Стиль
Впечатления «Матильда» не заслуживает любви, но и не жаждет скандала
Стиль
Впечатления «Матильда» не заслуживает любви, но и не жаждет скандала
Впечатления

«Матильда» не заслуживает любви, но и не жаждет скандала

Фото: kinopoisk.ru
Ожидалось, что распиаренный депутатом Поклонской биографический фильм Алексея Учителя о балерине, у которой была интрижка с Николаем II, окажется помпезной исторической постановкой о невозможной любви. Но кинообозревателя «РБК Стиль» ожидал сюрприз.

В начале подобных статей принято предупреждать о спойлерах. В этой они неизбежно будут, хотя странно бояться спойлеров в фильме, основанном на реальных событиях из российской истории, пусть и немного, как признал Алексей Учитель, приукрашенных.

В российском кино, которое зависит от госфинансирования и, соответственно, вынуждено выражать интересы выдающей деньги стороны, сейчас существуют три основные темы, они же — пресловутые скрепы: Великая отечественная война, космос и балет. Интересно, что все они, а не только первая, почти всегда раскрываются кинематографистами в ретро-ключе. Основанные на реальных событиях сюжеты о космосе («Салют 7», «Время первых») и балете посвящены событиям прошлого. Таким образом как будто априори признается, что в области космоса и балета мы давно отстаем от планеты всей, но хотя бы есть что вспомнить.

 

 

Эти фильмы о российских или советских победах, чтобы быть интересными зрителям, плетутся в хвосте голливудских тенденций — точно так же, как в 1930-х Григорий Александров копировал американские мюзиклы, а Любовь Орлова изучала макияж и гардероб Марлен Дитрих. Все недавние успешные российские фильмы о Второй мировой войне (например, «Сталинград» Федора Бондарчука) невозможно представить без вышедшего 20 лет назад эталонного «Спасти рядового Райана», показавшего, как преподносить современной аудитории военное кино. Точно так же наши современные фильмы о космосе сделаны с оглядкой на «Гравитацию», определившую, как именно нужно подавать космическую тему в XXI веке. У фильмов о балете тоже есть свой ориентир — «Черный лебедь» Аронофски, и в «Матильде» одержимость перфекционизмом показана в стремлении Кшесинской непременно научиться исполнять 32 фуэте, чтобы обскакать соперницу Леньяни (а зрителям — доказать, что она не пошла в балет, чтобы стать куртизанкой). С балетом в кино у нас дела обстоят хуже, чем с войной и космосом — «Большой» собрал в прокате всего 234 млн руб. при бюджете 370 млн, доказав, что проблемы классического танца современным зрителям не близки. Но в «Матильде» речь идет, конечно же, не просто о танце.

Фото: kinopoisk.ru

Самая большая неожиданность в «Матильде» — жанровая чехарда. Обычно в российском кино такой биографический фильм решается как пышная историческая драма или, учитывая сюжет о любви еще не коронованного Николая II (Ларс Айдингер) к Кшесинской (Михалина Ольшанская), — как мелодрама. В конце концов, это фильм о невозможной любви, той, о которой пела Пугачева во «Все могут короли». Учитель же, возможно, осознав, что тенденция изменилась и жанр исторической драмы может вызвать у современных зрителей только вежливую зевоту, неожиданно снимает триллер о любовном даже не треугольнике, а четырехугольнике (Матильда — Николай II — князь Андрей — граф Воронцов). Бедный цесаревич, который целых шесть лет страдал от любви с момента знакомства с Кшесинской в 1890-м вплоть до своей коронации и женитьбе на будущей Александре Федоровне (Луиза Вольфрам), показан здесь единственным вменяемым мужчиной в жизни примы, который не хочет ее убить, в отличие от Воронцова (Данила Козловский) и князя Андрея (Григорий Добрыгин), в итоге женившегося на Матильде. Мало того, он и его мать, императрица Мария Федоровна (Ингеборга Дапкунайте) — редкие в этом фильме не карикатурные герои с личностными характеристиками. Воронцов, помимо попыток убить Кшесинскую, больше ничем не занят, как и князь Андрей, единственное состояние которого — влюбленность. В общем, Матильда тоже занята только тем, что танцует и позволяет окружающим любить себя — у нее нет других занятий или бэкграунда, что для героини, именем которой назван фильм, странно.

Фото: kinopoisk.ru

Вопреки возмущениям православных радикалов, своими протестами против фильма создавших ему прекрасную рекламу, обычный зритель вряд ли поймет, что именно в этой истории отношений свободного цесаревича и незамужней танцовщицы может вызвать гнев верующих. «Матильде» имеет смысл предъявлять художественные претензии: здесь есть пара нелепых напыщенных диалогов (Николай: «Что подаришь? Браслет или серьги?» Князь Андрей: «Свою жизнь, а то можно так и не узнать, кто ты на самом деле»), отсутствует сцена собственно знакомства Николая с Матильдой и ее приглашения в его покои (балерина оказывается на кровати цесаревича так, будто Учитель вырезал в монтаже логически важную связку), Воронцова сначала вешают и потом пытают, а не наоборот, а Мария Федоровна, целых шесть лет предостерегавшая сына от компрометирующей его неравной связи, вдруг сникает в самый ответственный момент и на самой коронации даже не присутствует.

Но к тому, как показан будущий царь, вопросов нет. «Ники» Романов — самый трезвомыслящий мужчина в этом дурдоме, где остальные поклонники Матильды бьются в истерике и обещают ее порешить. Мало того, он еще и добрый, справедливый царь, настаивающий на выплате компенсаций семьям погибших в давке во время коронации. «Матильда» так беззуба и невинна, что совсем не вписывается в ряд по-настоящему скандальных фильмов вроде «Последнего искушения Христа» — через пару лет, когда о причине скандала забудут, все будут смотреть картину и недоумевать, из-за чего был шум. Возможно, для православных радикалов, для которых Николай Романов — канонизированный страстотерпец, сама мысль о том, что он предавался плотским утехам с балериной даже до свадьбы — грех. Для всех остальных зрителей — наоборот, свидетельство физического и душевного здоровья. Последнего сейчас в публичных спорах частенько не хватает.