Стиль
Здоровье Золотая жила: истории 8 российских женщин-ювелиров
Стиль
Здоровье Золотая жила: истории 8 российских женщин-ювелиров
Здоровье

Золотая жила: истории 8 российских женщин-ювелиров

Фото: Infanta
Как приходят в ювелирное дело, где освоить ремесло, какой понадобится начальный капитал и как продвигать свой бренд — все это в историях семи независимых ювелирных марок, основанных женщинами.

Катя Снэп, KATE SNAP Metalsmith

«В ювелирное дело я пришла случайно, когда ради развлечения решила сходить на ювелирный мастер-класс. Процесс создания кольца и готовый результат настолько поразили меня, что я незамедлительно решила пойти учиться этому ремеслу. К тому моменту мне надоело учиться на дизайнера, и новое хобби смогло заполнить собой всю мою жизнь.

Мне нравится, что ювелирное дело сочетает в себе и физику, и химию, но при этом остается творческой профессией. Это оказалось идеальным для меня сочетанием.

Учиться я пошла в ту же мастерскую, где и проходила свой первый мастер-класс: в "Ювелирный цех". Там меня научили всему, что я умею сейчас. Мой преподаватель стал моим мужем, и мы по-прежнему вместе работаем в его мастерской. Позднее я решила получить образование по специальности и окончила КДПИ им. Карла Фаберже, но навыков я там не обрела, только диплом. Также успела отучиться год в Британской высшей школе дизайна на факультете "ювелирный дизайн", но там тоже я для себя ничего, кроме важных контактов, не получила.

Обучение в "Ювелирном цехе" обошлось мне около 45 000 рублей, но кроме этих денег, которые мне выделили родители, стартового капитала не было вообще. Поначалу я продавала несколько изделий в месяц и на заработанные несколько тысяч рублей покупала немного серебра, немного оборудования.

Я никак не продвигала свой бренд. Люди каким-то образом сами находят мой Instagram. Когда я начинала, у меня уже было около 20 000 подписчиков: они и стали моими первыми клиентами. Думаю, роль в продвижении сыграло "сарафанное радио", ну и, конечно же, раздел "интересное" в Instagram.

В ближайшем будущем я и мои бывшие одногруппники из Британской высшей школы дизайна открываем ювелирный шоу-рум, а это значит, что в скором времени мои изделия наконец-то можно будет приобрести в офлайне».

Юля Спешинская, MATERIA

«Мысль пойти в ювелирное дело настигла меня в холодном офисе на нелюбимой работе в 2013 году. Я всерьез задумалась о том, чтобы поменять сферу деятельности: было огромное желание делать что-то значимое, особенно хотелось создавать что-то осязаемое. Выбор был непрост — в школе на уроках труда я всегда была в числе последних, ни одна моя поделка не была закончена, шитье было кривым...

Я долго перебирала отрасли, в которых можно делать что-то руками, честно, вариантов была масса, особенно учитывая то, что ни к чему особенной склонности не было, способностей тоже. Выбирала очень рационально, искала программы обучения. Задача была учиться все-таки не пять лет, а меньше (одно высшее за плечами у меня уже было), выбрать что-то серьезное и более-менее доходное.

Как бы забавно это ни было, но человек без каких-либо способностей к рукоделию выбрал в итоге ювелирное дело. Это казалось совершенно нереальным, но перспектива за полгода овладеть новой профессией, да еще такой загадочной, казалась страшно заманчивой, тем более что в 2013 году на рынке еще не было такого разнообразия независимых марок и хотелось иметь альтернативу "Золотому Алтыну".

Я была уверена, что буду чуть ли не единственной девушкой на курсе, однако была приятно удивлена тем, что девушек было больше половины, и эта тенденция наблюдается везде. Сфера перестала быть сугубо мужской, девушки смело осваивают вальцы и горелку, создавая украшения для себя и подруг.

На тот момент я жила в Петербурге и выбрала знаменитую ШЮМ — Школу ювелирного мастерства. Это учебное заведение с хорошей репутацией, во многом благодаря преподавателям. Мне повезло вдвойне, ведь я училась у настоящей легенды — Льва Матвеевича Эпштейна, петербургского ювелира старой закалки.

Первые пару месяцев я буквально разваливалась: было сложно физически (ужасно болела спина, руки были стерты, распилены, обожжены, болели глаза с непривычки к микроскопу) и морально (пару раз доходило до отчаяния, потому что казалось, что ничего мне не удается) — я не привыкла предъявлять к себе такие высокие требования. Однако тут сказалось мое сильнейшее желание сменить род деятельности и наступить себе на горло, перестать быть неженкой, а также характер моего преподавателя — Лев Матвеевич из тех людей, которые не знают полумер. Он всегда задавал вопрос: "А вас саму ЭТО устраивает?", и я понимала, что нет, и плелась распиливать и спаивать по новой. Учеба повлияла и на обычную жизнь — теперь я гораздо чаще контролирую себя, "дожимаю" до предела.

У меня был начальный капитал, эквивалентный стоимости очень подержанной иномарки. Этого мне хватило для приобретения первого оборудования, но в нашей сфере остановиться невозможно — напильников много не бывает. Так что продолжаю докупать разные полезные вещи по мере возможности.

Бренд MATERIA рождается прямо сейчас (до этого были скорее единичные заказы) — сложилась картинка того, каким он должен быть. Есть эффект "сарафанного радио", благодаря которому большую часть изделий заказывают знакомые и друзья друзей. Раньше выкладывала работы в свой личный Instagram, теперь завела аккаунт бренда, буду заниматься им.

Желаний море: сейчас я готовлю к запуску сайт, занимаюсь юридическими вопросами, мы вместе с мужем Ильей (он иллюстратор) работаем над коллекцией украшений. Хотелось бы в следующем году продаваться в магазинах. Смотрю в сторону конструктивно более сложных украшений и хочу попробовать новые техники — до этого все вещи я изготавливала вручную».

Лиза Жицкая, Liza Zhitskaya

«В течение всей своей жизни я вдохновлялась красивыми украшениями, любила их носить в большом количестве. Вдохновилась красотой природы, красотой необработанных камней. Захотела попробовать сама себе сделать украшения. Начинала все "на коленке", на кухонном столе. Потом я научилась у ювелира самым основам дела: как плавить, как паять, как пилить. Дальше училась сама.

Никакого начального капитала у меня не было, поэтому мои первые украшения были из меди и камней попроще. Особо их не зная, я потихоньку развивалась, накапливала инструменты, оборудование, своими руками, а точнее, руками мужа и друга, создала свою первую мини-мастерскую, продолжала потихоньку обрастать новыми инструментами и новыми знаниями.

Для продвижения своих украшений я использовала соцсети и ярмарки, например "Ламбада-маркет".

Я планирую развивать свое производство, добавить еще материалов, увеличить коллекцию, выставляться в большем количестве магазинов, в большем количестве городов и стран. Сейчас это Россия (несколько магазинов в Москве, два магазина в Питере, магазин в Екатеринбурге) и Норвегия».

Елизавета Коротышева и Наталья Дехова, SMOG

«Наша марка о несовершенных, но идеальных украшениях. Живых и настоящих, как все мы. Мы выпускаем коллекции на темы, которые нас трогают: о море, о горах, о любимом художнике Эгоне Шиле и о самообмане. Делаем на заказ много самых важных колец: для предложения руки и сердца и свадебные. Еще мы проводим мастер-классы по ювелирному делу, где молодожены могут сделать друг другу кольца и каждый может попробовать себя в нашей профессии. Сейчас у нас своя отдельная мастерская и магазин "Амперсанд" в центре Москвы.

В нашей команде четыре девушки, и у каждой ювелирное образование. Так что это был осознанный выбор и работа по специальности, знаем, что сейчас это редкость.

Ювелирная сфера — одна из самых романтичных, но жестких. С одной стороны, мы делаем такие красивые и нежные украшения, а с другой — лицензии на работу с драгоценными металлами и камнями, Пробирная палата, налоги, аренда мастерской совсем не романтичны. Но так даже интереснее.

В марте 2015 года мы полностью посвятили себя работе с нашей фирмой СМОГ, до этого четыре года мы работали в другом ювелирном бренде. А еще раньше получали художественное и ювелирное образование. Мы с Наташей учились в одной группе в МГТУ им. Косыгина на факультете прикладного искусства ("художественное проектирование ювелирных изделий").

У нас был малюсенький начальный капитал, порядка 100 тысяч рублей, на который мы сняли себе мастерскую (нам очень помогли друзья, так как мы еще не зарегистрировали ИП). Это был март 2015 года, все мы помним этот год, когда доллар и евро подскочили в два раза. Проект, в котором мы работали, закрылся. Нам какое-то время не выплачивали зарплату, и мы сошлись на том, что заберем себе оборудование (верстаки, вальцы, бормашины, газовый баллон, столы, полировку, галтовку, ультразвук и ручной инструмент). И таким образом мы решили поставить все и начать с нуля. Вели мастер-классы и делали заказы для своих клиентов, которые находили нас по предыдущей работе. Было страшновато, но проект начал набирать обороты с большой скоростью.

На данный момент самым большим шагом по развитию и продвижению было открытие своего магазина. Так как участвуют в магазине семь ювелирных марок, нам всем удалось приумножить клиентуру, мы рассказали друг о друге в социальных сетях.

Основной инструмент продвижения — Instagram. Мы общаемся там с подписчиками, проводим розыгрыши. PR-кампаний мы не проводили, в основном к нам приходят друзья друзей.

В ближайшее время мы хотим переехать своим магазином в большее помещение, провести несколько съемок и немного отдохнуть после новогодней жары».

Анна Масловская, anna.m.objects

«Украшения интересовали меня всегда, но найти подходящие для себя я не могла. Однажды я позвонила своему другу ювелиру, чтобы заказать украшения у него. Я понимала, что моя идея для него — семечки, он делает сложные ювелирные украшения за серьезные деньги, работает с дорогими камнями и так далее. Если бы не дружба, позвонить с этим вопросом именно ему я бы не решилась. Мы встретились, я показала и рассказала, что мне нравится, после чего он произнес: "А сама ты не хочешь этим заняться?"

Еще когда мы только познакомились, за три года до этого, я лишь об этом и думала. Приходила гостем в мастерскую, рассматривала инструменты с мыслью: "Наверняка все это слишком сложно". И вот вопрос в лоб. "Конечно, хочу!"

Учеба заключалась в том, что каждое украшение я делала самостоятельно под контролем профессионалов в ювелирной мастерской.

Я начала с 16 000 рублей, три года назад столько стоили 10 граммов золота. Дальше все, что зарабатывала (сразу стала продавать через магазин "Сахарок"), тут же вкладывала. Так что начальный капитал — 16 000 и возможность не вынимать деньги, зарабатывать другим делом — журналистикой.

До продвижения марки руки не доходят. Я, в принципе, люблю фотографировать и сама веду Instagram и Facebook марки. Специальное продвижение бренда — задача на следующие два года. Пока продвижение шло естественным образом, ничего специально я не делала.

Мой план на будущее — тратить больше времени на марку. До этого три года журналистика была основной работой, бренд — дополнительной. В 2018 году я планирую выравнять количество времени и внимания между ними и работать дальше. То есть заняться маркой всерьез. В январе — новая коллекция более крупных украшений, чем есть сейчас. Весной — новая коллекция с камнями. Параллельно — съемки, работа с магазином и начало работы с журналистами».

Лена Гребенщикова, LENA GREBENSHCHIKOVA. Fine Jewellery

«После школы я планировала стать дизайнером. Но у нас в институте была специальность "художественная обработка металла". Мне это было интересно и казалось не так банально, как дизайн. Так я шесть лет обучалась ювелирному искусству и не пожалела об этом ни разу.

С самого детства я была очень творческим ребенком и мечтала быть художником. Я не знала тогда о профессии дизайнера и тем более ювелира, но точно знала свой путь.

Я училась в "Школе Шароновых" в городе Тольятти. Муж и жена Шароновы были нам как семья, привив упорство в достижении поставленных целей и видение сквозь призму творчества. После окончания учебы я переехала в Москву и однажды познакомилась с ювелиром, который взял меня помощником к себе в мастерскую. То, что дал мне этот ювелир, бесценно. Сегодня у меня свое дело, но и по сей день мы общаемся с ним как отец и дочь.

Как такового стартового капитала у меня не было. Я просто начала делать украшения "в стол", после купила самые нужные инструменты и отлила в металле небольшую коллекцию. Так, постепенно, и по сей день я оптимизирую свой процесс и рабочее место, приобретая необходимое оборудование.

Для продвижения лучше всего работает Instagram. Также у меня есть свой сайт и уже большая клиентура, которая обо мне рассказывает своим друзьям. На сегодняшний день я много участвую в маркетах.

Планы на будущее у меня очень большие. Я хочу развивать свое дело, двигаясь к индивидуальному подходу к каждому клиенту. Мне хочется делать более дорогие украшения в золоте с драгоценными гранеными камнями. Я всегда видела себя в этом, но сейчас я чувствую, что по-настоящему готова сделать что-то серьезное».

Евгения Галактионова, Infanta

​«Я окончила Московский архитектурный институт (МАРХИ) в 2006 году, после чего девять лет проработала архитектором. В 2015 году я работала над одним крупным проектом и в поисках альтернативного занятия посещала разные кружки для взрослых. Ходила на мастер-классы по керамике, каллиграфии, лэмпворку. Среди прочего я сходила и на мастер-класс в маленькую ювелирную студию. Сосредоточенная работа руками удивительным образом освобождает и расслабляет голову. В отличие от других занятий, ювелирное дело имело для меня и прикладной характер. Я с радостью носила все, что сделала.

Украшения для меня — это сочетание традиции, технологии, эстетики и эргономики. Я очень люблю украшения. Долгое время из поездок старалась привозить типичные украшения региона. Поэтому работа в этой сфере для меня — это большая личная потребность.

После мастер-класса я пошла в другую мастерскую, где "пилила колечки" дважды в неделю. Я рассматривала это исключительно как хобби, выкладывала результаты своей работы в Instagram. На тот момент у меня была основная работа, но примерно через два месяца она неожиданно закончилась. Поскольку меня несколько раз спрашивали, не делаю ли я украшения на заказ, я за время вынужденного перерыва взяла несколько заказов. И, как говорится, втянулась. Ушла с основного места работы.

Начального капитала у меня не было, я работала исключительно по предзаказу. Брала деньги вперед и после этого выполняла работу. После подтвержденного спроса я стала работать с небольшой ювелирной мастерской, в которой мне помогли сделать маленький тираж. С объемом 60 колечек с разными камнями я вышла на свой первый маркет. Всего за тот год я поучаствовала в 12 маркетах.

К концу года я поняла, что так больше продолжаться не может, что это слишком тяжело и продажи должны осуществляться без меня. И мы вместе с еще шестью дизайнерами открыли первый в Москве магазин-коммуну "Двенадцать" на Большой Бронной, 23.

Суть была проста — под одной крышей собрать всех хедлайнеров маркетов и легально вести торговлю в центре города в нормальном торговом пространстве. Таким образом, после открытия магазина моя марка получила еще дополнительный поток клиентов от других марок, представленных в нашем магазине. С точки зрения ведения бизнеса это был интересный формат, о нас написали несколько изданий. Мы сотрудничаем со стилистами, они часто берут у нас украшения на съемки. Так постепенно развивается магазин и моя марка.

Я бы хотела в будущем меньше заниматься администрированием и больше — творческим процессом. Совсем недавно меня очень впечатлила выставка в Пушкинском, и я выпустила коллекцию, посвященную творчеству Густава Климта. Это очень увлекательная работа — изучать современные тренды в украшениях, интересные культурные события и интерпретировать это со своей точки зрения. Слоган моей марки — "Инфанта. Украшения с историей", я стараюсь, чтобы вокруг украшений были истории, которыми интересно было бы делиться».