Стиль
Впечатления Клоун с трупом: премьера оперы «Риголетто»
Впечатления
Клоун с трупом: премьера оперы «Риголетто»
© bolshoytheatre.ru
Стоит ли идти на оперу «Риголетто», которую поставили в Большом театре

Вокруг этого спектакля на музыку Верди ходят «страшные» слухи, и пуристы возмущались еще до премьеры. Мало того что действие из XVI века перенесено в современный цирк с клоунами и акробатами, так еще и по сцене бегают полуголые девицы. Куда смотрит дирекция?!

Дирекция, надо думать, смотрит в условия контракта, заключенного прежней руководящей командой — именно она подписывала договор с канадцем Робертом Карсеном, знаменитым режиссером, сделавшим, в частности, мюзикл «Моя прекрасная леди» в Мариинском театре. Расторжение контракта привело бы к громадной неустойке, на что никто не решится, хотя нынешний директор Владимир Урин осторожно намекал в интервью, что зрительские мнения о новом «Риголетто» могут быть разными. Спектакль — плод сотрудничества Больших театров Москвы и Женевы, оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе, брюссельского Театра де ла Монне и Страсбургской оперы. Стоимость постановки больше €1 млн, расходы все участники несут поровну.

Опус Карсена, скорее всего, покажут одним-двумя блоками — и всё. Но вопрос стоит так: что лучше, возмущаться из принципа или честно вникнуть в режиссерское решение? Карсен утверждает, что никакого «разврата» в спектакле нет, а есть попытка добраться до глубин трагической истории о жертвах жестоких людей, живущих в жадном до наслаждений мире. Кстати, сексуально озабоченный Герцог в окружении пресловутых девиц у Верди поет не что-нибудь, а арию «Questa o quella, per me pari sono» («Та иль эта — я не разбираю»), превращая, что и показывает режиссер, всех дам в куртизанок, а свое кредо — в эротический балаган. Отчего ж не увидеть девушек-топлес в опере, если это эстетически уместно?

Наверное, не стоит уподобляться гонителям композитора Верди, которые за неуважение к идее королевской власти запретили первоначальное либретто оперы по драме Виктора Гюго «Король забавляется». Бабника-короля Франциска I из Франции заменил итальянский герцог из Мантуи. Но суть осталась прежней: Риголетто, злобный придворный шут и любящий отец, падет жертвой страшных и гротескных обстоятельств — он найдет в мешке труп дочери Джильды, которая отдаст жизнь, чтобы спасти ветреного возлюбленного (все тот же Герцог) от наемного убийцы, нанятого ее отцом. Да, главный герой у Карсена — паяц в костюме Пьеро с набеленным лицом и намалеванным ртом. Но разве наша жизнь порой не похожа на цирк?


Майя Крылова


«Риголетто»
Большой театр
Новая сцена
14, 16–21 декабря.