Стиль
Впечатления Нелогично, но дипломатично: спорные итоги Каннского кинофестиваля
Стиль
Впечатления Нелогично, но дипломатично: спорные итоги Каннского кинофестиваля
Впечатления

Нелогично, но дипломатично: спорные итоги Каннского кинофестиваля

Фото: AP; Globallookpress
Неоспоримые фавориты кинокритиков на Каннском кинофестивале остались без наград. Режиссеры списывают все на «специфический вкус» жюри, которое возглавляли братья Коэн.

 

 

Гран-при: предсказуемо и спорно


 

 

В решениях жюри этого года было мало логики с художественной точки зрения, но много политики, стратегии и дипломатии. Награждение венгра Ласло Немеша за картину «Сын Саула» считалось делом почти решенным еще до фестиваля. Особенно после того, как художественный директор Тьерри Фремо, объявляя каннскую программу, намекнул, что фильм Немеша «не останется незамеченным».

В итоге «Сын Саула» получил Гран-при, второй по значимости приз фестиваля, хотя мало кто понял, ради чего 38-летний венгр, бывший в свое время помощником Белы Тарра, снял фильм о зондербригаде концлагеря Освенцим. Сам венгр на вопросы «о чем и почему» ответил весьма туманно, объяснив лишь, что тема концлагерей ему кажется актуальной и он хотел «показать лагерь смерти на уровне одного человека».

 

 

 

«Золотая пальмовая ветвь»: третий раз в одну воронку


 

 

Главный приз Канн получил Жак Одиар за фильм «Дипан» на злободневную для французов тему — эмиграцию из стран третьего мира. Собственно, злободневностью темы достоинства фильма и ограничиваются. Не то чтобы эта картина была совсем уж слабой, но и творческой удачей Жака Одиара ее назвать сложно. Для режиссера это уже третья «пальмовая ветвь» Канн, но, по мнению критиков, наименее заслуженная.

Награждение «Дипана» выглядит тем более спорным, что призами не были отмечены ни «Кэрол» Тодда Хэйнса, ни «Моя мать» Нанни Моретти, ни «Юность» Паоло Соррентино, подкупившие кинокритиков уровнем режиссуры и звучными именами актеров.

 




Лучшая режиссура: картина фильмом


 

 

Таким же спорным стало награждение тайванца Хоу Сяосяня, получившего приз за лучшую режиссуру. Когда его фильм «Убийца» называют портретом эпохи династии Тан, слово «портрет» стоит воспринимать буквально. Из тайванца действительно получился бы неплохой живописец. И фильм его — не более чем красивое полотно, в котором полностью отсутствует не только драматургическое движение — даже герои почти не двигаются в кадре, буквально столбенея перед камерой, и разговаривают усыпляющим полушепотом.

Иногда эта медитативная идиллия прерывается жестокими схватками в стиле восточных единоборств, но в ожидании их есть все шансы заснуть. Впрочем, даже те, кто бодрствовал, на заключительной пресс-конференции не постеснялись спросить у Хоу Сяосяня, о чем, собственно говоря, был его фильм. 


 


Лучший сценарий: «Лобстер» без награды


 

 

«Золотую пальмовую ветвь» за лучший сценарий пророчили греку Йоргосу Лантимосу. Действительно, кто бы еще додумался до абсурдной, не имеющий аналогов в истории кино антиутопии, в которой холостяка превращают в животное, если тот не успевает в срок найти себе даму сердца. Вот и Колин Фаррелл, сыгравший в фильме главную роль, признался «РБК Lifestyle»: «Ничего подобного в своей жизни еще не читал, серьезно». 

Ясное дело, приз за лучший сценарий Лантимосу не достался. Впрочем, сам режиссер отнесся к этому философски: «У жюри очень специфичный вкус, никто не понимает, кому и почему дают премию. Потому не следует искать логику в его решениях, а надо радоваться, что дали шанс и пригласили».

К счастью фильм Лантимоса все же получил специальный приз жюри. А «пальмовую ветвь» за сценарий взял режиссер Мишель Франко за фильм «Хроник» — историю медбрата, который сопровождал больных в последний путь. Медбрата сыграл Тим Рот, который также выступил соавтором сценария.

 



Лучшие роли: дань французам


 

 

Публика на Каннском кинофестивале всегда благосклонно оценивает решения жюри, если они касаются награждения французов. А жюри время от времени старается угодить публике. Именно этим и стоит, наверное, объяснить  присвоение звания лучшей актрисы француженке Эммануэль Берко за роль в драме Майвенн Ле Беско «Мой король». Правда, это звание ей пришлось разделить с американкой Руни Марой, которая сыграла в фильме Тодда Хейнса «Кэрол» молоденькую любовницу Кэйт Бланшетт. И сыграла, кстати, неплохо.

А вот награда за лучшую мужскую роль вполне закономерно досталась Венсану Линдону. Отпрыск знаменитой французской семьи Ситроен, бывший любовник принцессы Монако Каролины сыграл безработного, который, отчаявшись, решает стать охранником в супермаркете. Эта «пальмовая ветвь» стала первой серьезной кинематографической наградой в арсенале 55-летнего француза. До этого его пять раз номинировали на премию «Сезар» и столько же раз жюри предпочитало других кандидатов. После церемонии вручения призов Линдон заявил, что ему особенно лестно было принять «ветвь» от жюри под руководством братьев Коэн, поскольку братья являются для него культовыми режиссерами и он знает каждый их фильм.