Стиль
Впечатления В Большом театре наконец сожгут Жанну Д’Арк
Стиль
Впечатления В Большом театре наконец сожгут Жанну Д’Арк
Впечатления

В Большом театре наконец сожгут Жанну Д’Арк

Фото: bolshoi.ru; Итар-тасс
Событие нешуточное, поэтому за дирижерский пульт лично встанет Туган Сохиев – новый музыкальный руководитель Большого театра.

Оперу о Жанне Д’Арк Чайковский создал по мотивам драмы Шиллера. Менее известная, чем «Пиковая дама» или «Евгений Онегин», она давно не шла в Большом театре: «Деву» ставили здесь всего один раз, а ее премьера впервые прошла в Петербурге в 1881 году.

Чайковский боготворил Жанну Д’Арк с детства. В шесть лет будущий композитор написал стихотворение «Героиня Франции». Дома у него стояли часы с изображением конной статуи Орлеанской девы. Чайковский даже использовал бумагу и конверты для переписки с водяным знаком, изображающим Жанну-всадницу. А когда собрался писать музыку, решил, что в истории Жанны «есть чудесные данные, и сюжет еще не истасканный».

Опера о французской крестьянке, разговаривавшей с небесами и боровшейся против английских захватчиков в ходе Столетней войны, полна примет времени. Среди персонажей – король Франции Карл Седьмой и его любовница Агнесса Сорель, придворные дамы и менестрели, шуты и палачи, монахи и пажи, цыгане и воины. Действие перемещается из маленькой деревни Домреми, в которой родилась Жанна, в королевские покои, из кафедрального собора – в глухой лес. Партитура Чайковского не менее романтична, чем текст Шиллера: композитор сам сочинял либретто, дотошно изучив труды историков. Поэтому в опере, как и в реальности, мистический подвиг девы не понят самыми близкими людьми: отец героини Тибо Д’Арк обвиняет дочь в колдовстве.

Партию юной девы исполнит Анна Смирнова, и петь ей придется в большом вокальном диапазоне: композитор постоянно жонглирует перепадами высоких и низких нот. При этом параллельно надо еще сыграть средневековую деревенскую пастушку, ставшую легендарной воительницей. Впрочем, Смирновой, еще в 2007 году дебютировавшей в прославленном Ла Скала, и не такое по плечу. Кроме массовых сцен в партитуре много лирических эпизодов: Чайковский знал, что без любовной линии опера – не опера. Жанна без памяти увлечена врагом – бургундским рыцарем Лионелем. Но тем самым нарушен ее обет – не знать иной страсти, кроме любви к Богу и родине. В глубокой тоске дева поет «Как «смертному дерзну отдать Творцу обещанную душу?..» Мелодрама быстро переходит в трагедию, пышная декоративность музыки захватывает воображение переходами от мощного форте к тишайшему пиано. А знаменитая ария Жанны «Простите вы, холмы, поля родные» продолжается хором ангелов.


Опера «Орлеанская дева». Концертное исполнение. Чайковский.
26 и 28 сентября
Историческая сцена Большого театра. Театральная площадь, 1


Майя Крылова