Венеция-2025: торжество «нового тихого кино»
Получая своего «Золотого льва» за фильм «Отец мать сестра брат» (Father Mother Sister Brother), Джим Джармуш назвал Венецианский фестиваль «удивительным праздником разнообразия в кино». Так все и было: конкурсная программа этого года оказалась многоликой — экранизации «Франкенштейна» и «Постороннего» Альбера Камю, поэтическое эссе о Везувии, бьющий под дых триллер Кэтрин Бигелоу.
Гран-при: «Голос Хинд Раджаб» Каутер Бен Ханьи
Предсказать, куда качнется маятник выбора жюри, было одновременно и трудно, и легко. Было очевидно, что на фоне беспрецедентного подъема пропалестинских настроений и конкретно на фестивале (Венеция всегда славилась своей «аполитичностью»), и в целом в Европе жюри не сможет пройти мимо картины тунисского режиссера Каутер Бен Ханьи «Голос Хинд Раджаб» (The Voice of Hind Rajab), снискавшей на премьере самые долгие аплодисменты.
Критики, обожающие фильмы, снятые только для них и потому почти невидимые нормальной публике, не простили Бен Ханье ее широкого гуманистического полета, обвинив автора в мелодраматизме и манипулировании аудиторией, как будто кино (любое) занимается чем-то другим. В неэтичности использования подлинного голоса убитой шестилетней девочки в разыгранных актерами сценах телефонных разговоров с ней. На мой взгляд, это сочетание технически безупречно, иначе такое решение не сработало бы на поставленную режиссером художественную задачу: в отличие от других, часто несмотрибельных, фильмов на ту же тему, «Голос Хинд Раджаб» уже услышан. Эту картину можно показывать самой широкой аудитории, она будет рыдать над ней точно так же, как первые зрители на премьере в зале «Гранде».
И все-таки вызвавший горячие споры фильм жюри под председательством американского режиссера Александра Пэйна наградило не главным, а вторым по значению призом, Гран-при, и это тоже вызвало большие дискуссии, включая сплетни о том, что один из членов жюри в знак протеста попытался покинуть судейскую коллегию, но ему не дали этого сделать. Пэйн на пресс-конференции поспешил развеять эти слухи.
«Золотой лев» за лучший фильм: «Отец мать сестра брат» Джима Джармуша
В результате «Золотой лев» ушел «тихому», как называет его сам Джармуш, фильму, состоящему из трех новелл — трех нежных и смешных медитаций об отношениях взрослых детей (Адам Драйвер, Кейт Бланшетт, Вики Крипс) и их пожилых родителей (Том Уэйтс, Шарлотта Рэмплинг). Этот скромный, спокойный, очищенный от всего лишнего фильм не нашел себе места в Каннах. «Тихое» кино вообще разучились слышать, как и «голоса» такой же громкости — фестиваль выполняет важную миссию, помогая им быть услышанными. Займет ли «Отец мать сестра брат» место в числе лучших фильмов Джармуша, покажет время. Впрочем, уже сейчас ясно, что и много лет спустя он не устареет, ибо рассказывает «о главном» — со всеми знакомыми интонациями любимого зрителями режиссера плюс какими-то «новыми» для него спокойствием, ясностью и мудростью.
Александр Пэйн, сам снимающий «тихие», человечные фильмы («На обочине», «Потомки», «Оставленные»), вместе с коллегами по жюри — неслабыми режиссерами Кристианом Мунджиу, Маурой Дельперо, Мохаммадом Расулофом, Стефаном Бризе и актрисами Фернандой Торрес и Чжао Тао — выбрал в качестве лауреатов не громогласные, ударные, эффектные фильмы, сделанные с глобальным размахом и нацеленные на глобальную же аудиторию, которых было предостаточно в конкурсе (от Лантимоса и Пак Чхан-ука до дель Торо и той же Бигелоу), а более «локальные», внешне скромные кинематографические явления.
«Серебряный лев» лучшему режиссеру: Бенни Сэфди, «Разрушительная машина»
Пэйн отдал соотечественнику и «Льва» за лучшую режиссуру. Бенни Сэфди, впервые без брата Джоша снявший спортивную драму «Разрушительная машина» (The Smashing Machine), продемонстрировал в этой работе свою компетентность — в том числе в работе с Дуэйном «Скалой» Джонсоном, который выступил в роли, потребовавшей от него актерского мастерства. Но никаких новых горизонтов картина, снятая под влиянием «Бешеного быка» Скорсезе и других голливудских «боксерских» фильмов 1970–1980-х годов, не открывает, а если считать режиссуру не просто умением складно и внятно рассказывать историю, но и способом какого-то познания мира, то были в Венеции в этом году и более достойные претенденты.
Лучший молодой актер: Луна Ведлер, «Молчаливый друг»
Например, венгерский режиссер Ильдико Эньеди, удивившая одной из лучших картин конкурса — «Молчаливым другом» (Silent Friend), чей «тихий» месседж о необходимости эмпатии ко всему живому, в том числе растениям, не может быть сегодня более актуальным. Как и Джармуш, Эньеди рассказывает сразу три истории, только исключительно элегантно переплетая их между собой — каждая разворачивается в ботаническом саду неназванного старинного немецкого университета. Луна Ведлер, снявшаяся в новелле, чье действие происходит в начале прошлого века, в роли первой допущенной на факультет естествознания девушки, получила от жюри приз имени Марчелло Мастроянни, вручаемый лучшему молодому актеру, но картина Эньеди заслуживала намного большего.
Лучшая мужская роль: Тони Сервилло, «Благодать»
Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль с полным на то основанием достался выдающемуся итальянскому артисту Тони Сервилло, сыгравшему в «Благодати» (La grazia) Паоло Соррентино одну из лучших своих ролей. Его усилия тем более достойны награды, что вымышленного итальянского президента он играет без актерских эффектов, тихо и грациозно, на паузах и молчании. Играет «положительно прекрасным человеком», а убедительное изображение таковых является самым трудным в искусстве.
Лучшая женская роль: Синь Чжилэй, «Солнце встает над всеми нами»
Симметричный Кубок за женскую роль вполне неожиданно достался китаянке Синь Чжилэй за роль в показанном в последний конкурсный день фильме «Солнце встает над всеми нами» (The Sun Rises on Us All) Цай Шанцзюня. Ее героиня мается чувством вины по отношению к бывшему мужу, взявшему на себя ее вину в спровоцировавшем смерть человека дорожном инциденте. Но сердцу не прикажешь: пока он сидел в тюрьме, она его разлюбила и бросила. Теперь, когда он освободился, она пытается расплатиться по долгам, но получается это не очень: сплетение дерущихся тел ничем не напоминает объятие.
Специальный приз жюри: «Под облаками» Джанфранко Рози
Спецприз жюри отошел итальянскому документальному фильму «Под облаками» (Sotto le nuvole) Джанфранко Рози, за свои предыдущие работы уже удостоенного и венецианского «Золотого льва», и берлинского «Золотого медведя». Это черно-белое эстетское визуальное эссе о Везувии и находящемся под ним Неаполе, о неочевидной, прерывистой связи между небом и землей, историей и современностью, вулканом и людьми, живущими под угрозой его пепла.
Лучший сценарий: Валери Донзелли и Жиль Маршан, «На работе»
«Серебряного льва» за лучший сценарий отдали французскому фильму «На работе» (A pied d'oeuvre) Валери Донзелли. В центре сюжета — писатель, которому не удается заработать на жизнь книгами, отчего ему приходится выполнять тяжелую, неблагодарную, низкоквалифицированную работу. Это тоже «маленький» фильм, полный сочувствия к «обычным» людям, живущим тяжелой трудовой жизнью.
Лучший фильм в конкурсе «Горизонты»: «На дороге» Давида Паблоса
Жюри второго по значению конкурса «Горизонты» возглавляла оголтелая француженка Жюлия Дюкурно («Титан», «Альфа»). Она не подвела: лучшим фильмом «Горизонтов» стала самая экстремальная картина этого конкурса, а возможно, и всего фестиваля, а возможно, и всего 2025 года — «На дороге» (En el camino) мексиканца Давида Паблоса, очень жестокая и очень откровенная криминальная драма из жизни дальнобойщиков. В программе: неоновые огни дискотек и кровавые закаты в пустыне, горячий антисанитарный секс, кастрация и сожжение заживо.
Лучший режиссер в конкурсе «Горизонты»: Анупарна Рой, «Песни забытых деревьев»
Впрочем, за лучшую режиссуру в этом конкурсе отметили тоже очень «тихий» фильм «Песни забытых деревьев» (Songs of forgotten trees) индийской дебютантки Анупарны Рой о двух затюканных молодых женщинах, делящих квартиру в равнодушном 20-миллионном Мумбаи. Элегическая история о дружбе, заботе и понимании подкупает своей ненавязчивостью, непретенциозностью.
«Лев будущего»: «Короткое лето» Насти Коркии
«Льва будущего» и €100 тыс. удостоился показанный в программе Venice Days фильм «Короткое лето» (Short Summer) талантливой дебютантки Насти Коркии и продюсера Натальи Дрозд, который тоже прекрасно вписывается в восторжествовавшую в Венеции тенденцию «нового тихого кино».
Последний раз российского режиссера награждали «Львом» в далеком 2003 году — это был дебютировавший «Возвращением» Андрей Звягинцев.