ. Так, написанная специально для московского проекта инструкция концептуалиста Даниэля Бюрена описывает создание типичной для самого автора инсталляции — ромба из белых полосок на ярко-красной стене, — которая должна быть выполнена сотрудниками «Гаража». Идея исследования трансформации города Минервы Куэвас была реализована группой студентов института «Стрелка», а план «Города-утопии» Йоны Фридмана нарисован студентами Британской школы дизайна. «Это прекрасный повод, чтобы институции, которые находятся в одной сфере, начали разговаривать друг с другом, — объясняет Снежана Кръстева. — Проект заставлял нас самих покидать комфортную зону, действовать по непривычной схеме: приглашать к сотрудничеству не только художников, но другие организации. В итоге углубились наши отношения с Парком Горького: им очень понравился этот проект, и они решили многие из инструкций интерпретировать сами. Также и с Музеоном: мы соседи через дорогу, но до этого момента у нас не было повода работать вместе».

Если в первой выставке в 1993 году участвовали всего 12 художников и их отбирал лично Обрист, то на момент организации do it Moscow только инструкций существовало уже 400, не говоря об общем количестве участников более чем 50 выставок проекта. В прошлом году нью-йоркский коллектив кураторов ICI, занимающийся продвижением и организацией проекта последние несколько лет, выпустил сборник инструкций do it: the compendium. Его директор Рено Прош прояснил процесс кураторского отбора: «Местные кураторы предлагают Обристу кандидатуры на утверждение — и он отсматривает все, ведь инструкции становятся частью do it навсегда — это своего рода растущий архив. Важно, что новые инструкции, появившиеся в Москве, не закончат свою жизнь здесь — большой шанс, что они будут реализованы в других странах».

 

Новые территории

Однако проект не сконцентрирован вокруг непременного поиска новых инструкций — авторы многих из них достаточно известны, чтобы обеспечить их участие от выставки к выставке, что также имеет для «Гаража» большое значение: музейный статус предполагает ассоциироваться как с громкими именами из истории искусства вроде Аллана Капроу и Брюса Наумана, так и со звездами современной арт-сцены вроде Тони Сегала, инструкции которых в том числе представлены на do it Moscow. Так, художница Александра Паперно интерпретировала послание классика минимализма Карла Андре: взяла его открытку с фразой It Is Best To Do Nothing и сделала видео, срифмовав с высказыванием Льва Толстого «Лучше ничего не делать, чем делать ничего» и поместив его на билборде на оживленной московской магистрали.

В остальном большинство инструкций, которые были выбраны для «Гаража», очень перформативны, благодаря чему вокруг выставки сложилась плотная программа мероприятий: воркшопы, флэшмоб, ярмарка и так далее. Помимо этого, московская выставка отличается от аналогичных тем, что выходит за рамки основной выставочной площадки — в проекте задействовано также пространство Парка Горького.