Индустрия, 21 июл, 15:00

Без тени стыда: как тренд на показную роскошь уживается с отказом от нее

Роскошь больше не любит тишину — это подтверждает набирающий обороты тренд «Boom-Boom». Журналистка Вера Рейнер рассказывает, почему мода в очередной раз совершила радикальный поворот — и как быть с отказом от избыточного потребления
Читать в полной версии
(Фото: Guglielmo Mangiapane / REUTERS)

В моде сегодня борются две противоположные силы. В правом углу ринга — кричащая и броская «Boom-Boom culture», кидающая пачки долларов вам в лицо. Это сильная команда: представьте Лорен Санчес и Джеффа Безоса, выкупающих под свадьбу всю Венецию, оранжевое от автозагара лицо под париком, женщин в шикарных мехах и платьях Hervé Léger, мужчин в костюмах и непременно с Rolex. В левом углу ринга — «Recession core». Представьте «тихую роскошь», из которой убрали роскошь.

Как эти абсолютно противоположные тренды — и не просто эстетики, а именно образы жизни — существуют одновременно и что означает каждый из них?

Возвращение «Boom-Boom»

В декабре предсказатель трендов Шон Монахан — тот самый провидец, который в 2013 описал «нормкор», а в 2022 предрек «великий сдвиг атмосфер», — в очередном выпуске своей Substack-рассылки 8Ball объявил о появлении новой эстетики. Не одной из многих, какие каждый день появляются в TikTok, а особенной, ставшей началом новой эры. Он назвал ее «Boom-Boom culture».

Если «сдвиг атмосфер» означал камбэк небрежного indie sleaze конца 2000-х, новая эстетика отсылает к концу 1980-х и началу 1990-х. К золотой эре американской роскоши, когда политика Рейгана создала огромное экономическое неравенство и показное потребление богачей превратилось в «демонстрацию порока». Точка отсчета — 1987 год, год выхода книги «Искусство заключать сделки» Трампа и прихода Анны Винтур в Vogue.

Сегодняшний «Boom-Boom» Монахан описал как «чистое выражение избытка», триумфальное возвращение «мужских ценностей». Представьте костюмы Патрика Бэйтмана из «Американского психопата», блеск масла на идеальных телах, темное дерево в интерьерах закрытых клубов, где заключаются сделки на миллионы.

Кадр из фильма «Американский психопат» (Фото: KPA / Global Look Press)

Название отсылает к Boom Boom Room, клубу на верхнем этаже нью-йоркского отеля Standard. Огни и золото, панорамный вид на город, роскошь в каждой детали — команда архитектурного бюро Roman and Williams, разработавшего дизайн интерьера, сравнивает его с «Bentley, покрытым медом». А еще very boom boom, говорит сам Монахан, звучит смешно и пошло — ровно как надо.

Мы долгое время жили с идеей, что кичиться богатством нелепо. Что люди, тычущие всем в лицо бриллиантами и брендовыми сумками, машинами и золотыми унитазами, смешны. Что все это безвкусно, глупо и «по-нуворишски» — ведь настоящая роскошь любит тишину, представителям old money не нужно ничего доказывать окружающим. Определяющим стилем последнего десятилетия был тихий люкс. И вдруг в нашу жизнь вновь ворвался громкий, вульгарный стиль демонстративного богатства — без тени стыда. И выглядеть снова нужно так, чтобы по вам сразу было видно: этот человек потратил много денег.

Old money а-ля рус: почему дореволюционная эстетика стала так популярна

Широко говорить о «Boom-Boom», подхватив идеи Монахана, начали где-то в январе. Энтони Ваккарелло создал для мужского Saint Laurent коллекцию, которую целиком посвятил power dressing 80-х. Обычно о power dressing мы говорим в контексте женской моды, но дизайнер решил дать публике стиль «Волка с Уолл-стрит». По крайней мере, наполовину: респектабельные пиджаки, галстуки и тренчи шли в паре с ботфортами и кожаными брюками.

В то же время Armani выпустил кампанию That’s So Armani, напомнив миру, что был пионером power dressing. У Prada на подиум выходили мужчины в мехах, накинутых прямо поверх голых торсов. Речь шла не о роскошных шубах, а всего лишь о воротниках, но некоторые журналисты все же разглядели в этом признак «Boom-Boom». Долгое время модная индустрия выступала против меха, отказываясь от неэтичного натурального в пользу искусственного. У Prada тоже был ненастоящий, но уж очень похожий на натуральный. И это была только первая ласточка. Потому что на женской неделе моды мех — у кого-то искусственный, у кого-то нет — появился в 70% коллекций.

Женские показы принесли нам еще больше мотивов «Boom-Boom»: меха и звериные принты Valentino, новая порция плечистых 80-х от Saint Laurent, остроконечные бюстгальтеры Miu Miu а-ля Мадонна, ботфорты и микро-платья Stella McCartney, отсылающие к «Красотке». Референсы и детали у каждого бренда были свои, но общий образ получился единый — выглядеть нужно гламурно, ярко и секси, как в старые добрые времена. А главным аксессуаром может стать сумка Cult Gaia в виде мешка с деньгами из «Монополии».

Девушки, у которых нет миллионов, тоже повторяют этот богатый вайб — но, как водится, подручными средствами, через масс-маркет. Это классическое fake it till you make it. Хотя, судя по заголовкам в духе «Как поколение Z воссоздает излишества 80-х, тратя последние гроши с зарплаты на предметы роскоши, чтобы казаться богатыми», бывает и по-другому.

Сумка Cult Gaia в виде мешка денег из «Монополии» (Фото: Cult Gaia)

Какие-то символы богатства и роскоши перешли в «Boom-Boom» из нулевых. На этот раз вернулись не плюшевые костюмы или штаны с низкой посадкой, а бандажные платья. Те самые сверхоблегающие мини Hervé Léger, рисующие идеальную фигуру, которые стали маст-хэвом для светских львиц и просто «кошечек» нулевых. Их носили все — от Рианны и Виктории Бекхэм до Ким Кардашьян. Уточним, что появились они тоже в 80-х, в коллекциях Аззедина Алайи, а потом в 90-х у Эрве Леру. Но все-таки ассоциируются с более поздними временами. Как бы то ни было, в июне их популярность выросла больше чем на 600%.

Тренд поддержали Кайя Гербер и Хейли Бибер, а подготовила для него почву, возможно, «Анора». В оскароносном фильме, явно перекликающемся с уже упомянутой «Красоткой», героиня Майки Мэддисон как раз носит такое яркое бандажное мини. В качестве мужского примера «Boom-Boom» в поп-культуре можно взять Сакстона с его рубашками и идеальным загаром, персонажа Патрика Шварценеггера из третьего сезона «Белого лотоса».

Следуй за «Белым лотосом»: как поехать в Таиланд, а оказаться в сериале

Но куда больше таких примеров пока что в жизни. Это свадьба сына индийского миллиардера Мукеша Амбани, прозванная «свадьбой века». Это свадьба Безоса и Санчес, словно решивших отнять это звание — жених с невестой практически арендовали Венецию и привезли в Италию десятки звезд. Это Марк Цукерберг, когда-то известный своей скромностью и равнодушием к моде (унаследованными у Стива Джобса), — теперь он «скромный миллиардер», демонстрирующий целую коллекцию люксовых часов, от Rolex за $300 тыс. до Greubel Forsey за $900 тыс. Это Рианна, которая ест икру с куриными наггетсами. Это Ким Кардашьян в мехах, колготках и с роботом Tesla на обложке Perfect Magazine.

Как свадьбы стали одним из драйверов роста экономики Индии

Еще один довольно необычный аспект «Boom-Boom culture» — роль женщины во всех этих «богатых» картинках. Возвращение «мужских ценностей», про которое говорил Монахан, заключается как раз в распределении ролей и укреплении традиционной иерархии. Где главная ценность — богатство, а главный путь к нему для женщины — через мужчину. Так что важно его найти. Именно поэтому женщина должна быть красивой, яркой и сексуальной. Долгое время подобные мысли были совершенно недопустимы: женщина не объект, не добыча, не товар. Однако в последнее время такой образ «ресурсной девушки» (high value woman), чья цель — быть обеспечиваемой мужчинами, снова стал популярным. В TikTok просто сотни коучей, которые учат этому своих подписчиц, заманивая их картинками своей красивой жизни и подарков, которые им дарят богатые ухажеры. И это не что-то маргинальное. Например, одна из самых известных таких блогеров, Liz Wizard, выступала в дебатном клубе Oxford Union. Идея быть содержанкой и даже секс-работницей снова привлекательна и манит — кто бы мог подумать, что мы будем говорить такое в 2025 году? Вспомним хотя бы тему последней коллекции Стеллы Маккартни — «от ноутбука до стриптиза».

Коры против трендов: почему сегодня в моде решительно все

Хотя может показаться, что переход от «тихой роскоши» old money к демонстративности нуворишей был очень резким, на самом деле нас к этому готовили. Демна Гвасалия, сделавший приглашения на показ 2023 года из фальшивых денег, точно что-то знал. Были и другие родственные эстетики. Например, эстетика trad wives мало похожа на «бум-бум» визуально, но говорила о том же камбэке «традиционных» ценностей. Муж приносит деньги, красивая жена в платье встречает его дома. Да, платье не бандажное, а на плечах у жены нет шубки из меха. И она не в клубе, а на кухне, но общая линия налицо.

Другой, более очевидный предвестник — эстетика mob wife. В какой-то момент в соцсетях стал популярен образ жены мафиози: яркой и очень женственной, с уклоном во тьму. Это противоположность скромным ухоженным clean girls и сдержанным женщинам в The Row, популярным до этого. У «женушки» должны быть стрелки и красная помада, меховая шуба, платье по фигуре (возможно, леопардовое) и шпильки. Ну и, конечно, бриллианты. Вдохновением для этого образа стали женщины из «Крестного отца» и «Сопрано». И, согласитесь, этот образ во многом совпадает с «Boom-Boom».

Морин и Стив Ван Зандт, исполнители ролей Габриэллы и Сильвио Данте в сериале «Сопрано» (Фото: Hulton Archive / Getty Images)

Сериалу «Клан Сопрано» исполняется 25 лет. 10 интересных фактов

Что такое «Recession core»

С «Recession core» намного проще — этот стиль хорошо всем нам знаком, и представить его легко, даже не подключая фантазию. Это полная противоположность «Boom-Boom» — то есть сдержанность. Мы много лет прожили во власти «тихой роскоши», которую задала Фиби Файло в Celine. Именно с ее легкой руки показная демонстрация богатства с кричащими логотипами стала табу. Сюда же добавим The Row, Khaite, Toteme, подзабытый сегодня Gabriela Hearst, а также бюджетные Cos с Uniqlo. Их объединяет одно — минималистичная, даже скромная эстетика, базовый набор вещей, нейтральные цвета.

Но суть «Recession core» не в тихой роскоши, а, наоборот, в отказе от роскоши. В соцсетях все больше говорят о том, что устали от бесконечного потребления. Не только люкса — потребления вообще. Люди скупают Labubu и Stanley cups, отводя целые комнаты для того, чтобы расставить по цветам всю коллекцию. И многие на этом фоне, насмотревшись на драки в очередях за брелоками, решают действовать иначе. Так, трендом этого года стал челлендж No Buy 2025. Суть проста — покупать только действительно необходимые вещи. Мотивация тоже понятна: побороть зависимость от «дешевого дофамина» и сэкономить. В некоторых случаях даже выбраться из долговой ямы.

При этом два последних года модная индустрия жалуется на падение продаж. Это затронуло практически все люксовые компании — настолько, что аналитики стали задаваться вопросом, неужели мы все обречены. В 2025 году ситуация не исправилась: LVMH сообщил, что продажи модного подразделения в первом квартале упали на 5%. И было бы удивительно, если бы вышло иначе: мир на пороге экономического кризиса.

Почему оба тренда существуют одновременно

С «Recession core» и падением интереса к люксу все ясно — люди тревожатся и экономят. Но откуда в таких обстоятельствах вообще мог появиться «Boom-Boom»? Как тренд на показную роскошь мог расцвести в кризис, когда экономика вовсе не «бумит»? Этому есть несколько объяснений.

Шон Монахан считает, что это поколенческий момент: миллениалы, переросшие нормкор, меняют кроссовки на более «взрослые», статусные предметы, в попытках разобраться, как эта взрослость должна выглядеть. И копируют то, что видели у своих родителей.

Но более очевидной причиной — с которой Монахан не согласен — кажется политическая. «Boom-Boom» можно посчитать частью более глобального консервативного поворота: не зря расцвет «Boom-Boom» совпал с возвращением Трампа к власти. Во время его первого президентства в 2017-2021 гг. мода и культура активно сопротивлялись политике. Дизайнеры отказывались одевать Меланию Трамп, протестуя против заявлений и действий ее мужа, Vogue отказывался ставить первую леди на обложку. Бренды демонстративно поддерживали прогрессивные ценности, устойчивость и бодипозитив.

Что мы имеем сейчас? На подиумах снова появились меха, с них почти пропали модели plus-size. Пропало разнообразие фигур и с экранов и красных дорожек. Многие селебрити, бывшие амбассадорами бодипозитива, резко сбросили вес — в эпоху «Оземпика» соответствовать «традиционным» стандартам красоты стало намного проще. Бернар Арно, основатель LVMH, посетил с детьми инаугурацию Трампа. Дизайнер Адам Липпес, раньше одевавший Джилл Байден, одел Меланию Трамп — и его продажи взлетели до небывалых высот. Разве что первая леди в американский Vogue так и не попала.

Дональд Трамп и Мелания Трамп в костюме от Адама Липпеса на церемонии инаугурации президента США, 20 января 2025 (Фото: Keystone Press Agency / Global Look Press)

Что именно привело к этому консервативному развороту? Кого-то настигла усталость от необходимости занимать политическую позицию по каждому вопросу. Кто-то разочаровался в эффективности прогрессивных инициатив. Когда видишь, что твои старания не помогают миру становиться лучше, жертвовать собой уже как-то не хочется. Ну и, конечно, стали жестче экономические реалии: в условиях инфляции и нестабильности идеалы часто отходят на второй план. Тот же Марк Цукерберг с возвращением Трампа быстро отказался от инициатив Meta по борьбе с хейтом и дезинформацией (компания признана экстремистской и запрещена в России). А другие богачи со сменой курса получили возможность наконец открыто наслаждаться привилегиями, не «извиняясь» за превосходство — ведь у власти «свои». Эти показные траты еще больше подчеркивают расслоение общества, что создает дополнительное напряжение.

Активисты протестуют против свадьбы Джеффа Безоса. Венеция, 28 июня 2025 (Фото: Keystone Press Agency / Global Look Press)

Как ни странно, показная демонстрация богатства может быть также реакцией на экономический кризис. Можно сказать, что «Boom-Boom» и «Recession core» — две крайности одного. Кто-то в тревоге за будущее решает экономить, а кто-то — тратить, словно завтра не наступит. Миллиардером для последнего быть не обязательно.

Особенно показательна реакция молодежи. Исследование Yorkshire Building Society и консалтинговой компании Public First показало, что больше половины работающих «джензеров» (родившиеся в 2000 году и позже) не откладывали ничего из дохода за последние два года. Это не просто неумение планировать — это сознательная стратегия: если будущее неопределенно, лучше получить удовольствие здесь и сейчас. Мы вряд ли когда-нибудь сможем позволить себе купить дом или квартиру. А вот бандажное платье в духе Hervé Léger купить можем.

В тревожные времена мы все ищем способы справиться с неопределенностью. Играть в богатство, примеряя на себя образ безудержного богача, — тоже копинговый механизм (психологический защитный прием, от англ. coping — «справляться»): кто-то цитирует эстетику «Boom-Boom» с иронией, высмеивая ее, а кто-то тянется к ней всерьез. Мода же, как всегда, просто предоставляет костюмы для ролей, которые мы пытаемся играть в попытке обрести хоть какую-то стабильность в нестабильном мире.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Новости рубрики