Стиль
Впечатления Что смотреть на Международной биеннале молодого искусства
Стиль
Впечатления Что смотреть на Международной биеннале молодого искусства
Впечатления

Что смотреть на Международной биеннале молодого искусства

Фото: Пресс-материалы
Основной проект биеннале называется «Время мечтать». Известный британский куратор Дэвид Эллиотт отобрал для него работы 83 художников из 32 стран более чем из трех тысяч заявок — их можно увидеть в Музее Москвы.

Для темы биеннале «Время мечтать» Эллиотт позаимствовал название речи Мартина Лютера Кинга, слегка ее перефразировав. По его мнению, в отобранных работах нет единого послания, но они отражают очевидное растущее беспокойство нынешним миром. «Что могут сделать художники? Совместить индивидуальный мир чувств, эмоций с куда более всеобъемлющим миром макрокосмоса, — говорит Эллиотт. — Это дает представление и опыт об окружающем мире, которое нельзя получить в других сферах: науке, технике, художественной литературе, за исключением разве что поэзии. Субъект и система этих знаний очень ограниченны, а искусство способно проникать в куда более глубокие материи. Если работа хороша, то это порождает очень качественный и ценный опыт».

Читать список участников — все равно что изучать карту мира: Россия, Германия, Казахстан, Австралия, Албания, Таиланд, Камбоджа, Барбадос, Великобритания, Япония. Едва ли не половина участников — женщины. Много художников из Азии, что неудивительно, учитывая многолетнюю работу Эллиотта в этом регионе.
На нижнем уровне выставочного пространства расположена изрядная доля видеоработ и произведений на тему экологии. Сингапурский художник Чжао Чженьхуэй рассказывает о фауне, претерпевающей изменения не только из-за эволюционных процессов, но и под действием генной инженерии. Обезьяна-носач, в ДНК которой внедрен «ген языка», белый медведь, в поисках пропитания заплывший в Гудзонский залив, кошки, чье зрение «улучшили», используя ген совы: все это фотосерия из проекта «Путеводитель по мировой флоре и фауне» — пугающая хроника того, как человек влияет на окружающий мир.

С ней соседствует «Исследование Питера Пэна» британки Кейт Эллиотт — серия фотографий и видеоинсталляция фиксируют период между детством и взрослой жизнью. Феномен «мальчика, который не взрослел» здесь — попытка изучить хрупкие моменты юности.

На картинах серии «Рагу из сладких снов» тайки Юри Кенсаку — нарисованные животные, будто и вправду вышедшие из сна или из мультика-анимэ: кошка-матрешка, кошка, одетая в балетную пачку, волк, вооруженный луком.

Для создания своего «Пустого дома» Артем Филатов и Владимир Чернышев собирали материал в Нижнем Новгороде и окрестных деревнях, искали доски с разной фактурой. В сам дом нельзя попасть, по его стенам хлестали сотни дождей. Он опасно накренился и, кажется, вот-вот рухнет, но он продолжает стоять как напоминание о традиции, которая постепенно уходит в прошлое.

В центре верхнего зала разместилась вольера: в ней — письменный стол, три радиоприемника, тропическая зелень и открытая клетка для серого попугая жако, который воспроизводит различные звуки, — это инсталляция Act of God Альберта Сэмрета. Художник таким образом предлагает посмотреть на то, где проходит грань между технологиями и человеческими умениями.

Участники биеннале по-своему задаются вопросами о будущем и сами же его конструируют. Основной проект форума задал довольно высокую планку: мечты по-прежнему заставляют людей стремиться к лучшему.
 


Анна Попова