Стиль
Впечатления В Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка The New International
Стиль
Впечатления В Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка The New International
Впечатления

В Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка The New International

Фото: garageccc.com
Пока Россия жила лихими девяностыми, западные художники рубили статую Свободы на 250 кусков, рисовали тату на гаванских бедняках и заставляли мусульманок петь перед пустыми залами. И это позволило найти им общий язык.

 

Актуальные 1990-е

Куратор выставки The New International Кейт Фаул, проведя анализ знаковых событий двадцатипятилетней давности, собрала в «Гараже» работы из прошлого, повлиявшие на настоящее. А потому и выглядят они злободневно. 1990‑е вообще стали переломным периодом для всего мира. Падение стены в Берлине, развал СССР, войны в Африке и на Ближнем Востоке — вот лишь несколько событий, отразившихся не только на политике, но и на культуре. Искусство трансформировалось, а его границы размылись. Богатое на надежды и разочарования время продиктовало художникам актуальные темы и сформировало общий язык. Авторы The New International хоть и представляют разные страны, но используют общие художественные приемы. «Новые интернационалисты» предпочли полемике беседу. А темами для нее выбрали терроризм, свободу слова и действия, окончание холодной войны, крах коммунизма, глобализацию, классовую и гендерную принадлежности. Словом, все то, что было актуально тогда и сейчас.

 

Статуя Свободы по кускам и тату на спинах

Первое, что вы увидите, подходя к павильону «Гаража» в Парке Горького, может показаться неказистой железкой. На самом деле это статуя Свободы, правда, разделенная на 250 фрагментов. Ее автор — вьетнамец Дан Во. Части экспозиции «Мы, народ» он разбросал по всему миру, а шесть привез в Россию. Дан Во назвал свою работу по первым словам американской конституции, восхваляющей права человека. Слов всего два, а трактовок инсталляции — множество. Самая распространенная — невозможность воплотить те общественно-политические идеалы, которые олицетворяет статуя.

Критикует капитализм Сантьяго Сьерра. «Линия в 250 см, вытатуированная на спинах шести человек, которым за это заплатили» — это черно-белая фотография, на которой запечатлены ссутулившиеся мужчины с татуировкой на спинах в виде сплошной линии, переходящей с тела на тело. Это безработные жители Старой Гаваны, согласившиеся за 30 долл. позировать художнику и «заклеймить» себя на всю жизнь.

Завораживающее высказывание на тему жизни мусульманских женщин привезла иранская художница Ширин Нешат. В видеоинсталляции «Турбулентность», сделавшей ее знаменитой, она противопоставляет роль мужчины и женщины в исламском мире. Пока он поет в полном зале, она исполняет гортанную песню перед пустыми креслами.

Продолжение реконструкции

Попытка проанализировать культурную ценность 1990‑х предпринимается не впервые. Чуть раньше это делали фонд «Екатерина» и все тот же «Гараж», представив публике серию выставок «Реконструкция». Правда, тогда исследование проводилось локально — его предметом стала художественная жизнь Москвы в 1990-х. На этот раз масштаб оказался значительно шире. Особую актуальность выставке The New International придает и тот факт, что все мы жили в те самые 1990‑е. В экспозиции собрали работы двух поколений художников: тех, кто к 1990‑м уже успел заработать себе имя, и рожденной в 1970‑е молодежи, только начинавшей восхождение на арт-сцену. Но и для первых, и для вторых контекст работ оказался намного важнее содержания.


Анна Шипилова